Rambler's Top100

№ 225 - 226
5 - 18 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Corriere della Sera" о положении женщин в мире
"Зеркало" (Баку) о трафике женщин
"Зеркало" (Баку) о насилии в отношении женщин
"Политический журнал" о мировом населении
"The Washington Times" о "бэби-крахе" в Европе
"Телеграф" (Рига) о демографическом будущем Европы
"Известия" о демографической модернизации России
"Политический журнал" о демографической и миграционной ситуации в России
"Итоги" о "национальной идее" и троцкизме в демографии
"Политический журнал" о роли миграции в демографическом развитии России
"Киевские ведомости" о демографической ситуации на Украине
"RBC daily" о демографической ситуации и демографической информации
"Политический журнал" о демографических проблемах России глазами "Народного правительства"
"Газета.ru" о предстоящей переписи населения
"Новые известия" о региональной демографической политике
"Зеркало недели" о детских выплатах на Украине
"Беларусь сегодня" о родовспоможении в Белоруссии
"Коммерсант-Власть" о демографической и социальной ситуации в российских регионах
"Время новостей" и "Огонек" о СПИДе
"День" о наркоситуации в среде молодежи на Украине
"Российская газета" о суицидах в России

"Российская газета" о программе повышения безопасности дорожного движения в России
"Die Presse" о новациях в иммиграционной политике стран ЕС
"RBC daily" о грядущих изменениях российского миграционного законодательства
"Российская газета" о миграционной политике России
"РИА "Новости" о миграции и экономике в России
"Коммерсантъ" о мигрантских переводах из России в 2005 году
"Газета" и "Новая газета" о новациях в законе о российском гражданстве
"RBC daily" о миграционных квотах
"Политический журнал" о миграции и политике
"NZ-online.ru" о полемике по оценке событий во Франции
"Российская газета" о мнении россиян о событиях во Франции
"Совершенно секретно" о цивилизациях, иммиграции и иммигрантах
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" о российской идентичности и евроисламе
"Эхо" (Баку) о реакции в Азербайджане на ролик "Родины"
"Новое время" о "Родине", ксенофобии и миграционной политике Москвы
"Время новостей" о компенсациях канадским аборигенам за издевательства в церковных школах
"Новые известия" о безработице и бедности в России
"Политический журнал" о перспективах пенсионной реформы в России
"Итоги" об идее возрождения ЛТП

… о трафике женщин

Жертвой трафикинга может стать любая из нас

Азербайджан может попасть в категорию стран третьей группы по торговле людьми

Согласно последним данным ежегодного отчета государственного департамента США, Азербайджан входит в категорию стран третьей группы по торговле людьми. Следует отметить, что данный отчет составляется на основе информации, получаемой из Министерства иностранных дел, и исследований, проводимых госдепом.
Итак, каким же образом страны разделяются на определенные категории, и что значит для Азербайджана данная пресловутая "третья группа"? Сразу хотелось бы оговориться, что к жертвам трафикинга относятся женщины и дети, которых используют для торговли органами, работ на плантациях и в парниках, а также с целью захвата в сексуальное рабство.
К первой группе относятся страны, в которых данная проблема существует, но страна использует все методы борьбы для ее устранения и выполняет их в должной степени. Это Австралия, Бельгия, Гонконг, Италия, Корейская Республика, Люксембург, Марокко, Непал, Нидерланды и т.д.
Страны, которые принимают определенные меры в борьбе с трафикингом, но эти меры недостаточно эффективны и проблема существует на неблагоприятном для страны уровне, относятся ко второй группе. В нее входят Молдова, Иран, Венгрия, Грузия, Финляндия, Сальвадор, Кипр.
Азербайджан находится между второй и третьей группами стран, более склоняясь к последней, где проблема торговли людьми первостепенна, но правительства этих государств не предпринимают никаких шагов с целью ее устранения и не стараются с ней бороться. В третью группу входят Эквадор, Кувейт, Ямайка, Северная Корея, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.
Попавшей в эту группу стране не выдаются кредиты от Международного валютного фонда и не оказывается какая-либо помощь, помимо гуманитарной. Эти страны называют Watch list. В случае если к марту следующего года Азербайджан не предпримет необходимых мер по устранению проблемы, то наша страна, сегодня балансирующая между второй и третьей категориями, будет отнесена к странам Watch list на все 100%.
Рассмотрим теперь реальную обстановку в нашей стране в сфере трафикинга. Говорить, что для борьбы с данной проблемой у нас ничего не делается, было бы крайне неверно. Так, в мае текущего года президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым был подписан Национальный план борьбы с трафикингом, а летом глава государства подписал указ "О борьбе с торговлей людьми".
Итак, что же представляет собой национальный план борьбы с данной проблемой? Так, согласно ему, назначается национальный координатор по борьбе с трафикингом, при силовых структурах создается специальная группа полицейских, прошедших необходимую подготовку, открываются горячая линия - "hot-line" и убежище для жертв трафикинга, а также вносятся определенные изменения в Уголовный кодекс, которые отражают ответственность по совершению подобного рода преступлений.
Пока что мы имеем только Управление по борьбе с бандитизмом, терроризмом и торговлей людьми Министерства внутренних дел Азербайджана, сотрудники которого никаких спецподготовок и тренингов, соответствующих тематике, не проходили, а если и проходили, то мало что из них выяснили для себя. Так как понятия "жертва трафикинга" в наших силовых структурах по сей день не существует, и подобные жертвы боятся обращаться к ним за помощью, так как это грозит им нарваться на оскорбления и полное непонимание со стороны полицейских.
У нас назначен национальный координатор, который, к сожалению, не может проломить сразу все стены и перевернуть систему в одночасье. К тому же в полномочия национального координатора не входит законотворчество, а потому он не в состоянии вписать своей рукой новые статьи закона в Уголовный кодекс государства.
Что касается приютов и горячих линий, то о них пока приходится только мечтать. Хотя если учесть то, что Азербайджан - страна-транзит и даже более того, экспортер и импортер подобного рода жертв, то необходимость в соответствующих приютах и горячей линии достигает сегодня колоссальных размеров. По мнению экспертов, данное заведение ни в коем случае не должно быть чем-то похоже на общеизвестную кожно-венерологическую лечебницу в Рамане, о его местонахождении не должно быть известно никому, но он должен располагаться в черте столицы, желательно в примыкающем поселке. С жертвами трафикинга должны работать психологи, социологи, по мере необходимости медицинский персонал, и вокруг них должна быть создана атмосфера доброжелательности и открытости общества в оказании помощи.
Согласно тому же национальному плану, неправительственные организации, занимающиеся данной проблемой, и правоохранительные органы должны работать совместно одной командой. Выполнение данного пункта входит в полномочия национального координатора. И данный пункт снова возвращает нас к вопросу создания приюта жертвам трафикинга. Общественные организации не могут в полной степени оказать им помощь, равно как и правоохранительные органы, если подобная жертва остро нуждается в психологической и психофизической реабилитации, но проживает по прежнему месту жительства либо скрывается по квартирам знакомых от трафикеров. Ни о какой полноценной реабилитации в данном случае не может быть речи.
Тем не менее, в защиту Азербайджана сразу оговоримся, что эта проблема не присуща только развивающимся или недоразвитым странам. Заниматься самоунижением нам не стоит, так как в США, госдепартамент которых распределяет государства всего мира по соответствующим категориям, еще несколько лет назад работорговля и трафикинг настолько захлестнули государство, что Белый дом вынужден был приложить максимальные усилия для борьбы с этим злом. Национальный план, рекомендованный сегодня Азербайджану, был принят Америкой только в 2000 году. Правда, в отличие от нас, американцы подошли к делу более чем серьезно и смогли добиться многого в борьбе с проблемой.
В частности, в США внесены соответствующие изменения в законодательство, согласно которому, трафикеры и лица, вовлекающие других в занятия данным бизнесом, несут суровое наказание. Помимо этого, в стране созданы и действуют несколько приютов и горячих линий. Необходимо отметить и то, что в США большое количество неправительственных организаций занимается оказанием помощи жертвам трафикинга. Так, к примеру, основная деятельность Центра мультикультурного оказания гуманитарных услуг заключается в просвещении населения в рамках тематики торговли людьми и указания путей выхода из разного рода ситуаций. С этой целью, в школах, колледжах и прочих учебных заведениях, совместно с родителями, проводятся тренинги и семинары. Помимо этого центр непосредственно контактирует с жертвами трафикинга, оказывая им психологическую и социальную помощь, размещает их в приютах и помогает в поисках работы и постоянного жилья. Финансовую поддержку данной организации оказывает, в основном, государство и международные фонды.
Приводя пример столь масштабной и скоординированной с правительством и правоохранительными органами деятельности только одной из десятков работающих сегодня в Америке по данной проблеме НПО, нельзя не отметить, что все неправительственные организации США тесно взаимосвязаны друг с другом и сотрудничают в решении путей поиска выхода из проблемы, именуемой трафикинг. Хотя все эти НПО находятся в разных штатах США и охватывают различные очаги жертв, свои отношения друг с другом, а также с правительственными, правоохранительными и социальными органами они строят не на основе подписания документаций, а на основании доверительного отношения друг к другу.
Вот пример цивилизованных и правильных отношений для нахождения путей выхода страны из сетей трафикинга. Только скоординировавшись, мы сможем решить данную проблему. А когда проблема существует в отношениях между НПО, НПО и полицией, одним полицейским управлением с другим, социологов с психологами, общества в целом со всеми вышеперечисленными вообще, и все это происходит на фоне всеобщего непринятия и непонимания понятия "жертва трафикинга", то воз будет и дальше стоять посреди болота, растягиваемый в разные стороны и вызывая бурю эмоций и круговерти вокруг вопросов, связанных с работорговлей и торговлей людьми. И мы будем все глубже погружаться в это болото, пока количество жертв не достигнет масштаба, при котором станет ясно, что гарантированным от этого зла не может быть уже никто.

Оксана АЗИМОВА. "Зеркало (Баку)", 26 ноября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.