… о проблемах регионального
и демографического развития России
|
"Надо создать условия, чтобы мигранты не
боялись приезжать к нам зарабатывать"
|
В среду в Госдуме на правительственном часе выступят
министр регионального развития Владимир Яковлев и руководитель Федерального
агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко. Тема - проблемы
жилищно-коммунального хозяйства.
Министерство регионального развития - совсем новая структура, о
промежуточных результатах деятельности которой мало что известно.
О том, что удалось за полгода сделать Минрегиону, какие задачи он
считает приоритетными для страны, обозревателю "Известий"
Андрею Колесникову рассказал министр регионального развития Владимир
Яковлев.
Известия: Ваше министерство существует уже более полугода.
Вопрос может показаться "парадным", но Минрегион - структура
новая, и хотелось бы понять, что удалось сделать, а что нет?
Владимир Яковлев: Я думаю, об экономических результатах
говорить рано. Нам удалось создать работоспособную структуру, в
ведении которой находятся вопросы социально-экономического развития
регионов и управления федеральными целевыми программами; вопросы
территориального планирования и пространственного развития; вопросы
национальной политики, федеративных отношений и местного самоуправления;
и, наконец, вопросы строительства, архитектуры, жилищно-коммунального
хозяйства.
Особенно важным мне представляется то, что мы впервые в истории
России занялись созданием концепции пространственного развития.
Все, кроме России, страны "большой восьмерки" так или
иначе управляют собственным пространственным развитием. Создаются
мировые торговые регионы - НАФТА, ЕС, прокладываются транспортные
интермодальные коридоры, строится Полярный (Евроарктический) регион.
Осуществляется транспортный мегапроект TРАСЕКА - это железнодорожный
коридор в обход России, который планируется замкнуть от Шанхая до
Парижа. Через проекты ТАСИС, СЕМАТ, ИНТЕРРЕГ и др. Совет Европы
уже планирует развитие также и территорий России. В перспективные
исследования по управлению пространственным развитием российских
регионов страны ЕС вкладывают до $1 млрд. в год. Мы доросли до этого
только теперь.
Известия: Выходит, в стране, где 75 лет господствовала плановая
экономика, снова возник спрос на планирование? Это нормально?
Яковлев: Абсолютно. 13 полных лет прошли после
распада СССР, но за это время Россия, наблюдая деградацию БАМа,
Севморпути и деиндустриализацию ряда регионов, так не выдвинула
нового проекта пространственного развития и территориального планирования,
основанного не на советском, а на мировом опыте. Более того, федеральное
правительство утратило компетенцию в этих вопросах. До самого последнего
времени Комиссия по пространственному развитию ЕС даже не имела
в России адекватного партнера по переговорам. Мы осознали, что в
нашей системе государственного управления не используются согласованно
ключевые ресурсы: индустриальные, финансовые, кадровые, природно-экологические,
информационные. Отсутствует и система планирования поверх внутренних
административных границ. Российские регионы развиваются хаотично,
вне единого плана. Их развитие напоминает выживание, не подчинено
общенациональным задачам.
Рыночные реформы осуществляются в территориально самой крупной и
при этом внутренне наименее однородной стране мира вот уже 13 лет.
Развитие российских регионов крайне неравномерно. Межрегиональные
экономические барьеры подавляют активность бизнеса. Инфраструктурная
"рыхлость" экономики такова, что транспортные коммуникации
обрываются на границах регионов, а недоступность крупных месторождений
полезных ископаемых становится самой серьезной проблемой для инвесторов.
Строительство 800-километровой железнодорожной ветки Беркакит-Томмот-Якутск
могло бы решить значительную часть проблем северного завоза. Он
обходится бюджету в $5 млрд. в год. Россия недопустимо слабо участвует
в системе мировых транспортных коридоров. Транссиб не соединен с
Транскорейской магистралью. Все перечисленное сдерживает приток
в страну инвестиций, консервирует ее отставание от развитых стран
мира.
Известия: Хорошо, а что тогда предлагает Минрегион?
Яковлев: Перед министерством стоит важнейшая
задача - предложить президенту и правительству региональную политику,
которая обеспечит гармоничное развитие территорий и эффективное
управление их развитием. Вместо 89 отдельных и слабо связанных друг
с другом региональных программ развития Минрегион готовит Концепцию
регионального развития - единый индикативный план управления градостроительной
политикой, крупными инфраструктурными проектами, миграционными потоками,
развитием индустриальных кластеров, освоением новых месторождений.
Известия: Какие проблемы регионов представляются вам наиболее
насущными - демографические, транспортные?..
Яковлев: Демографические. В последнее время население
страны уменьшается быстрыми темпами - до 1,5 млн. в год (в
два года - Демоскоп). Средняя продолжительность жизни
мужчины - 59 лет. Порядка 40 тысяч работоспособных мужчин ежегодно
гибнут по причине злоупотребления алкоголем. Идет обезлюживание
огромных территорий - северных и дальневосточных. Миграционные потоки
движутся с востока и юга к центру европейской части России, к северо-западу.
Взаимоналожение процессов депопуляции и "дрейфа" населения
на западные территории страны разрушает созданную в советский период
систему расселения. Оголяются целые участки важнейших с точки зрения
геополитических интересов страны зон. Происходит опустынивание ранее
освоенных территорий.
Сегодня у нас 145 миллионов человек населения, а работоспособных
- порядка 50 миллионов человек. Население ускоренно стареет: через
несколько лет мы получим на одного работающего четыре неработающих
человека. Среди этой 50-миллионной группы людей - 30 миллионов женщин,
из них одна треть - безработные. Еще одна треть - на пособиях по
родам и по уходу за ребенком и одна треть - реально работающие.
То есть работают порядка 10 миллионов женщин. Из 20 миллионов мужчин
- один миллион отбывает заключение за совершенные преступления,
порядка четырех миллионов находятся "под ружьем", то есть
служат в силовых и правоохранительных органах.
Известия: Если судить по масштабам и глубине региональных
проблем, иной раз кажется, что в экономическом смысле более выгодно
просто переселить людей с тех территорий, где отсутствует инфраструктура…
Яковлев: Зачастую эти территории являются приграничными.
Наша задача - искать компромисс между экономикой и геополитикой.
Допустим, в Корякском АО проживают 24 тысячи человек, их жизнеобеспечение
требует колоссальных затрат, а рабочие места практически отсутствуют.
Необходимо четко определиться, сколько народу на сегодняшний день
должно остаться на этой и ей подобных территориях и какую часть
надо перевозить в более обжитые районы.
Известия: Не кажется ли вам, что за счет регулирования миграционных
потоков - экономического, а не полицейского - можно было бы решить
в том числе и проблемы малозаселенных территорий?
Яковлев: Надо создать такие условия, чтобы мигранты
из СНГ, славяне и неславяне, не боялись приезжать в Россию зарабатывать.
Может быть, кто-то захотел бы и остаться. Надо создавать условия,
чтобы оставались. Вся Европа живет таким образом. Кто, скажите,
будет работать на этих обезлюженных территориях? Не случайно в президентском
послании парламенту специально упоминается об управлении миграционными
потоками. Мы должны научиться использовать миграцию как экономический
инструмент.
Известия: А готовятся ли кем-то законопроекты, которые поменяли
бы подход к мигрантам - от полицейско-фискального к экономическому?
Яковлев: К сожалению, пока нет, поскольку этими
проблемами занимается миграционная служба. Для нее главное - поставить
мигранта на учет и отслеживать его передвижения. Тем не менее эти
законопроекты нужны, и мы будем над ними работать.
Известия: Не противоречит ли тенденция к централизации управления
и укрупнению регионов планам по развитию местного самоуправления?
Яковлев: Ничуть. Во-первых, улучшается система
управления. Во-вторых, улучшаются условия для проживания. Возьмем
для сравнения Пермскую область и Коми-Пермяцкий округ. Условия по
заработной плате, по социальным выгодам, по доступности транспорта
в округе намного ниже, чем в области. Или Красноярский край. Губернатора
края избирают и Таймыр, и Эвенкия, и собственно край. Бюджеты у
всех разные. При этом бюджет Красноярского края, как и Пермской
области, - это донорский бюджет, а бюджеты округов сидят на трансфертах.
Та же Эвенкия, даже если бы захотела, была бы не в состоянии самостоятельно
развиваться. А что уж там говорить об инфраструктурных проектах,
если там никто не может самостоятельно заасфальтировать улицу...
Поэтому в нашей ситуации развитие МСУ может идти только "сверху
вниз", а не "снизу вверх", как на Западе.
С уничтожением земства, ликвидацией частной собственности и искусственным
насаждением директивного планирования традиция местного самоуправления
в России прервалась. Это данность. Целые города и индустриальные
районы, целая цивилизация создавалась "сверху", безо всякого
местного самоуправления. Да, местное самоуправление - это конституционный
институт. Да, мы подписали Европейскую хартию, декларирующую принципы
местного самоуправления. Активно формируется законодательная база
МСУ.
Однако торопиться здесь нельзя: необходимо создавать методологию
управления, организационные и бюджетные условия для работы новых
муниципалитетов, систему подготовки кадров. Только после того, как
будет создан институциональный каркас муниципального уровня власти,
местное самоуправление начнет развиваться самостоятельно, без государственной
поддержки.
Андрей КОЛЕСНИКОВ. "Известия" 18 мая
2005 года
|