… о проекте закона "О
казаках"
|
Закручивание нагаек
|
На этой неделе Госдума планирует рассмотреть в первом
чтении законопроект "О государственной службе российского казачества".
После того как он вступит в силу, казаки снова, спустя почти сто
лет, получат возможность послужить родине на совершенно законных
основаниях.
Исторический опыт
За три с половиной века своей дореволюционной истории казаки прошли
путь от вольнодумцев до верных стражей царского режима (см. "Историю
вопроса"). За такую метаморфозу после Октябрьской революции
казачество подверглось массовым репрессиям, что позволило Верховному
совету РФ в апреле 1991 года включить казаков (как "исторически
сложившуюся культурно-этническую общность") в перечень незаконно
репрессированных народов. Помимо снятия с казачества обвинений в
антигосударственной деятельности закон "О реабилитации репрессированных
народов" предусматривал восстановление традиционного уклада
жизни казаков и возмещение ущерба, причиненного государством.
Во исполнение этого закона летом 1992 года были изданы постановление
ВС "О реабилитации казачества" и указ президента Бориса
Ельцина "О мерах по реализации закона 'О реабилитации репрессированных
народов' в отношении казачества". Казаки смогли возрождать
традиционный социально-хозяйственный уклад жизни и традиционные
для казачества формы землевладения, землепользования и распоряжения
землей. А казачьим обществам было предоставлено право на безвозмездное
получение земельных наделов и участие в прохождении военной службы,
охране госграницы и общественного порядка.
Но принять закон, регулирующий особенности госслужбы казачества,
Госдуме не удалось: все девять законопроектов на эту тему были отвергнуты
по причине несоответствия Конституции и федеральным законам. Вопросы
казачьего бытия регулировались исключительно президентскими указами.
Так, в марте 1993 года президент предоставил казакам право проходить
военную службу в казачьих соединениях и частях, а также образовывать
добровольные невоенизированные структуры для патриотического воспитания
молодежи, участия в защите населения от чрезвычайных ситуаций и
обеспечении правопорядка. В июле 1994 года был образован совет по
делам казачества при президенте, в январе 1996-го - Главное управление
казачьих войск при президенте, в июле 1998-го - управление президента
по вопросам казачества. А в апреле 1998 года был подписан указ о
казачьих знаках различия, чинах и форме, позволивший казакам официально
носить папахи, башлыки, чекмени и бешметы.
Юридические преимущества
У всех вышеупомянутых законопроектов был один существенный недостаток:
они были внесены в Думу депутатами и не были одобрены исполнительной
властью. Новый документ этого недостатка лишен: его внес в нижнюю
палату Владимир Путин. Еще одно преимущество законопроекта в том,
что он полностью соответствует требованиям об укреплении властной
вертикали. Настоящими казаками признаются лишь члены казачьих обществ,
включенных в государственный реестр, которые к тому же "взяли
на себя обязательства по несению государственной и иной службы".
Именно реестровые казаки получат возможность служить в соединениях
и воинских частях вооруженных сил, которым присвоены традиционные
казачьи наименования, а также в пограничных органах, внутренних
войсках МВД РФ и правоохранительных органах. Кстати, зачисление
казаков в армию, ФСБ или МВД автоматически даст им право на ношение
оружия, которого они давно добивались.
Служивым казакам будет позволено организовывать военно-патриотическое
воспитание призывников и их подготовку к военной службе, принимать
участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также в охране общественного порядка и борьбе с терроризмом.
Правда, для этого казачьим обществам придется заключать договоры
с органами военного управления, территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления. Но можно не сомневаться,
что по крайней мере в традиционных казачьих регионах (например,
в Ростовской области, в Краснодарском и Ставропольском краях) местные
военные и гражданские власти будут только рады спихнуть на казаков
часть своих обязанностей.
Финансироваться госслужба официального казачества будет из бюджета.
А определять порядок ведения госреестра казачьих обществ, форму
одежды, знаки различия и чины казаков станет президент РФ. При этом
казаки будут обязаны соблюдать основные принципы осуществления госслужбы,
в частности, руководствоваться принципами законности и приоритета
прав и свобод граждан (см. "Букву закона"). Впрочем, у
представителей казачества будет законная возможность обойти эти
требования. Ведь именно в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций
и контртеррористических операций права человека могут быть существенно
ограничены.
Политические перспективы
Новый закон не дает казакам никаких особых привилегий, которые как-то
выделяли бы их среди других российских госслужащих: ни о бесплатном
предоставлении им земли, ни о безусловном праве на ношение оружия
в документе ничего не говорится. Но тот факт, что этот проект был
внесен в Госдуму президентом весной 2005 года, вскоре после второй
волны "цветных революций" в странах ближнего зарубежья,
не может не наводить на определенные аналогии. Ведь казаки имеют
богатый опыт борьбы с "антигосударственными элементами":
в начале XX века они разгоняли демонстрации революционеров, потом
составили основу Добровольческой армии Деникина и Донской казачьей
армии Краснова, воевавших с большевиками на юге России. Если же
учесть, что наиболее крупные казачьи войска и ныне расположены вдоль
южных границ, можно предположить, что именно на них будет возложена
обязанность противодействовать проникновению в Россию "оранжевой
заразы".
Впрочем, казачьи общества есть не только на неспокойных южных рубежах
страны, но и во вполне мирных регионах. И в ходе согласованных с
местными властями мероприятий по охране общественного порядка они
вполне могут взять на себя такую неблагодарную работу, как, скажем,
разгон несанкционированных митингов оппозиции, из которых, собственно,
и родились все "цветные революции" в странах СНГ. Благо
установка на верность "Богу, царю и отечеству" заложена
у большинства казаков на генетическом уровне.
Видимо, поэтому у некоторых правозащитников законопроект вызвал
опасения. Так, исполнительный директор движения "За права человека"
Лев Пономарев заявил, что закон о казачестве не может не тревожить
людей либеральных взглядов. "Когда казакам будет дано право
поддерживать правопорядок, это тревожит,-- пояснил он.-- Как показывает
опыт, казаки понимают правопорядок по-своему". Любопытно, что
очень похоже высказался и начальник главного штаба Союза казачьих
войск России и зарубежья генерал-полковник казачьих войск Валерий
Камшилов: "Главное - чтобы казачество не стало жандармом в
борьбе против своего народа".
Станут ли казаки "жандармами" - зависит не столько от
них самих, сколько от их непосредственного начальства в лице руководителей
органов власти разных уровней. С одной стороны, следуя установкам
президента о недопустимости "экспорта демократии", они
вполне могут потребовать от казачьих лидеров предельной жесткости
в борьбе с оппозиционерами любого толка. С другой - можно вспомнить,
что подобные меры не спасли правящие режимы ни в Грузии, ни на Украине,
ни в Киргизии. Поэтому нельзя исключать, что казаки XXI века, как
некоторые их соплеменники начала XX, не устоят перед пропагандой
"новых большевиков" и превратятся из главных защитников
правящего режима в его главных противников.
Петр СТОЛЯРОВ
Буква закона
Статья 4. Основные принципы осуществления российским казачеством
государственной службы
1. Основными принципами осуществления российским казачеством государственной
службы являются:
1) законность;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное
действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
3) равный доступ граждан к государственной службе, взаимосвязь государственной
службы и муниципальной службы;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную деятельность как государственных
органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
2. Реализация принципов осуществления российским казачеством государственной
службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной
службе.
Цифра закона
Не менее 5 млн. казаков, по данным советника президента по вопросам
казачества Геннадия Трошева, проживает в России. В то же время в
рядах казачьих обществ, занесенных в госреестр, к концу 2003 года
состояло лишь около 760 тысяч человек. А в ходе переписи населения
2002 года к казакам себя отнесло только 140 тысяч человек.
История вопроса
1571 год. Утвержден составленный воеводой князем Воротынским Устав
сторожевой службы, разделивший служилых казаков на городовых (полковых)
и станичных (сторожевых).
1709 год. После подавления Булавинского восстания грамотой Петра
I ликвидирована Запорожская Сечь: "И видя мы, Великий Государь...
запорожцев явную измену... указали послать на них войска наши из
Киева... и их, бунтовщиков-запорожцев, в полон побрали. И так те
злые богомерзкие изменники и бунтовщики... давно заслуженную за
свои злые дела от Бога казнь и смерть... восприяли, и той своей
погибели сами суть виновны".
1734 год. Анна Иоанновна восстановила Запорожскую Сечь, которая
стала называться Новой Сечью.
1754 год. Выборы атаманов и войсковых старшин поставлены под контроль
военной коллегии.
1755 год. После подавления восстания Пугачева манифестом Екатерины
II снова уничтожена Запорожская Сечь: "Сочли Мы себя ныне обязанными
пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством
разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков, от оной заимствованное...
Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно
же, и казаков сего имени..."
1799 год. Указом Павла I казачьи офицерские чины приравнены к общеармейским.
1828 год. В казачьих частях введена единая система чинов и званий.
1835 год. Утверждено Положение казачьих войск, которое определяло
устройство и порядок службы казаков и окончательно превратило казаков
в военное сословие. Это означало особый порядок отбывания воинской
повинности, освобождение от подушной подати, рекрутской повинности,
право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий и т.
д.
1838 год. Утверждены Правила для состава и построения казачьих полков
-- первый строевой устав казачьих войск.
1861 год. Высочайше повелено казачьи мундиры называть черкесками.
1869 год. Утверждено Положение о поземельном устройстве казачьих
войск. Оно закрепляло общинное владение станичными землями, из которых
производилось наделение казаков паем в размере 30 десятин (на практике
размеры наделов варьировались от 10 до 50 десятин). Остальные земли
составляли войсковой запас, предназначавшийся в основном для пополнения
станичных участков по мере роста населения.
1870 год. Земли казачьего дворянства объявлены потомственной собственностью.
1871 год. Утверждено Положение о регалиях и старшинстве в казачьих
частях.
1919 год. Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) предлагает "признать
единственно правильным беспощадную борьбу со всеми верхами казачества
путем поголовного их истребления". Предписывалось конфисковывать
у казаков хлеб, а также "провести полное разоружение, расстреливая
каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи; выдавать
оружие только надежным элементам из иногородних; вооруженные отряды
оставлять в станицах впредь до установления полного порядка".
ВЦИК и СНК обращаются к казакам: "Рабоче-крестьянское правительство
объявило свободу всем. Такую свободу дало оно и казакам. Оно не
собирается никого расказачивать насильно, оно не идет против казачьего
быта, оставляя трудовым казакам их станицы и хутора, их земли, право
носить какую хотят форму (например, лампасы). Оно охраняет их промыслы,
допускает кустарные предприятия с числом наемных рабочих до десяти
человек, помогает этим предприятиям, разрешает им торговлю своими
продуктами на ярмарках, на базарах и в лавках".
1925 год. Резолюция Пленума ЦК РКП(б) "По вопросу о казачестве"
объявляет о прекращении прямых гонений на казаков и призывает добиваться
"изживания розни между казаками, крестьянами и ранее угнетенными
национальностями этих районов".
1936 год. ЦИК СССР, "учитывая преданность казачества советской
власти, а также стремление широких масс советского казачества наравне
со всеми трудящимися Советского Союза включиться в дело обороны
страны", постановил "отменить для казачества все ранее
существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-крестьянской
Красной армии".
От автора
Геннадий Трошев, советник президента по делам казачества
Этот закон должен стать отправной точкой для любого чиновника, он
обязателен к исполнению любым гражданином России. Когда я стал советником
президента, казаки мне на всех встречах говорили: "Товарищ
генерал, сделайте нам закон. Нам больше ничего от вас не надо".
И я взялся за этот закон. Я доказывал президенту, правительству,
Минюсту, что этот закон нужен казакам, которые всегда первые вставали
на защиту отечества, охраняли границы, основывали новые земли. Правда,
спорные вопросы о земле и об оружии мы в него включать не стали.
Есть закон о земле, и что-то новое изобретать было бы неправильно.
Казаки не калеки, не инвалиды, им каких-то льгот не надо -- тем
более после того, как льгот многие в стране лишились. А что касается
оружия, то по форме одежды для казаков предусмотрено ношение холодного
оружия, но только на парадах, на больших казачьих кругах, а не просто
так. И, разумеется, на общих основаниях: милиция дает право на приобретение
и ношение этого оружия.
За
Степан Шоршоров, зампред комитета Госдумы по делам федерации
и региональной политике
Казачество с конца 80-х оставалось вне законодательного поля. Я
сам из Ростова и прекрасно помню, как все начиналось. На первых
порах никто не придавал значения возникающим казачьим обществам,
вот и начали ездить эти группы -- кто на Северный Кавказ, кто в
Приднестровье воевать. А потом возвращались домой с желанием решать
все житейские проблемы шашкой. Теперь появляется закон, который
устанавливает правовые основы отношений казачества и госслужбы.
Да, он не касается вопроса о ношении оружия, который для казаков
будто бы самый главный. На самом же деле главное для казаков сегодня
-- это военно-патриотическое воспитание молодежи, которое с принятием
закона получит официальное признание и статус. Поможет закон в какой-то
степени решить и финансовые проблемы, поскольку предусматривает
бюджетное финансирование казачьих обществ. А то сегодня казаки открывают
свои лотки на базарах, создают какие-то охранные фирмы и прочее,
лишь бы заработать копейку и вложить ее в развитие казачества.
Против
Виктор Похмелкин, независимый депутат Госдумы
Я против принятия такого рода законов. Попытки придать особый статус
тем или иным категориям госслужащих противоречат принципу равенства
граждан перед законом. Казачество в свое время появилось в совершенно
определенных исторических, политических и экономических условиях,
которых уже нет. Может идти речь о возрождении культурных традиций,
но совершенно неоправданно создание особых правовых условий для
отдельной категории граждан в отношении госслужбы. С этой точки
зрения закон реакционен. А это небезопасно, если не забывать, что
речь идет о военизированных группах граждан. Закон, конечно, ничего
не говорит об оружии, но всем и без этого известно: казак без оружия
все равно, что крестьянин без плуга. С другой стороны, в законе
перечислены права, которые и без того гарантированы казакам как
гражданам РФ. Нам предлагают принять не закон, а декларацию, которая
ни к чему не обязывает власть. А юридические декларации приучают
общество к тому, что закон ничего не решает.
Мировая практика
Казачьи подразделения - уникальный феномен, аналогов которому в
мире не существует. Но власти многих государств принимали и продолжают
принимать помощь от формально мирных граждан. В свое время наиболее
распространено это было в США. Вторая поправка к конституции США,
провозглашающая право на создание "хорошо организованной милиции
(гражданской армии.- 'Власть'), необходимой для защиты свободного
государства", хранение и ношение оружия, была единственной
из всех статей Билля о правах, которую приняли единогласно. Один
из самых свежих примеров - проект Minuteman ("Ополченец"),
который проводят две неправительственные организации - "Американский
патруль" и "Гражданские защитники Отечества". В нем
участвует почти тысяча добровольцев практически из всех штатов страны.
Это бывшие полицейские или военные, имеющие право на ношение оружия.
Их задача - охрана 50-километрового участка границы штата Аризона
с Мексикой. Проект начал действовать с 1 апреля этого года и вызвал
массу критики со стороны правозащитников и мексиканских властей.
Тем не менее организаторы намерены расширить деятельность проекта
на прочие штаты, граничащие с Мексикой. Что до привлечения целых
народов или значительных групп населения на государственную службу,
то распространенная в свое время практика (к примеру, бельгийский
король Леопольд II в качестве собственника Свободного государства
Конго, которое сам и создал, пригласил к себе на службу племена
людоедов, которые, впрочем, называл вполне цивилизованно - народной
армией) теперь практически исчезла. Лишь Британия продолжает приглашать
к себе на службу гималайских гуркхов, а Ватикан - католиков из немецкоязычных
кантонов Швейцарии.
"Коммерсантъ-Власть", 16 мая 2005 года
|