… об утечке умов
|
Расточительна ли для государства утечка мозгов
|
Отъезд наших молодых специалистов и ученых пока укладывается
в цифры обычной миграции квалифицированной рабочей силы
Россию продолжают покидать ученые и молодые специалисты,
занятые в таких традиционно сильных для нас областях, как математика,
химия, физика, биология. Об этом сообщил президент России Владимир
Путин на заседании Совета безопасности России. Президент России
отметил, что российские специалисты уезжают в страны с эффективной
миграционной политикой.
Впрочем, Министерство образования и науки РФ уверено, что статистически
отъезд наших молодых специалистов и ученых укладывается пока в цифры
обычной миграции квалифицированной рабочей силы.
И они едут... Недавно познакомилась в поезде с одной молодой парой.
Выпускники бюджетного отделения биофака МГУ уезжают из России работать
в США. Необыкновенно счастливы. Много вас, спрашиваю их, получивших
приглашение на работу в лаборатории за рубежом? Отвечают - практически
все отличники и хорошисты из группы. А группа - лучшая на факультете.
Интересуюсь у молодой пары, вернутся ли они назад? Замешкались.
Едва ли, добавляют поразмыслив… Оба из Кемерова. Хотели бы жить
и работать в Москве, но в столице трудно и с работой, и с бытом.
Дома, в Кемерове, интересной работы нет и в обозримом будущем не
будет.
Недавно встретила одну свою старую знакомую. Ее сын два года назад
окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Собрал нескольких своих однокурсников и создал фирму. Ребята занимаются,
сидя в офисе в Москве, интернет-продажами в США. Торгуют всем. Особенно,
говорят, хорошо идут в Америке средства для похудения. Парень, кстати,
был лучшим студентом в своей группе.
Открываю сайты в интернете. Различные организации при посольствах
стран Западной Европы приглашают наших молодых выпускников престижных
вузов работать к себе, гарантируют все блага. Список прилагаемых
специальностей, конечно, узок.
Они едут... Некоторые политические деятели предлагают подумать о
серьезных барьерах, препятствующих оттоку специалистов за рубеж,
- почему, дескать, мы столь расточительны в использовании бюджетных
средств. Почему мы бесплатно готовим выпускников вузов для экономики
других государств?
Позиция министерства по этому вопросу такова: "Создание жестких
административных барьеров в этом вопросе было бы неправильно. Но
применение инструментов финансирования системы образования, таких
как государственные субсидии, могут удержать специалиста цивилизованными
методами - он должен выполнять свои обязательства перед тем, кто
дал ему деньги, в данном случае перед государством. То же самое
касается образовательных кредитов. Но если студенты поступили на
бюджетные места, окончили университет и едут работать за границу
- жесткие барьеры на этом пути вредны..." Выход здесь, по мнению
министерства, один - надо создавать привлекательные места в России,
развивая инновационный сектор экономики.
И еще попробуем поставить точки над "i", а является ли
уж таким бесплатным наше образование для тех, кого мы так клеймим?
Вообще мотивированных на учебу подростков мало, не более 10%. Но,
несмотря на это, 85% процентов родителей хотят дать ребенку высшее
образование. Многие вузы имеют раннюю профориентацию подростков.
Их примерно около 200. По статистике - это каждый пятый вуз страны.
Конечно, в основном вузы действуют через договоры со школами. Это
означает, что школы готовят школьников по особой программе, с приглашением
иногда преподавателей этих вузов. В тех школах, где есть приглашенные
преподаватели, разумеется, существует система дополнительной платы
за уроки.
Обучение по договору с вузом, а то и не с одним, осуществляет практически
каждая негосударственная школа. Обучение в платной школе или платном
классе обходится родителю дорого. По подсчетам Высшей школы экономики,
в 4 раза больше месячного дохода на одного члена семьи.
Чуть меньше платят родители за дополнительные курсы. Система дополнительной
подготовки есть сегодня практически во всех вузах страны (83%).
Подготовительные курсы выбирает и значительное число абитуриентов.
В прошлом году, например, на них занимались 57% учащихся.
Самыми дорогими услугами являются занятия с репетитором - в среднем
семья тратит в 9 раз больше своего месячного дохода на одного члена
семьи. В прошлом году занятия с репетиторами оплатили примерно 30%
родителей.
Среди готовившихся в институт при поступлении в прошлом году зачислены
были 46% на бесплатные отделения, 34% - на платные отделения и пятой
части ребят поступить не удалось.
Теневые затраты - это особая часть расходов родителей. Оплату более
мягкого отношения к абитуриенту на вступительных экзаменах понесли
родители студентов, выбравших такие специальности, как математика,
химия, биология, психология, медицина и технические специальности.
Как раз специалисты таких направлений и требуются за рубежом. Учеба
в вузе даже бюджетному студенту тоже не обходится без дополнительных
трат.
Впрочем, без всех этих источников дохода у вуза не было бы средств
для достойного обучения студента. Без дополнительных источников
финансирования из вузов побежали бы преподаватели. Так что расходы
на образование своих студентов государство почти в равной степени
(а то и в неравной - в меньшей доле) делит с родителями студентов.
То, что люди уходят из науки в другой бизнес, по мнению министра
образования, уже более существенно, чем утечка кадров за рубеж.
И здесь в планы Министерства образования и науки входит улучшение
системы информирования. Причем не только выпускники, но и те, кто
поступают в вузы, должны, по мнению министра, знать, какие профессии
будут востребованы.
"Кроме того, государство должно иметь право способствовать
выстраиванию системы образования в нужном ему направлении, - говорит
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Например, есть
нехватка социально востребованных специалистов, учителей. Практика
распределения показала себя минимально эффективной во всем мире,
не только в России.
Но есть рыночные инструменты, когда, например, государство под какие-то
специальности выделяет государственные субсидии и те люди, которые
по конкурсу не смогли пройти на так называемые бюджетные места,
соглашаются подписать контракт с государством. В рамках контракта
они по окончании вуза должны либо вернуть деньги, либо отработать
по специальности, которая прописана в контракте. Это не значит,
что все студенты пойдут по этому пути. Точно так же могут быть целевые
места, оплаченные бизнесом..."
Наталья САВИЦКАЯ. "Независимая газета",
25 марта 2005 года
|