… о новых подходах к
инвалидности в России
|
Инвалид без пенсии
|
Новые правила позволяют признать годным к труду даже
колясочника
Из почти 15 миллионов федеральных льготников более 12
миллионов - инвалиды. Поэтому можно считать, что замена натуральных
льгот ежемесячными денежными выплатами коснулась в первую очередь
именно этих людей. Во время публичных протестов в январе-феврале
инвалиды замечены не были. Но, к сожалению, их недовольство крайне
велико.
Казалось бы, на что жаловаться: и социальный пакет им оставили,
то есть фактически сохранили бесплатные лекарства, санаторно-курортное
обслуживание, проезд на пригородном транспорте. И еще немалые деньги
приплатили (950 рублей в месяц инвалидам I группы, чуть поменьше
- остальным). Но тут как раз такой случай, когда в бочку меда была
добавлена изрядная ложка дегтя.
В последнее время число инвалидов росло стремительно - почти на
миллион в год. Причин такой аховой ситуации много. Это и плохое
состояние здоровья населения, в том числе новорожденных, многие
из которых пополняют армию детей-инвалидов. Это и экстремально высокий
травматизм на производстве, на дорогах, в быту, в армии. Но в 90-е
годы быстрый рост численности инвалидов шел и по чисто социальным
причинам. Почти все наши сограждане, достигшие пенсионного возраста,
имеют то или иное хроническое заболевание. Это давало возможность
добиваться в местной медико-социальной экспертной комиссии статуса
инвалида III, лучше II группы - ведь это давало право на многочисленные
льготы, которые простому пенсионеру были не положены. А МСЭК были
такими покладистыми, потому что значительная часть этих льгот оплачивалась
за счет федерального бюджета или целевых субвенций.
И, конечно, необходимо навести здесь порядок. Для этого, в частности,
с 1 января 2005 года МСЭКи стали федеральными учреждениями. Мера,
безусловно, правильная, позволяющая жестче контролировать процедуру
предоставления инвалидности. Но вот незадача: Закон был принят в
августе, всего за четыре месяца до объявленной реорганизации. За
этот невероятно короткий срок нужно было произвести массу правовых
и организационных шагов. Например, переоформить здания, помещения
и оборудование из региональной в федеральную собственность. А это
многомесячная кропотливая работа, учитывая, что комиссий в стране
- сотни. Четыре месяца - заведомо недостаточно, тем более что профильное
федеральное министерство очень долго раскачивалось.
В результате мы имеем так до сих пор и не выстроенную федеральную
систему медико-социальной экспертизы. Во многих регионах прежние
структуры работать уже не имеют права, а новые еще не функционируют.
Это привело к нарушению нормального обслуживания людей, претендующих
на статус инвалида, или нуждающихся в переосвидетельствовании, приходящих
за получением протеза или другого средства реабилитации. Гигантские
очереди отнимают последние силы и нервы у миллионов весьма больных
и слабозащищенных людей. Может быть, стоит законодательно ввести
переходный период - допустим, до конца этого года, когда параллельно
могут работать и старые, и новые комиссии?
Однако для минимизации социальной инвалидности было пущено в ход
и другое, намного более мощное оружие. Я имею в виду переход при
определении инвалидности с групп ограничения жизнедеятельности на
"степени ограничения способности к трудовой деятельности".
Во всем цивилизованном мире слово "инвалид" устарело.
Вместо него говорят "человек, имеющий ограничения жизнедеятельности".
Это значит, что, даже работая и обеспечивая себя материально, колясочник
испытывает дискомфорт от того, что он не может попасть в общественный
транспорт, во многие здания, в конце концов воспользоваться общественным
туалетом. Именно поэтому в странах, считающих себя развитыми, на
уровне государственной политики активно создается безбарьерная среда
обитания для инвалидов.
Еще один важный момент: многие инвалиды хотят работать. Им просто
надо помочь, обучить. Когда существует реальная социализация и реабилитация,
возвращающая обществу фактически полноценных его членов, виден и
прямой экономический эффект от затраченных денег. Как отмечает председатель
Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, в
США на каждый затраченный с этой целью доллар получается 36 долларов
прибавления общественного богатства.
А что сделали мы, перейдя на определение инвалидности только по
утрате человеком его трудоспособности? Первые итоги начавшегося
переосвидетельствования уже выявили стойкую тенденцию: инвалиды
I группы зачастую получают не самую тяжелую - третью, а вторую,
а то и первую (самую легкую) степень ограничения способности к труду.
А это означает снижение пенсии по инвалидности. Более того, множатся
случаи, когда тяжелые инвалиды вообще признаются годными к полноценной
трудовой деятельности. Приведу реальный, зафиксированный в документах
пример. Женщина с последствиями церебрального паралича, имевшая
I группу инвалидности (ей очень трудно передвигаться), при переосвидетельствовании
получила 0 (!) процентов утраты способности к труду. Члены комиссии
рекомендовали ей стать бухгалтером, хотя, во-первых, соответствующего
образования у нее нет и, во-вторых, работа бухгалтера требует как
раз многочисленных разъездов (в банк, налоговую службу и т.п.).
То есть у нас инвалиду не помогают найти посильную работу, а вынуждают
его "трепыхаться" самостоятельно, лишая пособия. В результате
наша героиня, например, потеряла пенсию по инвалидности и осталась
с социальным пакетом и 50 рублями ежемесячной денежной выплаты.
Особенно возмущает такой подход, если учесть, что одновременно инвалидам
резко усложнили возможности для трудоустройства, отменив обязательные
квоты для их занятости на предприятиях с численностью работников
менее 100 человек (ранее этот потолок был 30 человек). Теперь предприятия
малого и среднего бизнеса могут на законных основаниях не принимать
на работу инвалидов.
Где тут логика? Мы хотим, чтобы инвалиды по мере своих сил и возможностей
трудились, реализуя себя как полноценные члены общества, а заодно
пополняли ВВП, или нам нужно взвалить на федеральный бюджет еще
большую иждивенческую нагрузку? Фактически одномоментно, без глубокой
экспертизы и широкого общественного обсуждения в нашей стране в
корне изменилась государственная политика в отношении более 12 миллионов
не самых здоровых и защищенных людей. Настроения подавленности и
недовольства распространяются и на членов семей инвалидов, а это
еще несколько десятков миллионов наших сограждан. На этом неблагоприятном
фоне заведомо обречены на широкое порицание все остальные планируемые
и действительно назревшие социальные реформы. На мой взгляд, надо
срочно поправлять ситуацию, не убаюкивая себя спадом протестной
активности пенсионеров и ветеранов.
Евгений ГОНТМАХЕР. "Российская газета",
5 апреля 2005 года
|