Rambler's Top100

№ 203 - 204
23 мая - 5 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о ксенофобии и мигрантофобии
"Огонек" о новой миграционной политике
"Маркетинг и консалтинг" и "RBC daily" об общественном мнении в России и Великобритании о мигрантах и миграции
"Профиль" о Ле Пене и его отношении к мигрантам
"Время новостей" о программе "Москва многонациональная"
"Российская газета" о самоидентификации россиян
"Эксперт" о национальных противоречиях в России
"Коммерсантъ-власть" о проекте закона "О казаках"
"Известия" о положении цыган в России
"Известия" об узбеках в России
"RBC daily" о проблемах китайской миграции в России
"Российская газета" о квотах для трудовых мигрантов в России
"Ведомости" о миграции и экономике в России
"Газета" о загранпаспортах и проблемах трудовой миграции
"Новые известия" о политической активности киргизских гастарбайтеров
"Время новостей" и "Tageszeitung" о принудительном труде
"Газета" о беженцах из Узбекистана в Киргизию
"Новые известия" о перспективах миграции русских из Киргизии
"Время новостей" о прекращении российско-туркменского гражданства

"Известия" о проблемах регионального и демографического развития России
"Молодежь Эстонии" о региональных проблемах в Эстонии
"Известия" об уровне жизни в Узбекистане
"Труд" об уровне жизни в России
"Политический журнал" о зарплатах в России
"Время новостей" о браках и разводах в России
"Молодежь Эстонии" о "родительских зарплатах" в Эстонии
"Berliner Zeitung" о "родительных экспедициях" в Корее
"Gazeta.kz" о проблемах репродуктивного здоровья и полового просвещения в Узбекистане и Казахстане
"Профиль" о вреде алкоголизма и умеренного "пития"
"Профиль" об отношении россиян к "сухому закону"
"RBC daily" о реформах врачебной помощи в России
"Зеркало недели" о заболеваемости малярией в мире
"Новые известия" о пропавших без вести в Чечне солдатах
"Труд" о пропавших детях в России
"Время новостей" об отношении будущих пенсионеров к старости
"The Washington Times" о церкви и сексе
"Daily Telegraph" о sexless в Японии
"Известия" об издержках равноправия полов в Норвегии

… о региональных проблемах в Эстонии

Эстония - не только Таллинн

Неравномерность регионального развития в Эстонии углубляется. Естественные различия между центром и периферией, а также между отдельными регионами могут превратиться в различие возможностей и стать тормозом для дальнейшего развития всего общества.
Экономически и демографически слабеющие уезды и волости не обеспечивают приемлемых условий жизни и не выдерживают конкуренции с крупными центрами. Эта проблема стала предметом активного внимания правительства только в последние пару лет. Полагаю, что инициатива в этом принадлежит Народному союзу (Rahvaliit), усилиями которого создан инструмент государственной региональной политики - Министерство региональной политики. Именно в последние два года началась активная и систематическая разработка законодательства, регулирующего вопросы региональной жизни. На нужды, часто совершенно неотложные, развития регионов, особенно отдаленных, привлекаются немалые финансовые средства как из бюджета республики, так и из фондов Евросоюза.
Новая правительственная коалиция в целом поддержала региональные инициативы Народного союза. В Коалиционный договор включены такие важные для проведения региональной политики положения, как необходимость разработки закона о региональном развитии; дальнейшее расширение самостоятельности местных самоуправлений, необходимость укрепления их налоговой базы; государственная поддержка региональных инвестиций и др.
В более адекватной оценке ведущими политическими силами республики региональных проблем нашли отражение общественные настроения, растущая озабоченность жителей уездов и волостей Эстонии за судьбу родных мест. Но то, чего удалось добиться на государственном уровне, пока еще нельзя назвать переломом к лучшему. Положение продолжает оставаться очень серьезным, а перспективы развития вне Таллинна - Харьюмаа и Тарту - весьма проблематичными, на что указывают, в частности, следующие факты.
Региональные различия и их причины
Различия в доходах населения. Средний доход является одним из наиболее четко фиксируемых показателей благосостояния. По уездам доходы на одного члена семьи различаются более чем в два раза. Самый высокий уровень зарплаты в Эстонии - в Таллинне и Харьюмаа. На конец 2003 г. средняя зарплата в Таллинне составляла 9259 крон, в Харьюмаа - 9057 крон, а в Вырумаа и Ида-Вирумаа, например, 5791 и 5788 крон соответственно. Следует также отметить "лукавство средних показателей": выше средней по Эстонии зарплата только в Таллинне и Харьюмаа, во всех остальных регионах, даже в Тарту, она ниже. Это ли не свидетельство опасно большого разрыва между столичным регионом и всей остальной Эстонией! Кроме того, экономическая деятельность все больше концентрируется в Таллинне и вокруг него. Отчасти это связано с условиями международной конкуренции, отчасти с интересами нашего собственного крупного капитала. В результате сейчас примерно 60 процентов национального продукта Эстонии производится в Таллинне и Харьюмаа.
Уменьшение численности народонаселения. Начиная с 90-х годов прошлого столетия численность населения Эстонии стремительно сокращается (с 1989 по 2003 год почти на 210 тысяч человек). Особенно быстрыми темпами она уменьшалась в Ида-Вирумаа и в Таллинне. В 1989 году население Таллинна составляло приблизительно 479 тысяч человек, а в 2003 году - 397 тысяч. В Ида-Вирумаа население сократилось с 221 тысячи жителей в 1989 году до 176 тысяч в 2003-м. Только в Нарве население уменьшилось за этот период на 13,5 тысячи человек. Особенно разрушительное воздействие на численность населения оказывает так называемая нежизнеспособность окраин. Естественные факторы побуждают людей покидать родные места и стремиться в более крупные центры, где надежд на успех значительно больше. Наиболее активно уходит из удаленных мест молодежь, что еще более уменьшает потенциал развития регионов.
Уход молодежи из регионов. Проведенное в 2001 году Тартуским университетом исследование "Учащаяся молодежь как субъект и ресурс регионального развития" показало, что более половины оканчивающих школы и гимназии молодых людей, особенно в сельской местности, принимают решение покинуть родные места. Миграционная активность русскоговорящей молодежи еще выше, так что отток молодежи из городов и поселков Ида-Вирумаа в Таллинн, а также на Запад в недалекой перспективе может привести к тотальному обезлюдиванию эстонского Северо-Востока.
Процесс старения населения. Население Эстонии быстро стареет, одновременно происходит уменьшение доли трудоспособного населения. Особенно болезненной данная проблема выглядит в отдаленных регионах, где активная и более молодая часть жителей и так стремится в города. Таллинн для жителей Эстонии выступает в качестве главного центра притяжения активной части рабочей силы, но и в столице демографическая ситуация указывает на неуклонное старение населения. Так, в 1989 году в городе проживало почти 63 тысячи детей, а лиц пожилого возраста - 53 тысячи. В 2003 году детей было уже только 39 тысяч, а лиц старшего возраста - 45 тысяч. В Ида-Вирумаа число детей уменьшилось с 32 тысяч в 1989 году до 18,7 тысячи в 2003 году. При этом число пожилых жителей осталось примерно на том же уровне - около 18,5 тысячи человек. Похожая картина наблюдается практически во всех регионах.
Падение рождаемости. В ближайшие годы на рынок труда Эстонии будет приходить меньше людей, чем его покидать. Экономически активное население будет уменьшаться во всех уездах, и только в Таллинне и Тарту заполнение рабочих мест будет возможно за счет притока молодежи из регионов. Сами же регионы при этом будут становиться еще слабее. Подобная ситуация приведет к изменению соотношения между работающими и пенсионерами в пользу последних, что может привести к осложнениям в пенсионном обеспечении. Какой будет ситуация на рынке труда через 10-15 лет, очевидно уже сегодня, ведь те, кто придет на этот рынок, уже родились. Напомним, что в 1989 году в Эстонии родилось 24318 детей (что только-только покрывало естественную убыль), а в 2003 году - 13036 детей. По отдельным регионам: Таллинн - 6659 детей в 1989 году и 3935 - в 2003 году; Ида-Вирумаа - 3098 детей в 1989 году и 1536 - в 2003-м. Смертность при этом осталась на прежнем уровне, либо даже возросла, как в Ида-Вирумаа - с 2422 смертей в 1989 году до 2923 в 2003-м.
Падение рождаемости неизбежно вызовет структурную нехватку рабочей силы, и сегодня в Эстонии уже начинают говорить о неизбежности импорта рабочей силы. Но, помимо непростых социальных последствий такого импорта, нам придется столкнуться еще и с конкуренцией более обеспеченных стран ЕС, где тоже не хватает рабочих рук. Рабочие же руки, как и всякий иной товар, движутся туда, где предлагаются лучшие условия. Поэтому нам нужно рассчитывать прежде всего на самих себя, и, если не хотим остаться в будущем без работников, сегодня необходимо поддержать собственные регионы, где эти работники могут родиться и откуда часть из них неизбежно придет в Таллинн.
Но в Эстонии напряженность на рынке труда определяется не только падением рождаемости, но и региональными различиями в трудовой занятости. Наиболее трудное положение в тех регионах, где рождаемость низкая, эмиграция интенсивная и закрытие предприятий приняло массовый характер. Последнее в буквальном смысле убивает Северо-Восток Эстонии. В Ида-Вирумаа, несмотря на отток населения, именно безработица остается самой острой проблемой, поскольку здесь самый высокий по Эстонии процент безработных и ищущих рабочее место. Природные ресурсы и экономические мощности Ида-Вирумаа, о чем так часто говорится, скоро некому будет осваивать, так что, вполне возможно, вскоре будет еще раз доказана известная истина, что без человека экономика мертва.
Закономерен вопрос: почему не найдено решение региональных проблем? Убежден: для нахождения ответа ситуацию необходимо анализировать как на уровне государства в целом, так и для каждого уезда в отдельности. Первые содержательные шаги уже сделаны. Недавно правительство рассмотрело и одобрило подготовленную специалистами Министерства регионального развития Стратегию регионального развития Эстонии до 2015 г. Разработана Стратегия регионального развития Ида-Вирумаа на период с 2005 по 2013 год, в стадии разработки планы развития регионов Сетумаа и Причудья. Важно также понять, что подтягивание периферийных регионов до уровня средних, тем более благополучных, не будет происходить автоматически, благодаря "игре" рыночных закономерностей. Как раз здесь требуется активная политика, предполагающая рациональное управление имеющимися ресурсами и привлечение новых. Нельзя также еще раз не упомянуть человеческий фактор. Там, где на местах люди активны, не замыкаются в собственных проблемах, но умеют объединять усилия для решения общих задач, жизнь приобретает совершенно иное измерение. В качестве примера такой творческой синергии, заменяющей подчас недостающие ресурсы, могу привести волость Рыуге в Вырумаа, где люди добились и добиваются многого, помогая сосед соседу, работая сообща.
Государственное финансирование региональных программ
Выше уже говорилось о растущем понимании региональных проблем нынешней правительственной коалицией. Началось практическое выполнение пунктов коалиционного договора, посвященных вопросам регионального развития. В частности, ведется подготовка проекта закона о региональном развитии, приняты важные решения о финансовой поддержке регионов и местных самоуправлений. Так, с 1 января 2006 года решено увеличить распределяемую местным самоуправлениям долю чистых доходов с физического лица на 11,8%. В июне текущего года на рассмотрение Рийгикогу правительство вынесет поправку к закону, облегчающую местным самоуправлениям муниципализацию земли. Для укрепления финансовой базы местных самоуправлений предполагается также увеличить долю распределяемых в их пользу топливных акцизов. Будут разработаны принципы финансирования ремонта и поддержания проходящих через городские территории дорог государственного значения. Продолжится господдержка местных инвестиций, а средства стабилизационного фонда будут увеличиваться пропорционально росту госбюджета.
Общую панораму региональных проблем и требующих решения задач на республиканском уровне дает Стратегия регионального развития Эстонии до 2015 года, недавно одобренная кабинетом министров. Для более детального понимания ситуации в каждом уезде и волости, в каждом городе целесообразно иметь аналогичные документы местного уровня, и эта работа активно ведется. Разумеется, постоянного внимания требует исполнение уже принятых законов и других государственных актов, например, Закона о малых островах и др. Требуется также регулярный анализ причин, препятствующих проведению в жизнь уже принятых законов, призванных стимулировать развитие регионов.
Государство, разумеется, не ограничивает свое участие в региональном развитии только совершенствованием законодательной базы. На поддержание региональных программ развития привлекаются все более значительные финансовые ресурсы. Фактическое положение в данном вопросе несколько иное, чем его хотят представить некоторые представители оппозиционных партий. Так, на цели поддержки инвестиций местных самоуправлений в рамках госпрограммы "Местное социально-экономическое развитие" предполагается привлечь 73,5 млн. крон. На местные нужды в 2005 году будет распределено 32 млн. крон с налога на азартные игры. Программа поддержки местных инициатив в 2004-2005 годах профинансирована в размере 11,8 млн. крон, еще 6 млн. выделено для программ развития уездов. Также следует сказать и о том, что вступление Эстонии в ЕС открыло серьезные дополнительные возможности для привлечения средств и ресурсов на нужды регионального развития.
Поддержка Евросоюза
Разумеется, Эстония получает от Евросоюза не только финансовую помощь, но и опыт регионального развития, можно сказать, европейскую философию регионализма и региональной демократии, моральную и интеллектуальную поддержку, значение которых трудно переоценить. Но и финансовое участие европейских структурных фондов в поддержке программ регионального развития Эстонии значительно и будет еще возрастать. Как правило, привлечение европейских денег для финансирования эстонских проектов развития предполагает долевое участие с нашей стороны, как правило, от 10 до 30 процентов от стоимости проекта. Так, только в рамках проекта INTERREG в порядке самофинансирования эстонского участия государством было поддержано 13 проектов на сумму около 2 млн. крон, а по проекту INTERREG III намечено профинансировать 77 проектов в размере 157 млн. крон. Соответственно, доля европейского участия будет в 3-5 раз больше.
Успешно завершена программа сотрудничества при пересечении границ СВС 2001 в рамках Phare (39 проектов на сумму 37,8 млн. крон) и задействованы программы 2002 и 2003 годов в общем объеме 109 млн. крон.
В то же время совершенно очевидно, что региональное развитие Эстонии не может осуществляться преимущественно за счет финансовой помощи Евросоюза. Неизбежен поиск дополнительных ресурсов, направляемых на нужды регионального развития в рамках национального государственного бюджета. Полагаю, что для государственного финансирования региональных программ через Министерство внутренних дел ежегодно необходимо не менее 60 млн. крон.
Развитие регионов Эстонии предполагает активное сотрудничество с соседними государствами, участие в совместных трансграничных проектах. Активное сотрудничество в данной области ведется с Латвией и Финляндией, мы ожидаем оживления и развития соответствующих отношений с Россией.
Подлинным вызовом для уездных центров и прилегающих к ним территорий является необходимость превратиться в активные и аттрактивные объекты инвестирования. Оживление экономической деятельности в регионах, создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся - вопрос выживаемости, будущего для всей Эстонии. Ведь Эстония - это не только Таллинн, далеко не только Таллинн!

Яан ЫУНАПУУ, министр по региональным вопросам (Народный союз).
"Молодежь Эстонии", 24 мая 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.