Тема эмиграции из Израиля звучит особенно невесело в последние годы, когда количество выехавших из страны стало превышать число совершающих "алию" - репатриацию. Не так давно Израиль был шокирован данными о том, что Германия принимает больше евреев из стран СНГ и Балтии, чем еврейское государство.
И вот - новое заседание комиссии по алие и абсорбции и новые цифры: из 939000 "русских" репатриантов, прибывших в Израиль в 1989-2002 годах, 72000 покинули страну. В их среде уезжающих в пять раз больше, чем среди коренных израильтян. 9100 переехали в Россию, 5250 - в Украину, остальные, по всей вероятности, избрали новым местом жительства США, Канаду, Австралию и Европу.
"Русские" политики вновь начали бить в набат, требуя срочных мер по борьбе с "отъезжантскими" настроениями. Министр абсорбции Зеэв Бойм еще раз пообещал поднять абсорбцию на достойный уровень. Кстати, Бойм в июне рассказывал журналистам о том, что через два года, к 60-летию основания государства, министерство запустит специальную программу со льготами и подарками для тех, кто пожелает вернуться. При этом так и осталось непонятным, почему осуществление такой программы надо приурочивать к крупным датам и ждать еще два года, если проблема "йордим" - так в Израиле называют людей, покинувших страну - актуальна уже сейчас.
С другой стороны, время от времени раздаются успокаивающие голоса: мол, число наших "возвращенцев" не превышает среднестатистической мировой нормы в 10% (по Израилю их всего 7,6%). Да и бегут за границу перекати-поле, ненадежные люди, не сумевшие привязаться к новой родине, интересанты, ищущие лучшей жизни, - а значит, туда им и дорога. Пусть в Израиле остаются настоящие патриоты, готовые делить со своей страной и беды, и радости.
Такая позиция отчасти справедлива. Действительно, так называемая отрицательная миграция существует во всех странах, в том числе и в самых благополучных. Например, почти двенадцать миллионов шведских граждан постоянно проживают за границей (что даже превышает число жителей страны), но Швеция не выражает озабоченности по этому поводу. Право человека на выбор места жительства - неоценимое завоевание демократии, которое никто не может оспаривать.
При этом вполне понятно, почему репатрианты снимаются с места чаще коренных израильтян. Кто-то действительно не успел пустить корни в Израиле, у многих сохранились связи, позволяющие наладить успешный бизнес или найти достойную работу в стране исхода. Старшеклассникам легче сдать экзамены на родном языке и получить бесплатное высшее образование. Так стоит ли переживать за людей, которые действительно обретут свой шанс на мирную обеспеченную жизнь?
Эти прописные истины, наверное, должны успокаивать израильское руководство. Но успокаиваться ему не стоит. Израиль - не совсем обычная страна, и то, что для других в порядке вещей, здесь должно вызывать тревогу.
Израиль - государство репатриантов, куда большинство людей ехало для того, чтобы обрести свой дом, а не остановиться на промежуточной станции. Их отъезд свидетельствует о глубоком разочаровании в самой идее сионизма, разочаровании, которое разделяют и коренные израильтяне. Многие из них сегодня с горечью сетуют на то, что Израиль изменился, в нем нет прежнего единства, веры в будущее и доверия к власти. Последний фактор для многих становится решающим. Граждане Израиля готовы отдать жизнь за свою страну, мириться ради нее с хронической безработицей, высокими налогами и постоянно растущими ценами, но не согласны становиться заложниками нерешительной и неумной политики правительства, умирать и голодать из-за коррумпированных министров и генералов.
После Ливанской войны о недоверии к правительству как о причине покинуть страну заговорили в полный голос, что подтвердил опрос, проведенный министерством абсорбции среди репатриантов. Ранее внесла свою лепту программа размежевания. Сперва поселенцы, а потом жители Севера почувствовали себя брошенными и преданными своим государством, и никто в Израиле в последнее время не чувствует себя защищенным от подобного предательства. Если ситуация не изменится, можно ожидать новой массовой волны эмиграции израильтян, которая на самом деле спровоцирована внутренней эмиграцией власти, устранившейся от бед и чаяний народа.
Но если задуматься, то отрицательная миграция не мешает правительству, а наоборот - помогает естественным путем избавиться от недовольных и разочарованных. Политики, которые в первую очередь беспокоятся о своей сиюминутной выгоде, легче найдут общий язык с теми, кто остается - самыми верными, самыми стойкими и терпеливыми. Да и на "русской улице" эта тенденция на руку многим общественным деятелям - ведь образованные, устроенные, независимые в суждениях эмигранты и так мало интересовались политикой. С их отъездом в русскоязычной общине растет доля пенсионеров, безработных и других получателей пособий, которые будут всегда поддерживать "своих" представителей, обещающих стоять за их интересы.
Вероятно, такими соображениями можно объяснить вялую реакцию Кнессета и правительства на растущие цифры эмиграции из страны. Власть имущие, видимо, не понимают, что в Израиле остается достаточно честных и непримиримых людей, чье терпение в конце-концов лопнет. Они любят свое государство, хотят жить только в нем, и они в конце концов сделают его пригодным для жизни. Скорее всего, для этого придется перевернуть всю политическую систему. Но когда такой переворот произойдет, и народ обретет власть, которой можно верить, - тогда, скорее всего, выяснится, что большая часть уехавших все эти годы мечтала о возвращении в Израиль.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)