… о планах российского
Правительства в социальной сфере
|
Счастливая жизнь после 2012 года
|
Правительство начинает заглядывать в далекое светлое
будущее
Правительство поворачивается лицом к людям, определяет
главные цели своей работы и показатели того, сколь эффективно эта
работа ведется. В четверг новым принципам работы исполнительной
власти было посвящено заседание кабинета министров. Его глава даже
специально для этого прилетел из отпуска. Что получится у правительства
и когда?
Похоже, по решению вышестоящих инстанций заседание правительства
превратили в мини-акцию социально-разъяснительного характера по
типу той, что несколько раз практиковали с монетизированным пакетом
льгот. Хотя и не такого накала и размаха.
Премьера, который неделю назад детально описывал, как он будет наблюдать
за заседанием правительства из прекрасного сочинского далёка, все
же вызвали в Москву. Говорят, лично Путин попросил именно его провести
заседание кабинета (а кто же еще?). Для придания важности обсуждаемой
теме. В четверг в 10 утра Фрадков был на рабочем месте, загорелый,
хотя и запыхавшийся, будто из Сочи пешком шел...
Цель акции - повернуть правительство и всю работу исполнительной
власти лицом к людям. Инструменты - новый принцип формирования бюджета:
не от денег, а от задач, которые нужно решать. "Оценки"
- индикаторы эффективности достижения той или иной цели. Средства
- деньги федерального бюджета, активность остальных уровней власти
и всех слоев общества.
Их поставил президент
Три месяца рабочая группа во главе с вице-премьером Александром
Жуковым собирала от министерств и ведомств новое видение своих задач
и планы поворота лицом к человеку. Для облегчения работы были разосланы
методические указания, в которых прописывались базовые задачи. Они
же вчера были неоднократно озвучены на правительстве. "Это
особенно важно, тем более сейчас, когда президент поставил перед
нами задачу удвоения ВВП, сокращения бедности", - сказал Фрадков.
"Задачи были поставлены президентом: поддержание темпов экономического
роста, сокращение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума,
повышение качества здравоохранения, образования, доступности жилья",
- вторил ему Жуков. Апелляции к президенту были столь часты, что
складывалось впечатление: не скажи президент в своих посланиях последних
двух лет о бедности и темпах роста, правительство ни за что бы не
догадалось заняться именно этой тематикой...
Цели большие и малые
В результате долгой и кропотливой работы были отобраны три макроцели
работы правительства в целом и каждого министерства и ведомства
в частности:
- повышение качества жизни населения;
- поддержание высоких темпов экономического роста;
- создание потенциала для будущего развития.
Есть и четвертая цель - укрепление обороноспособности и национальной
безопасности страны, но она пока не обсуждается - чиновники говорят,
там много секретного. Хотя даже многие члены правительства вчера
настаивали: да, тема святая, но и денег туда уходит немало. Хотелось
бы знать - на что... Тем более что множество показателей силового
блока вполне может быть открыто для общества. В общем, складывалось
впечатление, что силовиками просто еще не занимались. И некогда
было, и реформировали их только-только, намного позже гражданских
ведомств. Очевидно, их показатели эффективности и программное видение
мира появятся на свет ближе к зиме, когда должна быть полностью
составлена среднесрочная программа развития, наложенная на уже принятый
бюджет 2005 года и состыкованная с показателями и целями ведомств.
Три главные цели разбиваются на более мелкие, те, в свою очередь,
на еще более мелкие, дальше они "разбегаются" по ведомствам.
Скажем, качество жизни - понятие глобальное. Тут и экология (это,
скорее, к Минприроды и Минпромэнерго), и травматизм (Минздрав),
и гибель в трудоспособном возрасте от болезней, пьянства или под
колесами автомобиля (уже целый букет ведомств - от МЧС до МВД, от
Минздрава до Минфина), и т.д.
Показателей, как сказал Жуков, огромное количество. Но на заседании
правительства особенно педалировали именно социально значимые. Например,
докладчик детально перечислил цели и задачи Минздрава (см. таблицу
1), а Минсельхоз вниманием обошел, заметив, что "и так это
все видят на слайде".
Повышение качества жизни
Основные показатели уровня достижения цели
|
ед. измерения
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
цель
|
год достижения
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
|
лет
|
65,2
|
65,3
|
64,8
|
65,1
|
65,3
|
65,5
|
65,7
|
66,6
|
70
|
|
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией
после установления заболевания
|
лет
|
6,5
|
6,7
|
6,8
|
7
|
8,5
|
10
|
11,5
|
13,5
|
15
|
2010
|
Средний срок ожидания оказания высокотехнологичной мед. помощи
|
дней
|
н/д
|
н/д
|
180
|
170
|
140
|
100
|
80
|
60
|
60
|
2007
|
Уровень удовлетворенности спроса на лекарства по категориями
граждан, подлежащим соцзащите
|
%
|
40
|
38
|
45
|
30
|
50
|
70
|
86
|
95
|
100
|
2008
|
Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности
на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете
на 1000 работающих, не более
|
Человек
|
5,1
|
5
|
4,5
|
3,9
|
3,9
|
3,85
|
3,8
|
3,75,
|
3,5
|
2012
|
Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений,
на 1000 чел.
|
Ед.
|
12,1
|
12,3
|
9,4
|
7,5
|
7,4
|
7
|
7,3
|
7,3
|
|
|
Число музыкальных, художественных, хореографических школ
и школ искусств на 1000 детей
|
Ед.
|
0,29
|
0,31
|
0,3
|
0,31
|
0,31
|
0,31
|
0,32
|
0,32
|
1,3
|
|
Как определяли показатели? Большинство из них, говорят
в правительстве, взято из международной практики. Из стран, где
программно-целевой метод в бюджетный процесс уже внедрен (США, Канада,
Австралия, Финляндия, Великобритания), и от международных организаций
- ООН, Мирового банка. А откуда брали величины? От стран, которые
близки к России по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету
покупательной способности (ППС), - сегодня это порядка $8700. Но
уже в будущем году, по расчетам экономистов, этот показатель может
превысить $10 тысяч, и тогда Россия окажется рядом с такими странами,
как Венгрия, Южная Корея, Чехия, Испания и Греция. На их показатели
и будем ориентироваться в ближайшие годы.
Но главное, вновь не уставали подчеркивать собравшиеся члены кабинета,
чтобы расходование средств стало понятным для любого гражданина.
"Каждому человеку в стране должен быть дан ответ на вопрос,
на что идут его налоги, как отражается на нем деятельность правительства
и каждого из министерств", - заявил Фрадков. "Если просто
тратить деньги, не зная, что получится на выходе, это плохое планирование",
- добавляют в комиссии Жукова.
Там, за горизонтом
Итак, правительство начинает акцию по приданию осмысленности и гражданской
направленности своей работе. Следующим этапом станет сведение воедино
всех целей и показателей так, чтобы они не противоречили друг другу.
Затем появится среднесрочная программа на 2005-2007 годы, затем
- на 2006-2008 годы. Это будет называться "расширением горизонта
планирования", который в некоторых странах достигает уже 10
и более лет, а в России никак не хочет "уходить" за пределы
2-3 лет. Видимо, чтобы показать, как Россия намерена расширить горизонты,
многие цели в сводной таблице вообще не имеют конечных дат. Скажем,
ожидаемая продолжительность жизни, ныне составляющая 65,1 года (2003
год), должна вырасти до 70 лет. Но когда - неизвестно. Самый далекий
год в представленных показателях - 2015-й. К нему доля малых предприятий
в ВВП должна возрасти с сегодняшних 13 до 30%. Множество целей датировано
2012 годом: скажем, "средняя величина совокупных затрат юрлица
на преодоление барьеров входа на рынок и осуществление деятельности"
(показатель коррумпированности и забюрократизированности экономики)
с нынешних 10% от выручки должна через 8 лет упасть до 3%. Младенческая
смертность - упасть с сегодняшних 12 детей на 1000 родившихся живыми
до 6. Умирать от "несчастных случаев, отравлений и травм"
вместо сегодняшних 228 человек на 100 000 граждан должны не больше
130. А ВВП на душу населения по ППС к 2012 году должен составить
$18500. Средняя продолжительность "жизни больных с хронической
патологией после установления заболевания" (показатель, определяющий,
умеют и хотят ли лечить) должна возрасти с 7 (2003 год) до 15 лет
уже в 2010 году.
Ишак и эмир
Количество показателей, отнесенных за сегодняшние горизонты, вызывает
сомнения в том, что они вообще когда-либо будут достигнуты. "Там
либо ишак, либо эмир...". Но в Белом доме заверяют: ничего
подобного, просто они показывают, как далеко учится заглядывать
исполнительная власть. А можно было с тем же успехом взять, скажем,
2007 год и скорректировать все показатели именно на него. Но на
него пока приходится всего лишь несколько показателей, причем до
странности наиболее социально осязаемых, крайне важных для избирательного
процесса. Скажем, соотношение между средней зарплатой и прожиточным
минимумом (сегодня зарплата превышает его в среднем в 2,4 раза,
а в 2007-м должна уже в 3,5), ежемесячные совокупные выплаты и иные
формы поддержки нуждающихся из федерального бюджета, наконец, удельный
вес населения с доходами ниже прожиточного минимума: сегодня 20%,
в 2007 году должно быть не больше 10%. То есть так, как и говорил
президент.
Динамика остальных показателей столь разительными темпами меняться
не будет (см. таблицу 2). Впрочем, и в правительстве признают: в
бюджете 2005 года им совсем чуть-чуть удастся внедрить "новаторский
программно-целевой метод" - слишком велика инерция системы,
но уже бюджет 2006 года кабинет министров постарается сильно подстроить
под новые принципы.
Обеспечение высоких темпов экономического роста
|
ед. измерения
|
2000г.
|
2001г.
|
2002г.
|
2003г.
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
цель
|
Год дости-жения
|
Соотношение между средней заработной платой и прожиточным
минимумом трудоспособного населения
|
%
|
168
|
199
|
222
|
239
|
262
|
310
|
332
|
350
|
350
|
2007
|
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума
|
|
28,9
|
27,3
|
25
|
20,6
|
17,5
|
15
|
13,5
|
12
|
10
|
2007
|
Соотношение между средним размером пенсии и прожиточным минимумом
пенсионера
|
%
|
76
|
90
|
100
|
102
|
107
|
109
|
111
|
113
|
140
|
|
Ежемесячные совокупные выплаты и иные формы социальной поддержки
из федерального бюджета на одного нуждающегося гражданина
(к прожиточному минимуму в среднем на душу населения)
|
%
|
49
|
51
|
52
|
54
|
56
|
87
|
93
|
100
|
100
|
2007
|
Уровень общей безработицы (по методике МОТ)
|
%
|
10,5
|
9,1
|
8
|
8,34
|
8,44
|
8,4
|
8,3
|
8,1
|
6
|
2011
|
Ввод жилья
|
млн кв.м
|
30,3
|
31,7
|
33,8
|
36,4
|
40,5
|
45,5
|
52,5
|
59,3
|
70
|
2012
|
Обеспеченность жильем (жилищный фонд в среднем на одного
жителя)
|
кв. м
|
19,2
|
19,7
|
20
|
20,2
|
20,3
|
20,7
|
21
|
21,5
|
25
|
|
Валовой внутренний продукт к 2002 г.
|
%
|
90,9
|
95,5
|
100
|
107,3
|
114,3
|
122,3
|
130,9
|
140,1
|
200
|
2012
|
Валовой внутренний продукт на душу населения, по ППС
|
долл. США
|
н/д
|
н/д
|
7924
|
8673
|
9482
|
10293
|
11183
|
12185
|
18500
|
2012
|
Уровень инфляции (ИПЦ, декабрь к декабрю)
|
%
|
120,2
|
118,6
|
115,1
|
112
|
110
|
<109,0
|
<107,5
|
<106,0
|
103
|
2010
|
Доля товаров и услуг естественных монополий в ВВП
|
%
|
н/д
|
н/д
|
13
|
13,5
|
12
|
11,5
|
11
|
10
|
7
|
2012
|
Производство промышленной продукции к 2002 г.
|
%
|
91,9
|
96,4
|
100
|
107
|
115
|
124
|
133,7
|
144,1
|
210
|
2012
|
Капитализация фондового рынка на конец года
|
% к ВВП
|
16,8
|
25,3
|
33,5
|
44,2
|
47
|
50
|
54
|
60
|
70
|
2009
|
Инвестиции в основной капитал к 2002 г.
|
%
|
88,4
|
97,3
|
100
|
112,5
|
124,3
|
135,5
|
148,4
|
163,2
|
200
|
2010
|
Доля отечественной продовольственной продукции в общем объеме
ее продаж на внутреннем рынке
|
%
|
70
|
68
|
66
|
66
|
66
|
66,56
|
67,12
|
67,68
|
70
|
2010
|
Объем перевалки грузов в российских портах
|
млн. т в год
|
н/д
|
н/д
|
260
|
285
|
310
|
342
|
380
|
430
|
542
|
2010
|
Плотность пользователей интернета, на 100 чел. населения
|
%
|
2
|
2,9
|
4,1
|
8,3
|
11,8
|
13,9
|
16,6
|
20,8
|
40
|
2012
|
Коэффициент восстановления лесов (отношение восстановленных
лесных массивов к выбывшим)
|
%
|
64,3
|
98,6
|
78
|
63
|
69
|
69,5
|
70
|
70,5
|
72
|
2010
|
Оценка обществом коррумпированности власти по данным Transparency
International
|
место
|
|
|
|
86
|
83
|
80
|
75
|
70
|
50
|
2010
|
Практически не вызывает сомнений тот факт, что кое-что
из задуманного правительству удастся реализовать, тем более что
определение приоритетов стране действительно необходимо. С другой
стороны, из уже проделанной работы и той, что намечена на осень-весну,
пока не складывается ощущения, что инерционную государственную махину
удастся сдвинуть, невзирая на объяснения и обещания правительства.
Даже сами экономисты признают: у более спокойных и благополучных
стран это заняло десятилетие, а то и больше. Хотя и добавляют, что
Россия такой роскоши позволить себе не может. Скорее всего в ближайшие
годы кабинет министров ограничится социально значимыми вещами, которые
можно "пощупать" и предъявить: скажем, число построенных
собственных самолетов на среднероссийского избирателя, мучимого
ностальгией по мощной советской державе, произведет скорее всего
большее впечатление, чем количество освоивших интернет или иностранный
язык. Количеству собранного зерна радоваться будут больше, чем единицам
сельхозтехники, взятой по лизинговым схемам, а повысившимся доходам
больше, чем удлинившейся жизни больных туберкулезом или диабетом.
Кроме того, не прояснена ответственность каждого из министров за
невыполнение своих целей. Механизм, похоже, здесь по-прежнему пока
один - решение президента. Однако все знают, сколь редко и неохотно
он идет на наказание своих подчиненных. Поэтому, сколько бы ни говорил
Фрадков о переходе от "имитации бурной деятельности" к
настоящей работе, вероятно, во многом имитация будет продолжена.
А работа - прежде всего сориентирована на волю президента. Без выделения
собственных экономических приоритетов.
Светлана БАБАЕВА. "Известия", 13 августа
2004 года
|