… о миграционных квотах
|
В России вводят черту оседлости
|
Кампания по "натурализации" мигрантов оказалась
под вопросом
Правительство решило сократить квоту на выдачу иностранцам
разрешений на временное проживание в России до 107,4 тысячи в 2006
году против 108 тысяч в нынешнем. Постановление о новых квотах премьер
Михаил Фрадков подписал 17 ноября, но опубликовано оно было только
в четверг. Разрешение на временное проживание в Москве в следующем
году сможет получить лишь одна тысяча человек. Больше всего разрешений
(25,3 тысячи) будет выдано в Приволжском федеральном округе. Буквально
неделей ранее правительство приняло еще одно постановление, регулирующее
приток иностранцев: 14 ноября Михаил Фрадков утвердил квоты на выдачу
приглашений на въезд в Россию для трудовой деятельности. Таких приглашений
можно будет выдать до 329,3 тысячи, что в полтора раза больше, чем
в прошлом году (214 тысяч), но все равно не дотягивает до уровня
2003 года (530 тысяч). Причем по выдаче приглашений для иностранных
работников будет лидировать Москва - в столицу можно будет привлечь
до 40 тысяч человек.
Хотя обе новости остались практически незамеченными СМИ, в них очень
наглядно отражается "генеральная линия" российской миграционной
политики. Которая, надо сказать, разительно отличается от заявленной.
Итак, в чем же разница между двумя типами квот? Первое различие
заключается в том, какой степенью свободы обладают въезжающие в
страну мигранты. Приглашение для иностранцев для трудовой деятельности
оформляется по инициативе работодателя - но не работника. То есть
по этим квотам иностранцы приезжают в Россию на конкретную работу
и конкретную должность. Меж тем разрешение на временное проживание
дает иностранцу право трудиться в России без дополнительной "отмашки"
властей. То есть выбирать работу по собственному усмотрению - правда,
только в пределах того региона, где было выдано разрешение на временное
проживание.
Надо отметить, что утвержденные квоты "на въезд" не имеют
отношения к планируемой властями "амнистии мигрантов".
Приглашения для рабочих (тех, что еще находятся за пределами страны)
и разрешения на работу (для тех, кто уже живет в России) - не одно
и то же. Однако очевидная разница в утвержденных квотах ставит под
сомнение обещания властей максимально способствовать натурализации
мигрантов. Очевидно, что предпочтение отдается "целевой миграции"
(то есть приезду работников на заранее оговоренную работу), а наличие
у мигрантов хотя бы минимальной свободы выбора не поощряется. Как
уже отмечалось, "целевых" мигрантов в будущем году в Москве
будет ровно в 40 раз больше, чем "вольных".
Известно, что "целевой" мигрант не может менять работу
по своему усмотрению, какими бы ни были условия труда, отношение
работодателя, зарплата, перспективы на других должностях и т.д.,
- в противном случае его разрешение аннулируется. То есть изначально
подразумевается, что такие приезжие - лишь временная рабсила. Которой
особенно и незачем вливаться в общество, поскольку она может находиться
в стране ровно столько, сколько она нужна конкретному работодателю.
Если же, говоря о натурализации, власти имеют в виду такое положение
иностранцев, то налицо серьезная подмена понятий. Ведь возможность
по-настоящему натурализоваться дает разрешение на временное проживание,
которое может стать первым (и необходимым по закону) шагом к получению
гражданства.
Стоит также обратить внимание и на второе, не менее важное различие
между "целевой" и "вольной" миграцией. Оно заключается
в процедуре оформления разрешений на въезд и на временное проживание.
Попытаться "выбить" из госорганов разрешение на проживание
любой мигрант может самостоятельно. Результат зависит в основном
от личной настойчивости и связей. Между тем разрешение на въезд
(а также на работу) целиком и полностью зависит от работодателя.
Которому для этого нужно обратиться в три инстанции, представить
21 документ и заплатить госпошлину. Стоит ли говорить о том, что
большинство компаний предпочитают не обременять себя такими заботами?
Получается, что, наращивая квоты на "целевую" миграцию
и сокращая количество разрешений на временное проживание, власти
по-прежнему делают выбор в пользу зависимых от государства и работодателя
"поденщиков" - но не потенциальных новых граждан с более
или менее полноценным набором прав и обязанностей. К тому же сложность
оформления приглашений для иностранных работников и инертность работодателей
будут по-прежнему вытеснять значительную часть мигрантов в тень.
Остается надеяться на то, что Федеральная миграционная служба выполнит
свое обещание упростить эту процедуру. Сбудутся ли эти обещания
- пока неизвестно. Пока же власти действуют по привычной системе:
сначала вводим новые ограничения, а либерализацию устроим потом.
Может быть...
"RBC daily", 25 ноября 2005 года
|