… о российской провинции
|
В ожидании варваров
|
Погубит ли провинция Москву или ее спасет?
Бог свидетель, я любил русскую провинцию. Я объездил
ее в бесконечных командировках. Я дружил с провинциальными литераторами
и артистами. Я влюблялся в сибирячек и женился на девушке из Новосибирска,
хотя Новосибирск и не провинция, а столица сопредельного нам государства
Сибирь. Но это неофициально, а официально - провинция. Как и все,
что не Москва и (с некоторых пор) не Петербург.
Теперь я русскую провинцию ненавижу. Потому что куда ни приедешь
в командировку - видишь одно и то же. Ленина или группу революционных
матросов на вокзале; улицу Тупиковую, бывшую Розы Люксембург, бывшую
опять же Тупиковую; нищий базар с семечками (и все в семечках);
одно на весь город кафе с музыкой и претензиями на продвинутость,
где все дорого и невкусно; одну улицу, по которой фланирует местная
молодежь, хихикая и тискаясь, сжимая в руках бутылки "Клинского";
школы, в которых учитель получает две с половиной тыщи в месяц и
ходит во всем перештопанном; иногда еще авангардный театр-студия
с авангардом десятой свежести даже по московским меркам начала девяностых.
Все. И бешеное желание на дне глаз, решительно у всех, - господи,
как бы куда-нибудь свалить отсюда? Хотя бы в город побольше, а лучше
бы -- в Москву; говорят, есть еще какая-то заграница, но этого наука
точно не знает.
Поверьте, мне всегда были ненавистны столичные понты, гордость местом
рождения, задаром доставшаяся элитарность, но что же поделать, если
русская жизнь почему-то так распорядилась: всех расслоила до неузнаваемости?
Средний класс исчез, ибо то, что у нас называется средним классом,
на самом деле является верхним: тысяча долларов для провинциала
- это не нижняя граница среднего класса, а очень часто верхняя граница
высшего. Средней культуры, то есть мейнстрима, тоже нет: все, что
не попса, уже претендует на элитарность. Вместо Москвы и провинции,
каковы они были в конце восьмидесятых (когда в провинции как раз
ключом била духовная жизнь, плодились рок-группы и цвела словесность),
у нас есть полтора современных мегаполиса и девяносто процентов
территории, живущей в духовном, интеллектуальном и финансовом болоте.
У этих людей остался один инстинкт - выживание; и если они уж дорываются
до Москвы, то никакая московская солидарность, никакая непробиваемая
мафиозность их не остановит. Посмотрите, как всякая власть -- днепропетровская,
ставропольская, свердловская, петербургская -- тянула на верха своих.
Сегодняшний провинциал -- не чета тогдашнему: нет у него той хваленой
несуетной духовности, которая вдали от столичной круговерти тихо
вызрела в родниковой душе. Круг его интересов страшно узок. Нет
той особенной глубинной России, которая была сутью и совестью страны.
Ведь Россия и впрямь всегда была очень провинциальна в лучшем смысле
слова: не зря БГ называл ее деревенской, долгопятой... Провинциальна
- значит традиционна, нетороплива, задумчива, умна без претензий.
Но так случилось, что эта составляющая русской жизни оказалась самой
уязвимой. Провинциальная интеллигенция - лучшая, чистейшая, не испорченная
никакими соблазнами, следящая за жизнью столиц зорко, доброжелательно
и придирчиво, - в результате перемен вымерла первой. Когда-то она
так же стремительно вымирала во времена революции: на местах ведь
творился зверский беспредел круче московского, в Москве хоть какая-то
власть была. А опереться нестоличному интеллигенту совсем не на
что, потому что общий культурный уровень этой самой провинции стократно
ниже московского и отличаться от массы тут куда опаснее. Сожрут
при первом же катаклизме. И тем, что душу русской глубинки, ее интеллигенцию,
опять сожрали, лишний раз подтверждает диагноз Льва Аннинского:
в 1985 году на волю вырвались те же подпочвенные разрушительные
силы, что и в 1917-м. Лозунги были другие, а мишень одна: сложность.
Все мало-мальски сложное и неоднозначное рухнуло; и если в Москве
на его месте уже созидается что-то новое, то в худосочной провинции
для этого попросту нет ресурсов.
Мне обязательно будут возражать: ведь у провинциалов собственная
гордость. Собственно, ничего почти уже и нет, кроме этой гордости
- тоже очень провинциальной, - да еще ползучего, слепого, неистребимого
инстинкта выживания. Мне приходится иметь дело с теми, кто вырвался
в Москву "с мест": тут и коллеги, и просто приятели. Эти
люди активнее, мобильнее, выносливее москвичей. Но вот что они могут
предложить позитивного, кроме этой выносливости, и есть ли у них
самостоятельность мышления вдобавок к фантастической трудоспособности
- это уже, товарищи, вопрос.
Я никого ни в чем не виню, боже упаси. Я просто хочу констатировать,
что страна, которая так расслоилась - на богатейших и беднейших,
умнейших и глупейших, на мегаполис и все остальное, - по определению
не очень устойчива. Главное же - русская провинция за последние
двадцать лет, при отсутствии социальных гарантий и разгуле братковского
бизнеса, обнищала так (нефтеносные районы в расчет не беру, там
свои заморочки), что предъявлять к ней претензии становится попросту
неловко.
Так что никто не виноват. Просто все чаще задумываешься о том, что
будет, когда самые активные со всей страны окончательно переберутся
в Москву.
Дмитрий БЫКОВ. "Огонёк", август 2004
года
|
От варвара слышу
|
Непримиримое противоречие между провинцией и столицей
- черта империй, начиная с Рима. Чтобы расширяться, империя обязана
иметь центр и форпосты на окраинах. Центр богат, роскошен и притягателен.
Окраина бедна и непритязательна, потому что обустроена не для жизни.
Это палаточный городок на пути безудержной экспансии вширь. Люди
на форпостах живут соответствующие. Это авантюристы, осваиватели
земель, беглецы из метрополии. Они неприхотливы и безжалостны. Это
люди Дикого Запада - ведь Америка тоже империя.
Я только что съездил в Гомель - жена отвезла меня к себе на родину.
Никогда там до этого не был и вообще позорно мало знаю Россию и
ее ближайших соседей: досконально мне известен только родной Урал,
городской и сельский. Гомель меня поразил тем, что - при своем провинциальном
статусе - он ничуть не провинция. Обычный уменьшенный Минск. Да
и Минск, если честно, почти ничем не отличается от Братиславы. Другой
тип государственности: условно говоря, греческий. Афины - самый
большой полис, но чувствовали ли себя провинцией Милет, Фивы и Спарта?
Да ничего подобного: они все равноправны. Разница между ними чисто
количественная. Качественная разница - показатель империи. Империя
- страна для дураков, сказал Бродский; я сформулировал бы нейтральнее:
империя - страна для человечества. Она открывает, завоевывает, достигает,
воюет, губит: пишет историю. Есть страны для человека, и в них столица
от провинции отличается только количеством населения. Такова вся
современная Европа и значительная часть Востока.
Мы не таковы. Это не хорошо и не плохо - это судьба.
А потом все происходит, как в Риме. Движение останавливается, империя
распадается и разлагается, начинается это с окраин, а потом докатывается
до центра. Сначала гибли, вымирали, культурно деградировали римские
провинции, а скоро козы и гуси щипали траву уже на улицах Рима.
Рыба гниет с головы, государство - с окраин. Перестав быть "страной
для человечества", мы не стали страной для человека. Человек
по-прежнему - ноль. Так не мог перестроиться Рим, который был погублен
отнюдь не беженцами из провинций, а совсем другими, куда более реальными
варварами. Чтобы получилась нынешняя Италия, в которой между Римом
и другими городами нет никакого антагонизма, должна была пройти
эпоха.
Теперь о том, как все это выглядит сейчас.
Было бы лицемерием пылко уверять, что я люблю провинцию. Она мне
ненавистна, как всякая Родина: ты знаешь ее язвы лучше других, ты
задыхаешься в ней, но не можешь слышать, как ее пренебрежительно
поносят чужаки. Я жил в Свердловске, потом Екатеринбурге, но никогда
не чувствовал себя в провинции. Наоборот, я всегда несколько сходил
с ума, попадая в Москву. Потому что не понимал, чем люди там занимаются
вообще. Теперь я это понимаю. Они набирают очки в какой-то игре,
больше всего похожей на карточную, только без карт. Чем быстрее
человек выйдет из этой игры, тем больше у него шансов сберечь рассудок.
Русская провинция ужасна, кто бы спорил, - но она блаженна. Почему
это нищие духом - к каковым современные русские провинциалы могут
быть причислены почти поголовно - блаженны? На мой взгляд, речь
в Новом Завете идет о тех, с кого меньше спрос. У них не было шанса.
Те, о ком с ужасом или пренебрежением говорят москвичи - все эти
спившиеся работяги, деклассированные интеллигенты, вымирающие писатели
и даже проститутки, осаждающие единственную на весь город насквозь
клопиную гостиницу, - будут в раю.
А теперь я спрошу вас, у которых этот шанс - в силу специфики Отечества
- был: ну и что ваша Москва?
А ничего. Город на периферии мирового процесса, на обочине истории,
в провинции духа. История делается где-то далеко-далеко, на совсем
иных путях. К вам заезжают полюбоваться стариной. В кафе хамят,
в головах хаос, а последний, на кого стоило смотреть в театрах,
- кемеровчанин Гришковец. Плюс наличествует десяток клубов, в которых
старательно имитируется та свободная, легкая и увлекательная жизнь,
которую не купишь; клубов, которые и в самом маленьком из европейских
городов не вызвали бы интереса.
Я давно заметил, - а в общем люди знали это всегда, - что непримиримые
борцы отражают и даже копируют друг друга. Оппозиция не может быть
умнее власти, богатые не могут быть щедрее и человечнее бедных,
а столица и провинция всегда одинаковы по тайному внутреннему строю.
В провинции и Москве, пожалуй, одинаково много тупости и хамства.
В провинции это хамство примитивное, не замаскированное и во всех
отношениях бедное. В Москве оно гламурное, не лишенное лоска и блеска,
но оттого еще более омерзительное.
И последнее. Насчет главного страха москвичей: провинция ворвется,
поглотит, растворит, оттеснит от кормушки и будет править сама.
Подозреваю, что налицо как раз обратная тенденция. Тоже характерная
для Рима. Лучшие бегут уже не из провинции в Москву, а обратно.
Пиршество среднего вкуса хуже откровенной безвкусицы. Овидия в свое
время сослали, Гораций уехал сам. Так появились "Понтийские
послания" и буколические сельские зарисовки - письма из провинции.
И Диоклетиан не просто так бросил государственные дела и удалился
сажать свою капусту. Эта тенденция пока еще неочевидна. Но подождите
- настанет пора, и из Вавилона, города крепкого, побегут толпами.
Это не москвичам стоит бояться нашествия варваров из провинции.
Это провинции пора опасаться варваров из Москвы.
Илья КОРМИЛЬЦЕВ. "Огонек", август 2004
года
|