Rambler's Top100

№ 271 - 272
1 - 21 января 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» об итогах 2006 года
«Комсомольская правда» о миграционной политике России
«Российская газета», «Новые известия» и «Россiя» о законодательных новациях в миграционной политике
«Литературная газета» о миграционной политике России глазами законодателей
«Вечерний Бишкек» о проблеме ужесточения миграционной политики России глазами властей Киргизии
«Эхо» о возможных последствиях новых российских миграционных устрожений для Азербайджана
«Независимая газета» о возможностях переселения соотечественников в Россию
«Фергана.ru» о переселении соотечественников глазами самих соотечественников
«Эксперт» о зарубежных соотечественниках в странах бывшего СССР
«Российская газета» о межнациональных браках в Москве
«Экономика и жизнь» о конкуренции за квалифицированных трудовых мигрантов
«Русская Германия» о барьерах на пути высококвалифицированных специалистов в ФРГ
«Телеграф» о барьерах ЕС-15 для мигрантов из новых стран-членов Евросоюза
«Версия в Питере» и «Деловой Петербург» о рынке труда и потребности в мигрантах в Санкт-Петербурге
«Невское время» о «желании» коренных жителей России работать на рынках
«Российская газета» о трудовой миграционной бирже
«Ведомости» о прописке

«Телеграф» о возможности виртуально декларировать место жительства в Латвии
«Эхо» о введении миграционных карт и других вопросах учета миграции в Азербайджане
«Молодежь Эстонии» о безвизом режиме для эстонских «неграждан» в ЕС
«The Wall Street Journal» об эксплуатации труда гастарбайтеров государством в КНДР
«Le Figaro» о торговле людьми
«Российская газета» о школах толерантности в Екатеринбурге
«Трибуна» о демографических проблемах России и путях их решения
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о путях решения демографической проблемы глазами законодателей
«Российская газета» о законодательных новациях в области демографии
«Деловой Петербург» о программе демографического развития России
«Финансовые известия» о спекуляции на детях
«РИА Новости» о влиянии материнского капитала на рост рождаемости
«Известия» об отцовстве и материнстве
«Деловой Петербург» о семейных ценностях в России
«Итоги» о социальных стандартах
«Российская газета» о снижении смертности в России
«The Guardian» о возможных жертвах пандемии гриппа в мире
«Зеркало недели» о новом законе «О занятости населения» на Украине
«Независимая газета» об увеличении площади лесов в ряде стран

… о школах толерантности в Екатеринбурге

Большая перемена мест

В школе Екатеринбурга открыли факультативы для детей мигрантов

Мигранты, приезжающие в Россию, сталкиваются с огромным количеством проблем, одна из самых насущных - учеба детей. Дети часто не знают ни языка, ни традиций, не могут найти общий язык со сверстниками, оставаясь в стороне, а то и вступая в конфликт. Решение этой проблемы нашли в екатеринбургской школе №87, три года назад здесь разработали собственную программу для обучения детей мигрантов.
Идея программы под названием "Школа - центр воспитания толерантности и поликультурного образования" принадлежит директору школы Наталье Смирновой. Школа расположена на окраине города, где обычно приобретают или снимают жилье прибывающие в город гости из дальнего и ближнего зарубежья.
- Три года назад мы подсчитали, что в школе учатся дети девятнадцати национальностей, - говорит Наталья Владимировна. - У большинства из них были проблемы с русским языком, дети попросту не понимали ни одноклассников, ни учителей, не говоря уже о школьном материале, который необходимо было осваивать. Тогда педагоги решили заниматься с ребятами факультативно - не только учить язык, но и рассказывать об истории и культуре России.
Заместитель директора по воспитательной работе Галина Петрова рассказывает, что с каждым ребенком работают индивидуально:
- Когда в школу приходит новый ученик, мы в первую очередь знакомимся с его родителями, стараемся составить полную картину о нем, выясняем уровень его владения русским языком. Создаем группы, в которые включаем детей, имеющих примерно одинаковый уровень подготовки. Спустя некоторое время даже самые неподготовленные ученики уже неплохо понимают преподавателя и пишут диктанты. Но с произношением у многих детей еще остаются проблемы - некоторых звуков попросту нет в их родных языках, поэтому кроме преподавателя русского с детьми занимается логопед. А еще в рамках программы проводятся уроки психологического развития, на которых школьный психолог работает по своему собственному оригинальному проекту "Помни, что ты только человек".
Разработанную три года назад программу "Школа - центр воспитания толерантности и поликультурного образования" педагоги школы постоянно развивают и "корректируют на местности". А год назад в 87-й школе для детей мигрантов появилась еще и "Школа конфликтлоцманов". Эта "школа" - русифицированный вариант программы Берлинского университета. Галина Михайловна рассказывает, что ученики этой "школы" осваивают сложное искусство разрешать конфликты мирным путем, налаживать отношения со сверстниками и определяться со своей социальной ролью. Ребят делят на две группы, по возрасту. Со старшими занимаются учителя, а с малышами - сами старшеклассники, часто на собственном опыте показывая способы выхода из конфликтной ситуации. Неудивительно, что "школу" с удовольствием посещают не только дети мигрантов, но и их уральские сверстники.
В школе номер 87 никаких этнических конфликтов не случается - ребята всех национальностей с воодушевлением отмечают традиционные для школы Дни национальной культуры, на которых дети поют, танцуют, рассказывают про обычаи своего народа. О родителях тоже не забывают: скоро специально для родителей учеников в школе откроется этнокультурный клуб "Контакт".
Педагоги отмечают, что при таком отношении дети-мигранты очень быстро раскрепощаются и становятся практически неотличимы от своих одноклассников. Однако об итогах программы особо распространяться пока не хотят. Галина Михайловна считает, что итоги можно будет подвести только тогда, когда все выпускники смогут найти свое место в жизни. Но уже сейчас видно, что те ребята, которые, придя в школу, не могли сказать и слова по-русски, боялись или не хотели общаться со сверстниками, теперь лидеры и заводилы класса. Некоторые, окончив девятый, уже поступили в техникумы и колледжи. Педагоги школы выступают со своей программой на конференциях и семинарах и даже дали мастер-класс для учителей школ Екатеринбурга - проблема адаптации детей мигрантов в уральском мегаполисе стоит очень остро. А со следующего года подобная программа будет введена еще в пяти школах города.

Юлия ЛАВРУШИНА. «Российская газета», 10 января 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.