… о монетизации льгот
|
Люди. Льготы. Жизнь
|
Вслед за депутатами Госдумы свое слово о реформировании
льгот вчера сказали и парламентарии верхней палаты. Совет Федерации
одобрил законопроект, завершающий разграничение полномочий между
различными уровнями власти. Накануне министр здравоохранения и социального
развития Михаил Зурабов на встрече с журналистами, организованной
РБК, еще раз в деталях рассказал, каким образом будет выстроена
новая система социальной поддержки льготников.
Первоначальный замысел правительства в результате совместной работы
с парламентариями заметно изменился. Общее количество поправок и
дополнений, поступивших из субъектов РФ, от депутатов Госдумы и
членов СФ, превысило пять тысяч, все они были рассмотрены и более
800 из них было учтено. Законопроект не только существенно изменился,
но и его качество улучшилось. Принятая в законе конструкция в части,
касающейся социальной защиты отдельных категорий граждан и предоставления
им льгот, во многом сохранила привычные для населения признаки.
Для подавляющей части льготников, тех, кто по принятому законодательству
относится к категориям, находящимся в ведении РФ, на 2005 год основные
льготы, действовавшие и действующие на сегодняшний день, сохраняются.
Речь идет об оплате жилищно-коммунальных услуг, о предоставлении
бесплатных медикаментов, санаторного лечения, проезда в пригородных
поездах и проезда к месту лечения и отдыха.
Кого обеспечивает центр
Это - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жители блокадного
Ленинграда, участники боевых действий, военнослужащие, дети-инвалиды
и инвалиды с детства, и - что самое важное - это инвалиды всех трех
групп. Также в ведении РФ остаются вопросы, связанные с возмещением
вреда и мерами социальной поддержки чернобыльцам, а также приравненным
к ним категориям. Также разработаны меры поддержки такой важной
для здравоохранения категории, как доноры.
Что касается Героев СССР и РФ, кавалеров орденов Славы, по решению
Госдумы, осенью будет принят новый закон об их статусе. В котором
механизм предоставления им мер социальной поддержки, размер выплаты
будет проработан отдельно.
Уже взятые обязательства государство выполнит
Очень важно, что в принятый законопроект в 153-й статье введен принцип
так называемых "длящихся правоотношений". Это обещание
государства выполнить все те обязательства, которые возникли по
отношению к гражданам на 1 января 2005 года.
Например, гражданин, имеющий право на льготу, находится в очереди
на получение автомобиля или ожидает улучшения жилищных условий,
и это его право зарегистрировано. Все эти "длящиеся правоотношения"
продолжают действовать, и государство в течение ближайших лет выполнит
свои обязательства перед этими людьми.
Кроме того, та же статья говорит, что все те суммы, включая зарплату,
надбавки, доплаты, компенсации, льготы, которые выплачивались в
денежном выражении, должны быть сохранены, то есть их размер не
может быть уменьшен.
Теперь о льготах, решения по которым принимаются субъектом Федерации.
Напомню, речь идет о трех группах льготников: ветеранах труда, тружениках
тыла и пострадавших от политических репрессий. Принимая нормативные
акты по социальной поддержке этих категорий (если существующий механизм
будет решено изменить), региональные власти должны соблюдать три
основных принципа: объем финансирования этих льгот не может быть
уменьшен; категории не могут быть сокращены; условия предоставления
льгот не могут быть ухудшены. Еще раз подчеркну, это не пожелания,
а нормы заключительных положений закона, которые являются обязательными
для субъектов Федерации.
Что такое "соцпакет"
В следующем году решено сохранить наиболее значимые натуральные
льготы. Эти услуги и названы "социальным пакетом", который
в 2005 году будет предоставлен всем льготникам федерального уровня.
В "социальный пакет" входит право на получение бесплатных
медикаментов при амбулаторном лечении, право на получение путевки
на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, право
на транспортное обслуживание, которое включает проезд на пригородном
железнодорожном транспорте без ограничения расстояния и частоты
поездок и проезд один раз в год в купейном вагоне к месту лечения
при наличии санаторной путевки.
В этой связи сумма денежной выплаты, которую получит гражданин,
в 2005 году будет уменьшена на 450 рублей - ежемесячную стоимость
"соцпакета". А дальше люди смогут выбирать: до 1 октября
будущего года гражданин вправе написать заявление, и если он откажется
от льгот, то с 1 января 2006 года размер ежемесячной денежной выплаты
ему будет увеличен. Общая стоимость возможного увеличения по состоянию
на 1 января 2005 года - 450 рублей. Или даже несколько больше, поскольку
ежемесячная денежная выплата будет индексироваться в течение года,
и, соответственно, возрастет и дополнительная выплата.
Многие почему-то считают, что если льготник в будущем году обратится
за лекарствами, то ему отпустят лекарств на 400 рублей, или если
он, например, захочет приобрести путевку в санаторий, то на ее оплату
будет направляться 50 рублей ежемесячно. Это абсолютно неверное
толкование. Как сейчас гражданин имеет право на получение лекарств
без ограничения или право на получение путевки, так он и будет иметь
это право и в новой модели. 450 рублей - это та сумма, которую в
дополнение к ежемесячной денежной выплате получит гражданин, если
он откажется от льгот с 2006 года.
Как попасть в регистр
Ближайшая серьезная работа - уточнение регистра граждан, которые
имеют право на льготы. Это будут делать отделения Пенсионного фонда
совместно с органами социальной защиты и другими организациями,
которые имеют данные о гражданах, имеющих право на льготы, например
- военкоматами, силовыми ведомствами. На начальном этапе непосредственно
участия граждан не требуется.
После того, как этот регистр поступит в Пенсионный фонд, будет проведена
сверка в фондах обязательного медицинского страхования, поскольку
речь идет об отпуске бесплатных медикаментов этим категориям граждан,
а также в Фонде социального страхования - для обеспечения санаторными
путевками. При этом вполне допускаемо, что некоторых льготников
в базе данных Пенсионного фонда может не оказаться. Например, участники
боевых действий в Афганистане, в других "горячих точках"
- это зачастую молодые люди, они не получают пенсию. В отношении
этих категорий у нас, конечно, нет исчерпывающей информации, потребуется
время, чтобы регистр учел всех. Но все же для подавляющей части
граждан (по оценкам Минздрава 85 процентов льготников) никаких неудобств
создано не будет. И с 1 января 2005 года они начнут получать пенсию
вместе с ежемесячной денежной выплатой.
Для тех, кто все-таки не попадет в базу, нужно будет обратиться
в отделение Пенсионного фонда с заявлением и представить документы,
подтверждающие льготную категорию. После оформления деньги они получат
в полном объеме, начиная с января 2005 года.
Бесплатных лекарств хватит всем
Стоимость программы по предоставлению бесплатных медикаментов гражданам
на следующий год составит от 51 до 53 млрд. рублей. Много это или
мало? На сегодняшний день все российские аптеки продают лекарств
на 125 миллиардов рублей в год. Это, подчеркиваю, для всех абсолютно
граждан - более 140 миллионов человек. Правительство на 12 с небольшим
миллионов льготников предусматривает в будущем году выделить 51-53
миллиарда. Сопоставьте эти данные, и тогда станет понятно, почему
речь идет о серьезном улучшении положения с лекарственным обеспечением.
Безусловно, многие льготники - люди, которые болеют чаще, у которых
потребность в лекарствах выше, чем у среднестатистического человека.
Тем не менее, мы уверены, что этих сумм будет достаточно.
Помимо этой программы выделяются отдельные средства на профилактику
и лечение социально опасных заболеваний, таких как СПИД, туберкулез.
Продолжится финансирование и программы лечения сахарного диабета.
Дополнительные средства, которые будут направляться на эти цели,
не приведут к росту цен, они приведут к снижению цен на лекарства.
Правительством принято решение финансировать эту программу и оплачивать
медикаменты только в том случае, если будут подписаны соответствующие
тарифные соглашения с производителями и дистрибьюторами, поставляющими
эти медикаменты в розничную сеть. Предварительное согласование такого
подхода уже есть, поэтому мы уверены, что уже на следующий год нам
удастся снизить те цены, по которым сейчас осуществляется льготный
отпуск лекарств.
Механизм же их получения останется прежним: врачи, так же, как это
происходит и сейчас, выписывают рецепты на лекарства. Пациенты получают
медикаменты по этим рецептам. В ближайшее время в правительство
будут внесены предложения Минздрава о перечне лекарств, которые
будут отпускаться в рамках этой программы. Он будет шире, чем тот
перечень жизненно важных лекарственных средств, который сейчас утверждается
постановлением правительства.
Санаторные путевки станут доступнее
Очень многие опасаются, что в связи с модернизацией предоставления
льгот может ухудшиться обеспечение льготными санаторными путевками.
Уверяю вас, это не так.
На сегодняшний день в России приобретается 3,4 миллиона санаторных
путевок в год. Сумма средств, которую выручают здравницы, составляет
чуть более 33 млрд. рублей. На следующий год мы планируем направить
на приобретение путевок для льготников более 9 млрд. рублей, выкупить
чуть более 1 миллиона путевок. Это фактически означает, что средства,
которые придут в этот сектор экономики, увеличатся почти на треть,
и на треть же возрастет объем проданных путевок. В результате выиграют
все: и льготники, и санатории, и обычные отдыхающие. Поясняю почему.
На сегодняшний день для многих граждан, которые не имеют права на
льготы, отдых недоступен по двум причинам: высокая стоимость проезда
к месту отдыха и лечения и высокая стоимость путевки. Путевки дорогие
потому, что среднегодовая загрузка санаториев составляет около 50
процентов. Ясно, что если вы загружаете свой санаторий приблизительно
на половину его потенциальной возможности, то вы вынуждены относить
все затраты по его эксплуатации на тот непродолжительный период,
когда спрос на путевки максимальный. То, что сейчас хочет сделать
правительство, - это повысить загрузку санаторно-курортной сети
в межсезонье, когда нет спроса на путевки у работающих граждан.
Согласитесь, для пенсионера не так важно, в какое время он приедет
на отдых. Для него важно, чтобы он получил в санатории качественную
медпомощь и смог бы укрепить свое здоровье. Поэтому то, что мы собираемся
выкупать путевки предпочтительно в так называемый "низкий"
сезон, позволит, с одной стороны, приобрести максимальное количество
путевок, потому что они дешевы. И тем самым дать возможность подлечиться
большему количеству льготников. А с другой стороны, мы поможем работе
санаториев, и это повлияет в лучшую сторону на цены летнего отдыха.
Примерно такой же расклад с железнодорожным ведомством. Мы договорились
с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в отношении стоимости
проезда к местам лечения и отдыха. На первый взгляд, удивительно:
как это бесплатный проезд на пригородной электричке в течение месяца
без ограничения расстояния может стоить 40 рублей. Или что проезд
из любой точки РФ туда и обратно в купейном вагоне может стоить
700 рублей. То, что мы сегодня имеем в нашей экономике, в частности
"задранные" тарифы - это как раз и есть следствие того,
что у нас было абсолютно перевернутое сознание. Когда за льготную
услугу тому, кто ее оказывал, не платили, он был просто вынужден
переносить свои расходы на обычный тариф. И когда он сейчас задрал
цены так, что уже на сегодняшний день спрос на услугу начинает резко
снижаться, он из этого тупика выйти не может. Чтобы появился спрос
- нужно снизить тариф, а тариф снизить невозможно, потому что издержки
велики. И то, что мы сейчас делаем, предлагая социальный пакет и
выкупая по таким смешным, на первый взгляд, ценам услуги железнодорожного
транспорта, - это спасение и для самого транспорта. А через год,
я думаю, мы все то же самое будем предлагать и работающим гражданам.
И тогда реально станет возможным для работающего человека получить
билет по той цене, которая раз в год даст возможность ему поехать
и нормально отдохнуть, также как и получать путевку по той цене,
которая сопоставима с уровнем его доходов
Ирина НЕВИННАЯ. "Российская газета",
9 августа 2004 года
|
Кто понесет льготнику социальный пакет
|
В изменившихся условиях местным властям потребуется
проявить максимум оперативности, четкости и терпения, чтобы нововведения
удовлетворили пожилых людей
Вызвавший бурные споры в нашем обществе закон о замене
льгот деньгами, закладывающий новые принципы социальной поддержки
населения, наконец принят. Через четыре месяца он должен начать
работать. Десятки миллионов бывших льготников должны будут получить
вовремя положенные им "социальные пакеты" и денежные компенсации.
Если начнутся сбои, то вся отрицательная энергетика, сопровождавшая
прохождение закона в Думе, выплеснется с удвоенной силой. Поэтому
без всякого преувеличения можно сказать, что январь 2005 года станет
очень жестким экзаменом для исполнительной власти в центре и на
местах.
Что нужно сделать, чтобы этот экзамен успешно выдержать? Для этого
уже до 1 декабря (чтобы был хотя бы месяц на техническую подготовку)
необходимо принять несколько десятков постановлений правительства,
а также дополнительные федеральные законы. И сделать это - крайне
непросто: каждый из документов потребует согласованной позиции минздравсоцразвития,
минфина, минэкономразвития, минюста, а в ряде случаев и других министерств.
По собственному опыту знаю, как тяжело зачастую даются эти согласования.
А вопросов для решения очень много. Возьмем, например, социальный
пакет. Важнейшая его часть - лекарственное обеспечение бывших льготников.
Как известно, в следующем году у всех, чью социальную поддержку
взял на себя федеральный бюджет, из денежной компенсации будет вычитаться
360 рублей на снабжение медикаментами. Куда пойдут эти деньги? Видимо,
в фонды обязательного медицинского страхования - и вот тут потребуется
вполне конкретное решение правительства.
Ну, а что с этими деньгами будет дальше? Видимо, они поступят в
распоряжение специально отобранных уполномоченных частных страховых
компаний, которые и будут проплачивать бесплатный отпуск лекарств
аптекам. Значит, понадобятся соответствующие изменения в законодательство
об обязательном медицинском страховании, а также система договоров
с региональными властями, дистрибьюторами и производителями лекарств.
Или возьмем предоставление санаторных путевок. На это пойдет 50
рублей в месяц (600 рублей в год) из пакета. Чтобы эта норма заработала,
надо прежде всего иметь централизованный банк данных о тех, кому
положена такая бесплатная путевка и, конечно, о медицинских показаниях
к тому или иному виду лечения. Придется также наладить учет очередности
на получение путевки. Это очень трудоемкая задача, и ее также надо
решить до 1 декабря этого года.
Еще один вопрос: куда поступят деньги из социального пакета, предназначенные
на санаторно-курортное обслуживание? В Фонд социального страхования?
Но это противоречит объявленному курсу на освобождение этого фонда
от нестраховых выплат. Или речь идет о том, что вводится новый вид
социального страхования - 50 рублей ежемесячный страховой взнос,
который возвращается к плательщику в виде путевки? А может быть,
распорядителем этих денег станет Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию? Эта неясность тоже потребует специального
правительственного или законодательного решения.
Если обратиться к собственно денежным компенсациям, то и здесь возникает
вопрос. Знает ли минфин, который готовит проект федерального бюджета
на будущий год, точную сумму денег, необходимую для их выплаты?
Сумма 170-180 миллиардов рублей требует серьезного уточнения, так
как точные списки претендентов на эти выплаты не составлены. А тут
есть немало нюансов: например, многие граждане, пользующиеся льготами,
имеют на них право сразу по нескольким основаниям. Поэтому Пенсионному
фонду (а он, видимо, будет уполномочен устанавливать право на получение
компенсации и ее размер) придется выявлять основание, наиболее выгодное
для получателя. А вот чернобыльцам, если они инвалиды, теперь положены
денежные компенсации сразу по двум этим основаниям - и тут требуется
скрупулезная точность.
Очень важно отследить, как регионы готовятся к выполнению своей
части реформирования системы льгот в отношении ветеранов труда,
тружеников тыла и репрессированных. До 1 декабря каждому региону
предстоит принять собственные решения по этому поводу. Причем федеральный
закон обязует губернаторов и региональных законодателей, по крайней
мере, не ухудшить положение этих самых многочисленных групп бывших
льготников. А для этого требуется сформировать соответствующим образом
местные бюджеты. Не надо забывать, что с 1 января 2005 года в полное
ведение регионов переходит и формирование системы оплаты труда бюджетников
- тоже немаленькие расходы.
С помощью федерального мониторинга можно будет оперативно реагировать
на задержку с принятием местного законодательства и на объективную
нехватку финансирования в регионах. Сбои с подготовкой и бюджетным
обеспечением мер социальной поддержки в субъектах Федерации могут
спровоцировать рост социальной и политической напряженности, подорвать
авторитет государства, инициировавшего эти реформы. Думаю, что к
организации мониторинга надо подключить крупнейшие политические
партии (в том числе оппонировавшие принятию нового законодательства),
общественные организации, а также Российскую трехстороннюю комиссию,
объединяющую представителей профсоюзов, работодателей и федерального
правительства.
Наконец, соображение, последнее по счету, но не по значению. Это
необходимость грамотной информационной кампании, разъяснение людям
их прав в новых условиях. Не надо повторять ошибок пенсионной реформы,
тем более что на этот раз речь идет о десятках миллионов пожилых,
часто больных людей, которым сложно менять свои установки и жизненные
привычки. Кроме того, накоплен очень большой груз недоверия к государству,
которое в конце 80-х, а потом и в 90-х годах прошлого века своими
неуклюжими действиями не один раз ставило этих людей в тяжелое положение.
Поэтому надо предоставить всем желающим объективную, прикладную
информацию о том, кому, сколько и чего положено и где это можно
получить. Тут годится все: разбрасывание брошюрок по почтовым ящикам,
развешивание плакатов в местах, которые чаще всего посещают бывшие
льготники, - собесы, отделения Пенсионного фонда, поликлиники, библиотеки
и т.п. На это нужны деньги - и их надо предусмотреть в бюджетах
всех уровней.
Евгений ГОНТМАХЕР. "Российская газета",
14 августа 2004 года
|