… о самоидентификации
россиян
|
Кровь, паспорт, вера, расчет
|
Как россияне должны понимать себя
"Как должна происходить самоидентификация россиян:
по крови, по паспорту, по вере, по расчету, по времени?" -
этот вопрос обсуждали известные эксперты, собравшиеся в среду на
очередное заседание "Никитского клуба". Доклад делал известный
критик, автор книги о межнациональных отношениях "Русские плюс..."
Лев Аннинский.
- Наш клуб редко касается столь идеологически напряженных вопросов,
- объявил тему президент "Никитского клуба" академик Сергей
Капица, обратив внимание как на обнаруженные недавними праздниками
"пустоты" в толковании истории, так и на сегодняшнюю дезориентацию:
"Информации сколько угодно, а понимания нет", в том числе
и понимания, кто мы такие.
Лев Аннинский напомнил, как в начале XX века прогрессивное человечество
пыталось отменить национальность как "рутину природы"
в пользу "всечеловека", государство как сковывающую человека
форму - в пользу свободы и экономический уклад страны - в пользу
всемирного хозяйства. Похоже, что сбывается только последнее под
именем глобализации, все остальное рухнуло. Что делать на развалинах,
куда себя девать? К чему сводить государство Российское?
Только к восточным славянам? Побрить голову, свалиться в "нациобесие",
скукожив "чистую Россию" до уезда или губернии, потому
что ее больше не наберется? Писать отдельные истории Кубани и Сибири?
Или быть страной со множеством национальных образований внутри,
каждое из которых имеет свою почву? Но где тогда найти общую почву
и что это за почва? Сказать, что мы "все из Киева", уже
нельзя, раз Киев за границей. Лев Аннинский считает, что самоидентификация
- это прежде всего дело личности. "Я сын двух народов - казаков
и евреев, говорю о себе "я - русский", следуя Льву Гумилеву,
утверждавшему, что главная самоидентификация - культурная. И все
зависит от того, как человек сам себя назвал".
Известный культуролог Григорий Померанц напомнил, что нация - недавнее
явление, возникшее в эпоху французской революции, и рассказал о
том, как идентифицировали себя эльзасские немцы, которые в течение
одной жизни были то немцами, то французами и воевали то за Германию,
то за Францию. Наша идентификация, конечно же, загадывает нам загадки.
Однажды русская женщина, родившаяся на палубе корабля, увозившего
ее мать в эмиграцию, воспитанная в европейских приютах и не знавшая
родного языка, но твердо называвшая себя русской, столь же твердо
к русским отнесла Григория Померанца и его жену, а их коллеге по
конференции куда более славянской внешности в этом отказала, отнеся
его к советским. Впрочем, советским посчитала того же Померанца
коллега из Литвы, когда он подчеркнул, что не одни литовцы сидели
в лагерях, но и он, например, тоже. "Но ведь вы были господствующей
нацией", - отпарировала та.
Удивительную формулу собственной самоидентификации вывел в конце
концов известный культуролог: я понял, что останусь и буду действовать
именно в этой культуре, потому что мне за нее бывает стыдно. Процитировал
знаменитое высказывание о том, что у нас святого встретить легче,
чем честного, стихи славянофила Хомякова о "неправде черной"
и "лени мертвой", вспомнил золотых розановских рыбок,
плавающих в лужицах грязи, и окончательно определил для себя критерий:
чувство стыда как знак собственной страны. "Однажды я был в
Израиле, слушал Шарона и поймал себя на мысли, что мне за него не
стыдно, хотя стыдиться есть чего".
Известный экономист Николай Шмелев напомнил об актуальности демографических
проблем и миграционного притока в Россию: вот когда вопрос об идентичности
станет заново и остро.
По мнению Дениса Драгунского, ситуация не выглядит драматичной:
национальная идентичность как многослойный пирог начинается с духовной
общности, единых модусов переживания, а заканчивается дорогами,
почтой, банкоматами, делающими страну, а стало быть, и самосознание
единым. При этом общий язык от Смоленска до Владивостока, по мнению
Дениса Драгунского, соединяет всех нас достаточно крепко.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский говорил об ущербности русского,
по сути крестьянского (по его мнению), сознания и низком уровне
доверия, который не дает развернуться эффективному бизнесу и эффективной
гражданственности. Он считает, что нам нужна реформа национального
сознания. Странам-соседям легко с объединяющими идеями, с иронией
подчеркнул он, они не любят Россию и русских, "а нам некого
не любить, кроме самих себя". Академик Капица похвалил Кончаловского
за афористичность, но обратил внимание на наше уникальное самобичевание
и самоуничижение, никогда не перестававшее его удивлять, поскольку
детство он провел в Англии, был воспитан по формуле "наше -
лучшее" и видел, как эффективно она срабатывает. Он также напомнил
об удачном опыте самоидентификации в странах Британского Содружества:
их объединяли общий язык и открытость лучших английских университетов
для элиты из бывших колоний.
Елена ЯКОВЛЕВА. "Российская газета",
13 мая 2005 года
|