… об ограничении рекламы
пива
|
Молодежь снимут с пивной "телеиглы"
|
Президент России подписал закон об ограничении рекламы
пива. Это событие может стать уникальным историческим прецедентом.
Впервые принят закон, существенно меняющий картину государственных
приоритетов. Акцент перенесен с защиты интересов большого бизнеса
(читай - госказны и лично госчиновников) на защиту интересов здоровья
человека (читай - молодежи, общества в целом, будущего страны).
От громких деклараций о благе народа сделан реальный шаг к этому
самому благу, притом вопреки сильному сопротивлению того же бизнеса
и тех же госчиновников.
Почему же свет клином сошелся на "Клинском"?
Те из нас, кто постарше, еще помнят эпоху, когда пиво было дефицитом.
За "разливным" стояли очереди с бидончиками, купить бутылочное
без давки вообще казалось волшебной удачей. Попить пивка ходили
в сомнительные ларьки, редкие пивбары, в бани, а рафинированные
москвичи - в консерваторию, в буфете которой всегда было "Двойное
золотое". И это было плохо и обидно.
Когда пива стало много, потом очень много, потом запредельно много,
выяснилось, что это тоже плохо и обидно. Потому что пиво перестало
быть банальным объектом потребления, превратившись в знаковый объект
субкультуры. Причем субкультуры молодежной. Довольно гнусные лавры
за это принадлежат тем, кто создавал и размещал пивную рекламу.
Адресуя ее молодому, наиболее отзывчивому на рекламу потребителю,
они твердо знали, чего хотят: сделать пиво неотделимым элементом
его стиля жизни, синонимом раскрепощенности, успеха, веселья, стержнем
общения, ощущения свободы и взрослости. Цель ясна, как пятак: продажи
должны расти, бизнес должен приносить прибыль, больше прибыли, еще
больше... Эти люди могут поздравить себя - они своего добились.
Девочки-подростки с бутылками пива в руках стали столь же привычной
частью городского пейзажа, как вокзальные бомжи.
Но, может быть, в этом нет ничего плохого? Ведь пиво - издревле
знакомый человечеству продукт, изготовленный из растительного сырья,
содержащий уйму полезных веществ, включая витамины группы В и дефицитные
микроэлементы. Калорийный, легко усвояемый, не водка же, в конце
концов.
- В пол-литровой бутылке обычного светлого пива крепостью 4 градуса
содержится 20 г чистого алкоголя (то есть спирта. - "Известия"),
или 50 г водки, - рассказывает доктор медицинских наук Владимир
Нужный, заведующий лабораторией токсикологии НИИ наркологии Минздрава
РФ. - В двух бутылках, как легко подсчитать, - уже 100 г, а в пиве
крепостью 6 градусов - 150. Подросток, ежедневно выпивающий 2-3
бутылки пива, легко привыкает к этой дозе, она становится потребностью.
Через год-полтора он нередко переходит на более крепкие напитки,
у девушек этот процесс протекает еще быстрее. Создается благоприятное
поле для развития раннего алкоголизма.
По данным Всероссийской детской диспансеризации, заболеваемость
алкоголизмом среди детей и подростков всего за один год (2002-й)
выросла на 26,2%, число алкогольных психозов - на 9,1%.
Но пиво несет и другие опасности. Печень здорового мужчины с весом
80 кг способна переработать примерно 80 г чистого алкоголя в день.
Женский организм справляется лишь с 20 г чистого алкоголя без ущерба
для здоровья, поскольку расщепляющие его энзимы в слизистой желудка
женщин менее активны. Постоянное наличие небольших доз алкоголя
в организме способно провоцировать развитие многих хронических заболеваний.
Своим вкусом пиво обязано экстрактивным веществам, которые попадают
в него из солода и хмеля. Однако их избыточное потребление затрудняет
работу почек и печени, неблагоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой
системы. Есть и такой диагноз - "пивное сердце", то есть
болезненно увеличенное, вынужденное перекачивать слишком много жидкости.
И для почек лишний объем жидкости - не подарок. А входящие в состав
пива растительные эстрогены (аналоги женских половых гормонов) при
неумеренном его потреблении способны изменить гормональный фон и
у мужчин, и у женщин. У мужчин возникает ожирение по женскому типу
- на груди, талии, бедрах, страдает потенция. У женщин растительные
эстрогены подавляют выработку настоящих половых гормонов, что может
обернуться маскулинизацией - понижением голоса, появлением "ненужных"
волос, уменьшением количества жировых клеток. В тяжелых случаях
этот процесс приводит к нарушениям менструального цикла и даже бесплодию.
Понимая это, главный государственный санитарный врач России Геннадий
Онищенко в конце 2000 года издал постановление, которым определял
пиво как алкогольный напиток, который должен подпадать под все ограничения,
предусмотренные законом для оборота алкоголя, в том числе и рекламные.
Рост потребления пива среди молодежи врач Онищенко связывал с агрессивной
рекламой, нацеленной на этих потребителей.
Спустя четыре месяца после этого тогдашний министр здравоохранения
Юрий Шевченко публично отчитал своего первого заместителя за превышение
полномочий и заставил отменить постановление. Он заявил, что благодаря
расширению производства пива в 2000 году удалось на 13% снизить
потребление крепких спиртных напитков. Элементарная проверка показала,
что г-н министр говорил неправду. В начале 2000 года из-за введения
высоких акцизов сократилось не потребление, а производство водки
и ликероводочных изделий - на 9%. Но к декабрю ситуация выровнялась,
и производство вновь стало расти. По данным Госкомстата, объем реализации
водки и ликероводочных изделий в 2000 году упал всего на 4%. Но
уже в январе 2001 года вырос на 27,2% по сравнению с январем 2000-го.
На пресс-конференции г-н Шевченко говорил журналистам:
- Вы вдумайтесь: на 13% меньше выпито водки всякой! Это значит,
что мы общими усилиями оттащили нацию все-таки в сторону слабых
напитков, в том числе и пива. Молодежь пошла к слабым напиткам -
и слава богу!
Правда, спустя всего год, в марте 2002-го, на коллегии Минздрава
он заявлял:
- Нынешняя реклама пива - мерзкая. Это реклама гнусного образа жизни,
и бог знает, к каким результатам она приведет. Наши законодатели
должны быть очень твердыми в отношении пива, этот год должен поставить
все точки над i.
Однако никаких активных действий по защите здоровья молодого поколения
от "мерзкой рекламы" бывший министр так и не предпринял.
А с него никто и не спрашивал.
Вместо него молодых россиян защитила Дума. Можно много шептать о
том, что за принятым законом стоит "водочное лобби" (как
явствует из госстатистики, ничего водочная индустрия не потеряла
от роста потребления пива). Можно скорбеть о прибылях, которые недополучат
пивовары (это их бизнес и их риски). Можно сокрушаться о горестях
телевидения, которое потеряет 60 млн. "пивных" долларов
в год (ничего оно не потеряет, просто ночная реклама станет дороже,
а на новых рекламных роликах еще и многие заработают).
Однако запрет рекламы просто вернет все на свои места: бутылка пива
из атрибута авангардной субкультуры снова превратится в обыкновенную
бутылку алкогольного напитка со всеми вытекающими из нее последствиями.
Совершить тот же переворот в привычках по меньшей мере двух поколений
молодых россиян будет уже труднее.
На дне стакана
Объем выпитого за 1 час 40-градусного алкогольного напитка
или его эквивалента
(в мл)
|
Процентное содержание алкоголя в крови
|
Вероятные последствия
|
30
|
0,05 и менее
|
Легкое короткое расслабление
|
60
|
0,08-0,1
|
Растормаживание, чувство беззаботности
|
90
|
0,1-0,2
|
Нарушение контроля мышц и речи
|
150
|
0,2-0,4
|
Нетвердая походка, бессвязная речь, неадекватное поведение
|
240 и более
|
0,4 и более
|
Бессознательное состояние, нарушение дыхания, сердечной деятельности,
угроза смерти
|
Источник: Аутербридж Дэвид. От алкогольного тумана до
ясной головы. М.: Текст, 1996.
Татьяна БАТЕНЕВА. "Известия", 28 августа
2004 года
|