… о барьерах на пути высококвалифицированных специалистов в ФРГ
Постоянное временное явление
Торгово-промышленная палата Германии (DIHK) потребовала от Федерального правительства начать борьбу с бюрократией. В частности, с механизмом приема на работу иностранных специалистов.
Документ из 66 пунктов, поданный на рассмотрение Кабинету министров, отражает давнюю мечту экспертов DIHK о снижении бюрократических расходов на 80 миллиардов евро в год. Конечная стоимость любого материального или интеллектуального продукта в Германии завышена минимум на четверть, а создаваемого малыми и средними предприятиями - в 12 раз, утверждают экономисты, и нередко "за счет неоправданных расходов на оформление документации и получение всевозможных справок от контролирующих органов".
Этот момент, равно как предложения по упрощению налогового права и системы социального страхования, а также по частичной приватизации автомобильного техосмотра, заняли свое достойное место в проекте "Закона о снижении финансовой нагрузки на средний слой". Однако главным направлением своей стратегии президент DIHK Людвиг Георг Браун (Ludwig Georg Braun) назвал "борьбу за облегченный въезд в ФРГ высококвалифицированных специалистов из-за рубежа". Торгово-промышленная палата вернулась к этому вопросу вскоре после того, как решением министра труда Франца Мюнтеферинга (Franz Mntefering) тема "либерализации набора иностранных кадров" была снята с повестки дня. Г-н Браун намерен переубедить вице-канцлера, "плохо представляющего себе экономическую ситуацию Германии", о чем и заявил на прошлой неделе в Потсдаме, в рамках конференции по вопросам информационных технологий. "Открыть внутренний рынок труда для столь необходимых стране инженеров и менеджеров из третьего мира, а не создавать дополнительные препоны в виде нереальных цифр заработка и драконовских требований к членам семьи соискателя" призвал Федеральное правительство президент DIHK. "Ведь в сложившейся ситуации претендент на место тратит месяцы, а то и годы на оформление документов, его потенциальный работодатель - время и силы на то, чтобы убедить инстанции в правильности своего выбора! А результат этого - реальные потери в производительности!" - упрекнул Браун "неповоротливый аппарат" Мюнтеферинга.
Мюнтеферинг, впрочем, в Потсдам не приехал, а потому призывы и упреки может сбросить со счетов. Зато конференцию почтили своим присутствием канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) и министр внутренних дел Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schuble). Первая подчеркнула необходимость дальнейших инвестиций в науку и высшее образование "в интересах отечественных светлых голов" и пообещала в течение ближайших трех лет выделить на развитие компьютерной сферы и "соответствующих университетских подразделений" 1,2 миллиарда евро. Второй отметил, что связывает свои надежды на экономический подъем с механизмом "циркулярной миграции", предложенным им совместно с французским коллегой Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и утвержденным в прошлую пятницу в Брюсселе представителями 25 государств Евросоюза. Согласно этой модели, ЕС мог бы предоставить право на ограниченную (сроком 3 - 5 лет) рабочую визу для граждан "беднейших" стран с условием их обязательного возвращения домой и "использования на родине набранного опыта".
Однако новаторство г-на Шойбле уже встречено в штыки не только социал-демократическим вице-канцлером, который готов насмерть стоять за "национальную компетенцию" в вопросах, связанных с рынком труда, но и товарищами по собственной партии. "Весьма скептически" оценил "циркулярную" идею вице-шеф фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Вольфганг Бозбах (Wolfgang Bosbach), уверенный в том, что "если кому-то понравится в Германии, он обязательно попытается остаться здесь, пусть даже нелегально", и добавил что-то вроде "нет ничего более постоянного, чем временное явление". О своем "недоверии к любым попыткам перенести вопросы занятости из национальной компетенции в общеевропейскую" заявили спикер ХСС в Бундестаге Хартмут Кошик (Hartmut Koschyk) и его коллега в Европарламенте Манфред Вебер (Manfred Weber).
Возможность пересмотра положений Закона об ограничении и урегулировании миграции, даже в свете актуальной нехватки 22 000 специалистов в сфере коммуникационных технологий, представляется, по словам Людвига Георга Брауна, "к сожалению, малореалистичной". Если, конечно, правительство не заинтересуется предложениями DIHK по экономии 80 миллиардов евро.
Наша справка
Идея "циркулярной" или "временной" рабочей миграции для Европы не нова. В 1955 году германо-итальянским соглашением о рекрутировании иностранных рабочих было положено начало тому явлению, которое позже укоренилось в языковом термине "гастарбайтер". В основе его лежали две задачи - выравнивание межгосударственного торгового баланса и "затыкание дыр" в послевоенном рынке труда Германии.
Сегодня иностранцы необходимы коммуникационным технологиям, полвека назад без них задыхались сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и строительство. В первое время предполагалось давать разрешения на въезд 100000 итальянцев в год. К 1968-му приехало 1,1 млн.; к 1973-му - 2,6. За германо-итальянским соглашением последовали двусторонние договоры с Испанией и Грецией (1960), Турцией (1961), Португалией (1964), Тунисом и Марокко (1965), Югославией (1968).
К 1973 году в ФРГ проживали 4 млн. иностранцев. Именно тогда, мотивировав свое решение результатами международного нефтяного кризиса, правительство страны объявило об окончании набора рабочей силы из-за рубежа.
Елена ОБОДОВСКАЯ. «Русская Германия», 1 января 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)