… о современной миграционной
ситуации в России
|
Россия утрачивает иммиграционную привлекательность
|
В последнее время в Россию приезжают от 200 тысяч иммигрантов
в год - это в 4-5 раз меньше, чем нужно стране для компенсации естественной
убыли населения. Для украинцев, казахов, белорусов и жителей других
стран СНГ Россия утратила былую иммиграционную привлекательность.
О том, что стране по демографическим и экономическим причинам срочно
требуются гости из-за рубежа, говорят все: политики, ученые, бизнесмены,
пресса. Транспорт, строительство, легкая и тяжелая промышленность,
сфера услуг - ниши, в которых сегодня дефицит рабочих рук. Между
тем, поток иммигрантов год от года мелеет и даже поворачивается
вспять. И ему преграждают путь не только нелегкие процедуры "обустройства"
иностранцев в России, негостеприимство отдельных регионов, постоянная
охота милиции на "подозрительных" "чужаков"
и проявления бытовой ксенофобии.
Дело еще и в том, что жителям стран СНГ, в 1990е исправно служивших
миграционными донорами для России, становится все менее экономически
выгодно работать на ее территории. Растут экономики их собственных
стран, а значит, у выходцев из бывших республик СССР оказывается
меньше причин для иммиграции в Россию. "Сокращается отток населения
из Казахстана. Либерализовав миграционное законодательство, Казахстан
даже смог "отбирать" у России мигрантов из Таджикистана,
Узбекистана и Киргизии", - отмечает Никита Мкртчян, специалист
по миграции Центра демографии и экологии человека РАН. В Украине
также поднимается экономика, а тех ее жителей, которые не нашли
себе применения на родине, вскоре переманит Европейский Союз. "Европе
нужны мигранты, и она больше заинтересована в культурно и этнически
близких ей украинцах, чем, скажем, в выходцах из стран Африки",
- говорит Никита Мкртчян.
Закавказье уже "иммиграционно исчерпано". "Те, кто
мог приехать из Армении, Грузии и Азербайджана, уже здесь - они
обосновались в России в 1990-е годы", - продолжает ученый.
Из постсоветских иммиграционных доноров России остается надеяться
лишь на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию - таков вывод многих
экспертов.
Выходцы из стран СНГ едут, как правило, в центральную и южную Россию,
частично в Поволжье, в крупные города с благополучной экономикой
и относительно теплым климатом. Ни Сибирь восточнее Красноярска,
ни тем более Дальний Восток их не интересуют. Между тем, российские
земли за Уралом, которые неумолимо пустеют с 60-х годов прошлого
века, крайне нуждаются в притоке населения.
И здесь можно было бы рассчитывать на иммигрантов из Китая, Вьетнама
и Кореи - традиционных гостей с Востока. И они приезжают. Правда,
Китай и Вьетнам поставляют России, в основном, сельских жителей,
не имеющих образования и квалификации. "Квалифицированные китайцы
ориентированы на США, Канаду, Японию, Сингапур, Малайзию",
- замечает Никита Мкртчян. Вьетнам поднимает собственную экономику.
Потенциальными иммиграционными донорами могли бы стать Иран, Турция,
Пакистан, а также Индия. Но для привлечения выходцев оттуда, равно
как и из других стран, Россия должна не просто говорить о своем
гостеприимстве, но и проявлять его на практике.
Пока же в стране "охранительная миграционная политика вместо
необходимой интеграционной", считает заведующая лабораторией
миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна
Зайончковская. "Мы, по сути, закрыли миграцию", - вторит
директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.
Эксперты в один голос говорят, что закон "О гражданстве РФ"
явно затрудняет въезд иммигрантов. Чтобы получить российское гражданство,
им приходится ждать 5 лет, - это слишком долгий срок для страны,
нуждающейся в притоке человеческих и трудовых ресурсов. Сам процесс
получения гражданства - сложный и многоступенчатый. Ступеней три.
Первая - получение разрешения на временное проживание, вторая -
получение вида на жительство, третья - гражданство. Если вы имеете
право на упрощенный порядок получения гражданства, срок ожидания
сокращается до года. Это, конечно, не так уж много, но ведь "все
это время надо где-то и на что-то жить", замечает Никита Мкртчян.
Осенью 2003 года закон "О гражданстве РФ" был скорректирован,
поправки либерализовали порядок получения гражданства некоторыми
категориями мигрантов. Сейчас закон отдает приоритет этническим
россиянам, бывшим гражданам СССР, зарегистрированным по месту жительства
на 1 июля 2002 года, ветеранам Второй мировой войны, детям и недееспособным
лицам, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Получить российское гражданство по упрощенной схеме могут также
иностранцы, служащие по контракту в Вооруженных силах РФ.
Однако даже эти меры едва ли серьезно стимулируют иммиграцию в Россию.
Самый сильный магнит, притягивающий гостей, - социально-экономический.
И те области и регионы, которые обеспечивают мигрантов работой с
приличной зарплатой и жильем, оказываются в иммиграционных фаворитах.
Так привечает гостей, к примеру, Белгородская область на юго-западе
России. Там местные власти к федеральным средствам на поддержку
мигрантов добавили региональные средства. А в результате Белгородский
университет переманил немало преподавателей и ученых у украинского
Харьковского.
Главным "антипримером" специалисты по миграции считают
Краснодарский край на юге. У него имидж негостеприимного региона,
в котором депортационный лагерь с весьма жесткими бытовыми условиями
для приезжих - чуть ли не предмет гордости местных властей. В Краснодарском
крае с его райским субтропическим климатом и неплохой экономикой
действительно осело много иммигрантов, особенно выходцев из соседнего
Закавказья, что порой вызывает раздражение аборигенов и усложняет
ситуацию на рынке труда. И все же такая политика местных властей
едва ли оправданна, хотя бы потому, что подогревает этническую напряженность.
Да и репутацию страны так или иначе портит.
Россия должна как можно больше мигрантов интегрировать в социум,
подчеркивает руководитель Центра демографии и экологии человека
РАН Анатолий Вишневский. "Чужие" - "инокультурные"
люди - должны стать "своими". Иными словами, гостям нужно
помочь ассимилироваться - в интересах России и их собственных.
И во многом здесь можно положиться на образование. Россия должна
быть готова бесплатно повышать квалификацию зарубежных работников,
бесплатно учить их детей, приобщать к русской культуре. Конечно,
в этом случае государству придется пойти на немалые расходы. Но
дело того стоит и себя окупит. Для России - огромной страны, стремительно
теряющей население - свыше 800 тысяч человек в год, спасением может
стать только гуманизация миграционной политики.
Ольга СОБОЛЕВСКАЯ. "РИА "Новости"",
31 января 2005 года
|