… о демографических проблемах и миграционной политике России
Природа не терпит пустоты
Одна из самых острых проблем современной России - неуклонное сокращение численности населения. Президент назвал важнейшей национальной задачей преодоление демографического кризиса, ведь в противном случае уже в середине XXI века население самой большой по территории страны земного шара не превысит ста миллионов человек.
Сегодня государство уделяет все большее внимание поощрению многодетных родителей и повышению продолжительности жизни. Это чрезвычайно важная работа. Но вместе с тем демографический кризис в России обладает и "другим измерением": население сокращается неравномерно! Наиболее болезненная ситуация складывается в азиатской части - а ведь эти регионы имеют огромное экономическое и геополитическое значение. И от того, как сложится их судьба, во многом зависит будущее страны.
Остроту момента иллюстрирует безжалостная статистика. Так, если за период, прошедший с переписи 1989 года, население России в целом сократилось на 1,22 %, то в Сибирском федеральном округе - уже на 5 %, а в Дальневосточном - на 16 %. До 90-х годов все было вполне благополучно: население этих регионов, пусть и невысокими темпами, но все-таки росло или, во всяком случае, не сокращалось. Перелом произошел тогда, когда эта важнейшая проблема вышла из сферы влияния государства и была вброшена в стихийную среду.
Причина сокращения населения в восточных регионах очевидна и состоит не только и не столько в превышении смертности над рождаемостью, сколько в оттоке местных жителей в центр. Стихийный миграционный отток усиливается в результате не оправдавшей себя политики "северного вывоза", так что остановить его можно только за счет создания равных условий жизни в европейской и азиатской частях России. А это возможно лишь при условии развития экономической и социальной инфраструктуры на востоке. Не решить эту задачу и без системного, комплексного подхода. А вот его-то сегодня, увы, и не наблюдается.
Да, в стране приняты многочисленные программы. Но они либо не выполняются, либо не охватывают одновременно весь комплекс мероприятий, необходимых для разрешения демографического кризиса. Что нужно сделать? Прежде всего, создать особые условия для инвестиций в экономику этих территорий. Поле деятельности здесь открывается широкое: необходимо отдать предпочтение этим регионам в отношении проектов, финансируемых из инвестиционного фонда, увеличить на востоке число особых экономических зон и продумать, как без инфляционного всплеска направить на развитие Сибири и Дальнего Востока часть стабилизационного фонда.
Необходимо также выработать особую налоговую и таможенную политику льгот и привилегий по частным предпринимательским вложениям в обрабатывающую промышленность, аграрный сектор, транспортную инфраструктуру, здравоохранение, образование и жилищное строительство. Условия для инвестиций в эти области должны быть лучше, чем на российском западе. Это необходимо еще и потому, что определенные силы лоббируют ориентацию этих регионов на сырьевой сектор и делают акцент в их освоении на дальнейшую добычу полезных ископаемых. Но таким путем не ликвидируешь накаляющийся до предела демографический кризис в Сибири и на Дальнем Востоке! В конце концов, не будем же мы поднимать наши природные ресурсы в этих районах вахтовым методом!
Для создания социально-экономической инфраструктуры, сопоставимой с той, которая существует в западной части России, нужно также незамедлительно продумать и привести в действие соответствующую миграционную политику. Сегодня эти регионы вряд ли притягательны для иммигрантов из стран СНГ. Репатрианты предпочитают селиться в южных и центральных районах страны: доля Дальнего Востока в миграционном приросте России за счет жителей бывших союзных республик составила 1,3%, а в приграничных районах - всего 1%.
Очевидно, что развитию восточных районов поможет привлечение рабочей силы из соседних государств, главным образом из Китая. Но иммиграция должна быть строго контролируемой и дозируемой. Опираясь на мировой опыт, необходимо направлять потоки мигрантов в те отрасли, производства, учреждения, которые нуждаются именно в специалистах такого профиля или в рабочей силе вообще. Альтернативой может быть только неконтролируемая нелегальная иммиграция, негативные результаты которой мы уже ощущаем.
Наконец, большое значение в освоении Сибири и Дальнего Востока приобретает сотрудничество с соседними государствами. Главное направление здесь - создание и развитие различных производств на российской территории. Например, Китай заинтересован в создании целой сети электростанций на российском востоке, которые будут снабжать электроэнергией обе страны. Перспективны и сельскохозяйственные проекты. Понятно, что нам выгоднее получать сельхозпродукцию не из Китая, а от своих предприятий, находящихся на нашей территории, пусть даже там работают китайцы.
Все эти направления нужно развивать уже сегодня, одновременно и не затягивая процесс. Продуманная комплексная программа по освоению восточных территорий просто необходима нам и по геополитическим соображениям. В прилегающих трех провинциях Китая проживают сто миллионов человек, в то время как на российском Дальнем Востоке - всего пять миллионов. При продолжении оттока населения здесь образуется вакуум. А пустоты так или иначе всегда заполняются - под давлением окружающей среды...
Евгений ПРИМАКОВ. «Бизнес журнал», 24 октября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)