… о Хантингтоне и мультикультурализме
|
Угроза многокультурности
|
Сэмюэль Хантингтон, автор "Столкновения цивилизаций"
продолжает размышлять об идентичности, сообществах, войне в Ираке
и демократии в своей книге "Кто мы?"
"Le Nouvel Observateur". - В книге "Кто мы?"
Вы говорите о столкновении культур и о неспособности некоторых сообществ
интегрироваться в государство-нацию. Продолжает ли этот тезис мысль
"Столкновения цивилизаций", книги, сделавшей столько шума?
Сэмюэль Хантингтон - Это не совсем продолжение, но все же работа
вписывается в эту логику. В книге 'Столкновение цивилизаций' я писал,
что в сложившемся по окончании холодной войны контексте на смену
идеологическим конфликтам пришли столкновения культур, этносов,
религий. Я поставил вопрос о мирном сосуществовании культур, в частности
культуры Ислама и культуры Запада. Сегодня я исследую культурный
раскол моей собственной страны и воздействие, которое он может оказать
на американскую идентичность. Глобализация и великое смешение народов,
идей и видов экономической деятельности, угрожают ли они нашим фундаментальным
ценностям, и как следствие, нашей идентичности? Проблема стоит остро
в США, но вопрос иммиграции касается всех больших стран.
- Главный тезис Вашей книги - неспособность американского
общества ассимилировать испано-мексиканскую составляющую - кажется
парадоксальным. Это провокация или предсказание?
- Мой тезис полностью основан на фактах. Он основан на наблюдении
реальности и на неоспоримых статистических данных. Мое исследование
наглядно показывает подъем в испано-мексиканском сообществе иммигрантов,
поведение которых не имеет ничего общего с поведением населения,
принесенного в США волнами иммиграции до Первой мировой войны. Я
ставлю вопрос о способности к ассимиляции и о последствиях многокультурного
столкновения. Я не осуждаю иммиграцию, которая всегда была структурообразующей
в США. Я лишь констатирую, что если эта тенденция и в дальнейшем
будет наблюдаться, США станет страной двух культур и двух языков.
- 'Война', 'деконструкционная коалиция', этот словарь военных
терминов говорит скорее об атаке, чем о простой констатации. . .
- Посмотрите на общие характеристики мексиканской иммиграции. Ее
масштабы, принцип родства, ее тайный характер, ее региональная концентрация,
ее настойчивость, историческое первенство - объясняют трудности
ассимиляции, которая остается слабой в лингвистическом аспекте,
в вопросе образования, профессиональной квалификации, участия в
политической жизни и в процентном отношении смешанных браков. Эти
иммигранты живут в США, но ощущают себя по-прежнему мексиканцами.
Это угроза национальной идентичности и шаг в сторону общества, в
котором сосуществуют несколько этносов- антиподов, это противоречит
символу США - 'горнилу', в котором смешивались различные этносы.
- Эта множественность этносов - последнее следствие принятия
законов о гражданских свободах и иммиграции?
- Да, это - непредвиденный эффект. Политика 'утвердительных действий',
'позитивная дискриминация', с квотами, установленными для черного
меньшинства и, затем, для испаноязычного меньшинства для того, чтобы
добиться особого обращения и специфических выгод, парадоксальным
образом вновь узаконили понятия этноса, расы, как раз то, что эти
законы хотели устранить. Это обратная реакция общества, которое
отказывалось принимать черных или индейцев, исключало азиатов, и
ассимилировало только сообщества англо-саксонского происхождения
или представителей Северной Европы. Мнение, что места в университетах
и рабочие места должны быть зарезервированными за меньшинствами,
все более оспаривается правительствами и судами. Общество склоняется
к тому, что большинство индивидов должны быть оценены по своим собственным
заслугам.
- Вы выступаете против квот, тогда как в Европе это - новшество.
- В Великобритании и в Германии в этом вопросе уже сделали первые
робкие шаги, Франция это отвергает. Квоты могут благоприятствовать
первой интеграции, выравниванию. Их использование в США в 1950-1960
годы имело целью борьбу против 'господства белых', они были выгодны
для черных среднего класса, для детей адвокатов, врачей, для которых
доступ в университеты был упрощенным. Это не касалось самых бедных
слоев.
- Не кажется ли Вам, что Ваши данные слишком уж пессимистичны?
Поведение меняется. И потом различия ведут ко взаимному обогащению
индивидов, не говоря уже об услугах, которые мексиканская иммиграция
оказывает американской экономике.
- Последние статистические данные, данные Institute Pew, подтверждают
мою точку зрения: иммигранты мексиканского происхождения имеют проблемы
с английским языком, и концентрируются в анклавах. Вчера во Флориде
и Майями, сегодня в южной Калифорнии, в Техасе и в Аризоне. Несмотря
на специальные "программы", им иногда приходится ждать
три года, для того чтобы продолжить курс обучения английскому. Когда
Висенте Фокс, президент Мексики, обращается к 100 миллионам мексиканцев,
живущим на родине, и к 23 миллионам, живущим за границей, он открыто
призывает последних сохранить свою культуру и де-факто оправдывает
нелегальную иммиграцию. Что касается услуг, оказанных американской
экономике, я их не оспариваю, но не следует забывать, что легче
платить нищенскую зарплату нелегальным иммигрантам, чем американским
неквалифицированным работникам. Мексиканские иммигранты приезжают
в США с иллюзией быстрого обогащения. Но они не хотят становиться
американцами.
Еще раз повторю, я не проявляю враждебности к иммиграции, и я не
считаю, что катастрофы не избежать. Опыт Швейцарии, Канады или Бельгии
показывает, что можно жить в стране с двумя или тремя официальными
языками. Но двойное гражданство или отказ интегрироваться - темы,
взятые на вооружение популярными лидерами крайне правого толка.
Мне представляется, кроме того, что большинство европейских стран
приняли меры против дикой иммиграции, чтобы регулировать приток
иммигрантов, и лучше ассимилировать их.
Другая опасность затрагивает саму американскую идентичность, проверяет
ее на прочность, она связана с "космократией", "денационализацией"
элит, связанной с глобализацией, и все это вызывает резкое неприятие
общественного мнения, настроенного патриотически. Ненормально то,
что для сплочения американского общества требуется рост террористической
опасности, как после событий 11 сентября.
- Но, как и модель французской республики, американская модель
- смешение сообществ в одном тигле - эта модель приемлема?
- Доведенная до крайности, эта модель становится опасной. Посмотрите,
какое давление оказывает мусульманское сообщество на Европу. Во
Франции сильны светские традиции, вы смогли договориться с Французским
советом мусульманского культа, но заняли твердую позицию в вопросе
ношения чадры. Но в Италии мусульманское сообщество добилось от
правительства консерваторов, чтобы в некоторых школах со стен убрали
распятия, и потребовалась помощь коммунистов, чтобы вернуть на стены
этот символ итальянской идентичности! Фундаментальные ценности США
не должны быть смыты волной иммиграции, отвергающей кредо, возникшее
в англо-протестантской культуре, в основание которого положены английский
язык, протестантизм, индивидуализм, трудовая мораль и вера в то,
что люди способны создать рай на земле.
- После выхода "Столкновения цивилизаций" вокруг
Вас возник ореол скандальности, как если бы книга Ваша стала алиби
для сторонников войны между Исламом и Западом.
- Я никогда не говорил, что столкновение между Исламом и Западом
неизбежно. Те, кто считают меня пророком беды, чьи предостережения
должны сбыться, ошибаются, или сознательно неправильно меня интерпретируют.
В период холодной войны, эксперты в вопросах политики, опасавшиеся
ядерной войны, принимали множество мер по ее предупреждению: переговоры,
дискуссии, - и катастрофы не произошло. Это как раз то, чем я занимаюсь
вот уже десять лет, со времени публикации моей первой статьи в "Foreign
Affairs", посвященной трудностям мирного сосуществования культур.
Я не упускаю ни одного случая, ни одного коллоквиума, чтобы сказать,
что еще можно избежать конфликта, навести мосты. К несчастью, опасность
растет, в связи с войной в Чечне и событиями 11 сентября, гипотеза
становится правдоподобной. Потребовав изгнания неверных со Святой
земли, Усама бен Ладен объявил войну Западу.
Но, говоря о "крестовом походе", Буш еще сильнее обострил
ситуацию. Завоевание Ирака переживается мусульманами как война против
Ислама. Очевидно, что, действуя так, США только питают терроризм
и дают фундаменталистам основание говорить о религиозной войне.
Сегодня мы оказались втянутыми в войну, равную ответственность за
которую несут Усама бен Ладен и Джордж Буш.
- Идея о том, что США могут навязывать силой свою концепцию
демократии, для Вас таит противоречие?
- Демократию навязать нельзя. Необходимо, чтобы она произрастала
из почвы страны, как цветок, который затем распускается. Это не
означает, что США или Европа не могут способствовать развитию демократии,
как они поступают в Восточной Европе, где прежде существовала демократическая
традиция. Установление демократии в Ираке - процесс очень долгий.
- Ваш коллега по Гарварду, нобелевский лауреат Амартия Сен,
критикует Вас за упрощенный взгляд на Ислам, когда Вы игнорируете
его составляющие, его противоречия. К тому же, по его мнению, Ваши
предсказания столкновения культур - беспочвенны.
- Я всегда писал обратное, я никогда не утверждал, что эту крупную,
но чрезвычайно разделенную и не имеющую страны-лидера после падения
Оттоманской империи цивилизацию следует считать монолитным единством.
Я даже говорил о "сознании без связности". Но в том, что
касается выводов, я на них настаиваю и готов подписаться.
- Вы пессимист, в том, что касается будущего? Подъем религиозного
фундаментализма в США, образование Христианской коалиции беспокоит
Вас?
- США всегда были очень религиозной страной, и вера всегда играла
важную роль в общественной жизни. Сегодня наступает четвертый религиозный
подъем в истории страны. Следует воспринимать вещи относительно,
как, например, так называемые имперские амбиции, даже если иные
о них думают, даже если обладание палкой иногда побуждает прибегнуть
к силе. Очевидно, что сегодня трудно быть оптимистом. Но я считаю,
что все еще можно избежать худшего.
- Вас принимают за ультраконсерватора, тогда как Вы скорее
- прогрессист.
- Я всегда голосовал за демократов, кроме одного раза, в 2000 году.
Моя жена не устает меня в этом упрекать.
Сэмюэль П. Хантингтон - профессор Гарвардского университета. Его
эссе "Столкновение цивилизаций" сделало его известным
во всем мире. Недавно вышла его книга "Кто мы? Национальная
идентичность и столкновение культур", новое эссе, посвященное
парадоксам американской идентичности.
Жан-Габриэль ФРЕДЕ. "Le Nouvel Observateur",
27 января 2005 года
Опубликовано на: ИноСМИ.ru
|