В минувший вторник, в 13.46 дня по центральноевропейскому времени, население Соединенных Штатов Америки перевалило за 300 миллионов. Официально, по крайней мере.
На самом деле вполне возможно, что еще несколько месяцев назад трехсотмиллионный американец, как не вполне политкорректно пошутил коллега из Associated Press, без лишних фанфар и, боже упаси, фейерверков, переполз мексиканскую границу. Власти - а подсчетом населения в США, естественно, занимается государство - гипотезу эту не подтверждают, не опровергают и о знаменательной дате вообще предпочитают особо не распространяться (никаких официальных торжеств, к примеру, не было). Политика, однако: через две 2 недели выборы в Конгресс, и шансы правящей (и президентской) Республиканской партии на сохранение контроля за высшим федеральным законодательным органом, если верить социологам, нехороши. Нелегальная иммиграция стоит в предвыборной повестке дня весьма высоко. Неспособность власти обуздать появление новых американцев из лона Мексики демократы превратили в политическое лыко, которое методично вставляют в каждую строку республиканцам (как будто сами они в бытность свою большинством в Конгрессе справлялись лучше).
По неофициальной, но общепринятой оценке, в стране находится около 12 миллионов нелегалов, в подавляющем большинстве своем - "хиспэники", то есть выходцы из Латинской Америки. Федеральные переписи населения, проводящиеся раз в 10 лет, причисляют их к лику американцев. Однако принято считать, что еще не менее миллиона ни в каких переписях не показываются: избегают даже таких контактов с властями. На всякий случай. Все эти факторы и задают точность подсчета: относительно гарантированно плюс 12 или около того миллионов и, совсем уже приложив палец к носу, плюс еще то ли миллион, то ли полтора, то ли два. Официальные цифры таковы: в среднем каждые 7 секунд в Штатах фиксируется чье-то рождение, каждые 13 секунд - чья-то смерть, и еще раз в 31 секунду в страну въезжает/влетает/входит/вбегает/вползает иммигрант. На основании этих цифр и данных последней переписи населения, подкорректированной текущей статистикой, и был подсчитан магический момент "300-миллионенья" Америки.
Предыдущая отметка с шестью нулями была пройдена в 1967 году. Быть двухсотмиллионным американцем корреспонденты журнала Life назначили мальчика, только что появившегося на свет в роддоме в Атланте. Хотя выбор именно этого ребенка и был весьма условным, в точности даты сомневаться не приходилось: нелегальная иммиграция тогда не была сколь-нибудь заметной проблемой.
Население Америки, таким образом, за неполные 40 лет увеличилось в полтора раза - результат, совершенно нетипичный для всех остальных развивающихся стран. И дело тут отнюдь не в иммиграции (хотя 300-миллионный американец, если считать таковым все-таки новорожденного, вероятнее всего, "хиспэник" - в этой группе населения рождаемость самая высокая). Иммиграция обеспечивает чуть больше трети прироста населения. Остальное происходит, так сказать, естественным путем, и вовсе не только благодаря низкой смертности и высокой средней продолжительности жизни. У американцев совершенно благополучные показатели рождаемости - несравнимые с другими развитыми странами. Средняя американская женщина рожает за свою жизнь 2,1 ребенка - несколько выше так называемого уровня воспроизводства (при котором население остается постоянным). В то же время средний показатель по ЕС составляет 1,47, а в некогда католических и многодетных Испании и Италии и вовсе 1,28. Если исключить иммиграцию (а тема "что такое иммиграция и как с ней бороться" сейчас на пике моды во всей Европе), население этих стран сократится вдвое за 40 лет. Население США за этот же срок вырастет еще более чем на 100 миллионов: по прогнозам демографов, 400-миллионный рубеж Америка пройдет к 2043 году.
Немедленного и однозначного ответа на вопрос - что же отличает американцев от жителей всех остальных развитых стран? - нет. Гипотез - множество, и все они так или иначе рано или поздно упираются в американский национальный характер. Что есть американский (как, впрочем, и любой другой) национальный характер, опять же доподлинно неизвестно никому - но совершенно очевидно, что одной из наихарактернейших черт этого характера является оптимизм. Человеку со стороны оптимизм американцев порой кажется наигранным, иногда - глупым, довольно часто - ничем не обоснованным. Однако же - оптимизм в Америке действительно наличествует. Источники его разные исследователи и наблюдатели ищут в разных местах, но чаще всего упоминают религию. Мол, искренняя вера ободряет и позволяет куда более светлым взглядом смотреть в будущее. Кстати, она же считает деторождение весьма богоугодным делом. Сомнений в том, что средний американец куда набожнее среднего европейца, японца, россиянина или даже соседа-канадца, нет - но эта констатация никак не объясняет, почему это в Америке высокая рождаемость характерна и для социологических групп "атеисты" и "неверующие". (Группы эти, по американской системе статистики, разные: атеист не может доказать, что Бога нет, следовательно, он в это верует, а неверующий вообще ни во что не верит, ни в Бога, ни в его отсутствие.) Однако и неверующие/атеисты американцев, с точки зрения жизнерадостности, мало чем отличаются от верующих, что, собственно, и позволяет говорить об оптимизме именно как о черте национального характера, давно уже напрямую не связанной с религией.
Одна забавная гипотеза объясняет американский феномен просторностью страны - мол, в США просто физически есть где плодиться и куда размножаться. Рациональное зерно тут, несомненно, присутствует: средняя плотность населения на квадратный километр в Америке для развитой страны вопиюще маленькая. В то же время самая низкая рождаемость на планете зарегистрирована в городах-государствах с самым высоким на Земле числом душ на единицу площади: в Сингапуре и китайских Гонконге и Макао (1,06, 1,02 и 0,95 детей на женщину соответственно). Совсем уж нулевая рождаемость в еще одном городе-государстве, в Ватикане, но проблема тут, надо полагать, не в скученности. Между прочим, в Америке площадь среднего дома на одну семью за последние полвека выросла с 93 квадратных метров до 195. При этом жилье одинакового качества в разных регионах стоит очень по-разному - от Калифорнии с ее "ближе, чем на полмиллиона, и не подходи" до растущих городов Техаса и Среднего Запада, где цены за такие вот 195-метровые домики в зеленом пригороде вполне комфортно укладываются в 130 - 150 тысяч долларов. Да, платить за дешевое жилье приходится переездом, который, как известно, равен двум пожарам - но, видимо, американцев такая такса устраивает: они остаются самой мобильной, с географической точки зрения, нацией из числа экономически развитых. Понятное дело, что дома эти покупаются в кредит, что опять же подразумевает светлый взгляд на будущий порядок вещей - то есть оптимизм и связанную с ним уверенность в завтрашнем дне.
В политическом смысле оптимизм чреват тем, что последствия некоей затеи (вроде иракской, например) приходится осмысливать по мере их наступления. Демографическим показателям безалаберность и некоторое недоосмысление последствий, однако, только на пользу.
Александр ДЫМЕЛИН. «Русская Германия», 23 октября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)