Rambler's Top100

№ 225 - 226
5 - 18 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Corriere della Sera" о положении женщин в мире
"Зеркало" (Баку) о трафике женщин
"Зеркало" (Баку) о насилии в отношении женщин
"Политический журнал" о мировом населении
"The Washington Times" о "бэби-крахе" в Европе
"Телеграф" (Рига) о демографическом будущем Европы
"Известия" о демографической модернизации России
"Политический журнал" о демографической и миграционной ситуации в России
"Итоги" о "национальной идее" и троцкизме в демографии
"Политический журнал" о роли миграции в демографическом развитии России
"Киевские ведомости" о демографической ситуации на Украине
"RBC daily" о демографической ситуации и демографической информации
"Политический журнал" о демографических проблемах России глазами "Народного правительства"
"Газета.ru" о предстоящей переписи населения
"Новые известия" о региональной демографической политике
"Зеркало недели" о детских выплатах на Украине
"Беларусь сегодня" о родовспоможении в Белоруссии
"Коммерсант-Власть" о демографической и социальной ситуации в российских регионах
"Время новостей" и "Огонек" о СПИДе
"День" о наркоситуации в среде молодежи на Украине
"Российская газета" о суицидах в России

"Российская газета" о программе повышения безопасности дорожного движения в России
"Die Presse" о новациях в иммиграционной политике стран ЕС
"RBC daily" о грядущих изменениях российского миграционного законодательства
"Российская газета" о миграционной политике России
"РИА "Новости" о миграции и экономике в России
"Коммерсантъ" о мигрантских переводах из России в 2005 году
"Газета" и "Новая газета" о новациях в законе о российском гражданстве
"RBC daily" о миграционных квотах
"Политический журнал" о миграции и политике
"NZ-online.ru" о полемике по оценке событий во Франции
"Российская газета" о мнении россиян о событиях во Франции
"Совершенно секретно" о цивилизациях, иммиграции и иммигрантах
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" о российской идентичности и евроисламе
"Эхо" (Баку) о реакции в Азербайджане на ролик "Родины"
"Новое время" о "Родине", ксенофобии и миграционной политике Москвы
"Время новостей" о компенсациях канадским аборигенам за издевательства в церковных школах
"Новые известия" о безработице и бедности в России
"Политический журнал" о перспективах пенсионной реформы в России
"Итоги" об идее возрождения ЛТП

… о миграционных квотах

В России вводят черту оседлости

Кампания по "натурализации" мигрантов оказалась под вопросом

Правительство решило сократить квоту на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание в России до 107,4 тысячи в 2006 году против 108 тысяч в нынешнем. Постановление о новых квотах премьер Михаил Фрадков подписал 17 ноября, но опубликовано оно было только в четверг. Разрешение на временное проживание в Москве в следующем году сможет получить лишь одна тысяча человек. Больше всего разрешений (25,3 тысячи) будет выдано в Приволжском федеральном округе. Буквально неделей ранее правительство приняло еще одно постановление, регулирующее приток иностранцев: 14 ноября Михаил Фрадков утвердил квоты на выдачу приглашений на въезд в Россию для трудовой деятельности. Таких приглашений можно будет выдать до 329,3 тысячи, что в полтора раза больше, чем в прошлом году (214 тысяч), но все равно не дотягивает до уровня 2003 года (530 тысяч). Причем по выдаче приглашений для иностранных работников будет лидировать Москва - в столицу можно будет привлечь до 40 тысяч человек.
Хотя обе новости остались практически незамеченными СМИ, в них очень наглядно отражается "генеральная линия" российской миграционной политики. Которая, надо сказать, разительно отличается от заявленной. Итак, в чем же разница между двумя типами квот? Первое различие заключается в том, какой степенью свободы обладают въезжающие в страну мигранты. Приглашение для иностранцев для трудовой деятельности оформляется по инициативе работодателя - но не работника. То есть по этим квотам иностранцы приезжают в Россию на конкретную работу и конкретную должность. Меж тем разрешение на временное проживание дает иностранцу право трудиться в России без дополнительной "отмашки" властей. То есть выбирать работу по собственному усмотрению - правда, только в пределах того региона, где было выдано разрешение на временное проживание.
Надо отметить, что утвержденные квоты "на въезд" не имеют отношения к планируемой властями "амнистии мигрантов". Приглашения для рабочих (тех, что еще находятся за пределами страны) и разрешения на работу (для тех, кто уже живет в России) - не одно и то же. Однако очевидная разница в утвержденных квотах ставит под сомнение обещания властей максимально способствовать натурализации мигрантов. Очевидно, что предпочтение отдается "целевой миграции" (то есть приезду работников на заранее оговоренную работу), а наличие у мигрантов хотя бы минимальной свободы выбора не поощряется. Как уже отмечалось, "целевых" мигрантов в будущем году в Москве будет ровно в 40 раз больше, чем "вольных".
Известно, что "целевой" мигрант не может менять работу по своему усмотрению, какими бы ни были условия труда, отношение работодателя, зарплата, перспективы на других должностях и т.д., - в противном случае его разрешение аннулируется. То есть изначально подразумевается, что такие приезжие - лишь временная рабсила. Которой особенно и незачем вливаться в общество, поскольку она может находиться в стране ровно столько, сколько она нужна конкретному работодателю. Если же, говоря о натурализации, власти имеют в виду такое положение иностранцев, то налицо серьезная подмена понятий. Ведь возможность по-настоящему натурализоваться дает разрешение на временное проживание, которое может стать первым (и необходимым по закону) шагом к получению гражданства.
Стоит также обратить внимание и на второе, не менее важное различие между "целевой" и "вольной" миграцией. Оно заключается в процедуре оформления разрешений на въезд и на временное проживание. Попытаться "выбить" из госорганов разрешение на проживание любой мигрант может самостоятельно. Результат зависит в основном от личной настойчивости и связей. Между тем разрешение на въезд (а также на работу) целиком и полностью зависит от работодателя. Которому для этого нужно обратиться в три инстанции, представить 21 документ и заплатить госпошлину. Стоит ли говорить о том, что большинство компаний предпочитают не обременять себя такими заботами?
Получается, что, наращивая квоты на "целевую" миграцию и сокращая количество разрешений на временное проживание, власти по-прежнему делают выбор в пользу зависимых от государства и работодателя "поденщиков" - но не потенциальных новых граждан с более или менее полноценным набором прав и обязанностей. К тому же сложность оформления приглашений для иностранных работников и инертность работодателей будут по-прежнему вытеснять значительную часть мигрантов в тень. Остается надеяться на то, что Федеральная миграционная служба выполнит свое обещание упростить эту процедуру. Сбудутся ли эти обещания - пока неизвестно. Пока же власти действуют по привычной системе: сначала вводим новые ограничения, а либерализацию устроим потом. Может быть...

"RBC daily", 25 ноября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.