№ 159 - 160
24 мая - 6 июня 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российские вести" о вымирании европейцев и иммиграции
"Огонек" и "Yтро.ru" о демографическом будущем России
"Росбалт" о миграции в свете расширения ЕС
"Труд" о трудовой миграции Таджикистан-Россия
"Молодежь Эстонии" о гражданстве для иностранцев-контрактников
"Родная газета" о китайцах и экономике Дальнего Востока
"Труд" о российской эмиграции в Финляндию
"Время Новостей" о снижении эмиграции в Израиль
"Независимая газета" о крымских татарах
"Бизнес&Балтия" о демографической ситуации в странах Балтии
"Известия" о семье в России
"Российская газета" о семье и рождаемости
"Зеркало Недели" о последствиях разводов в Великобритании

"Время новостей" о лизинге на российском рынке труда
"Независимая газета" о системе соцзащиты в мире
"Известия" о льготах в России и за границей
"Труд" и "Московские новости" о льготах и их отмене
"Новые известия" о бедности в России
"Российская газета" о региональной дифференциации прожиточного минимума пенсионера
"Итоги" и "Труд" о СПИДе
"RBC daily" об экономических последствиях эпидемии СПИДа для России
"Время новостей" о хронической усталости
"The Japan Times" об одиноких людях в Японии
"RBC daily" о сексменьшинствах в России

… о миграции в свете расширения ЕС

"Белые негры" единой Европы

Как и ожидалось, после вступления Литвы в ЕС начался массовый исход самой обездоленной части населения страны на поиски лучшей жизни на Запад. Количество уезжающих резко превысило все прогнозы. Похожая ситуация и в других странах, новых членах ЕС. Почему? Что ожидает эти страны в будущем - вымирание или процветание?
Начнем с фактов. Из Вильнюса в Лондон компания "Ecoline" до 1 мая отправляла один автобус в день, и тот часто ехал полупустой. Сегодня же на "покорение Британии" ежедневно отправляются битком набитые три автобуса, причем двухэтажные. Более того, различные агентства, живущие продажей литовской рабочей силы на Запад, вынуждены заниматься доселе неслыханным делом: нанимать автобусы специально для своих клиентов. Как сообщают литовские СМИ, часто автобус, набитый литовскими "неграми", везет их всех на одно и то же предприятие, где их уже ждут бетономешалки и лопаты (и, конечно же, надсмотрщики)...
Зрелище, прямо скажем, представляющее серьезное испытание для национального самолюбия: восток Европы (как когда-то Африка в Америку) поставляет дешевую рабочую силу в западную часть общеевропейского дома. Говорят, что люди сегодня, в отличие от чёрных рабов, едут на Запад добровольно... Но никто не станет бросать свою землю, семью, окружение добровольно, если есть возможность не бедствовать на своей земле. Люди убегают от нищеты...
Однако существует и другой взгляд на проблему, который принадлежит политической элите - как евросоюзной, так и стран, только что вступивших в ЕС. Мол, всё это совершенно нормально, так и должно быть, всем "хорошо". Сверхдоходы получают фирмы-посредники, автотранспортные предприятия; потирают руки, получая дешевую рабочую силу, британские работодатели... Что уж говорить о самих трудягах с Востока, чьи глаза горят возбуждением от свалившегося на них счастья всю дорогу до Лондона. Так кто страдает? Кому плохо?
Похожая ситуация наблюдается и в Польше, откуда в Великобританию ежедневно отправляется около сорока автобусов, набитых ищущими заработка людьми. До 1 мая столько автобусов отправлялось на остров мечты за неделю, а не за месяц!
Не дремлют и авиакомпании. Литовская "Lietuvos avialinijos" ввела ранее немыслимый тариф на билеты в западном направлении: от 150 литов (практически 50 долларов) в одну сторону, в то время как еще зимой цены держались заоблачные, в 5-6 раз выше. Резко возросший поток пассажиров и вспыхнувшая в связи с этим конкуренция сделали свое дело. Сегодня билеты за такую цену выкуплены на всё лето и начало осени, заканчиваются и билеты следующего класса, в два раза дороже. С литовскими перевозчиками за деньги литовских безработных именно сейчас начала жёстко конкурировать латышская авиакомпания "Air Baltic".
Согласно последним данным, Литва занимает среди новых членов ЕС третье место по количеству безработных в расчете на сто тысяч населения. Более высокая безработица - только в Польше и Словакии. Однако даже при большом количестве безработных столь резкого "бегства" из этих стран не ожидалось. Свою роль сыграл здесь ажиотаж, спровоцированный желанием работников с востока "побыстрее попасть к столу". Пока есть свободные места!
Дело в том, что большинство стран-старожилов ЕС позаботились о "переходном" периоде, на протяжении которого въезд трудовой силы из новых членов ЕС ограничен. Достаточно "открытыми" фактически стали пока две страны - Ирландия и Великобритания. Они пошли на определенный риск, поскольку ощущают острую нехватку рабочих рук. Великобритания испытывает потребность в заполнении 350 тысяч рабочих мест, и есть все основания считать, что при таком наплыве претендентов в ближайшем будущем эти места будут заняты. Кто прибыл первым, имеет и больший выбор, а кто приедет позже, тому достанется то, что осталось! Именно понимание этой реальности и спровоцировало столь неожиданно массовый исход рабочей силы из новых членов ЕС.
Другой фактор - надежда побыстрее легально "осесть" в богатой стране ЕС. Согласно подсчетам специалистов, даже при таком росте ВВП, какой имеет Литва сегодня (7-9% в год), среднего уровня ЕС она достигнет лет через 20-30. Фактически, речь идет о "потерянном" поколении. И это при условии, что экономика ЕС будет расти теми же черепашьими темпами, что сегодня (1-3 % в год).
Тем временем человек, получивший разрешение на легальную работу в Великобритании, имеет право 12 месяцев находиться на территории этой страны. За это время он обязан найти работодателя или начать свой бизнес. Если это ему удастся, он получает разрешение еще на 3 года пребывания. Ну, а далее он становится без проблем постоянным жителем одной из самых богатых стран ЕС. Таким образом, уехавший сегодня в переполненном автобусе из Вильнюса в Лондон надеется победить само время и очутиться сразу в том обеспеченном будущем, в которое, если всё будет идти хорошо, оставшиеся в Литве попадут через десятки лет.
Между тем надежды далеко не всех исполнятся. Парадокс состоит в том, что "настоящие" деньги на Западе могут заработать только высококвалифицированные работники: программисты, медики, педагоги. Они там тоже нужны, однако как раз их ситуация нередко и в Литве не столь катастрофическая, как у получающего здесь копейки "чернорабочего". Конечно, их зарплата несравнима с зарплатой в Великобритании, однако и британские цены с литовскими несравнимы.
Только что Литву, на основании изучения цен, признали самой дешевой страной ЕС для предпринимательской деятельности. Большинству образованных литовцев удается не только "дотягивать" до зарплаты, но еще и откладывать кое-что на "черный день". Квалифицированные программисты неплохо живут и в Вильнюсе, поэтому нужно любить деньги больше, чем свое окружение и свою страну, чтобы уехать от хорошей жизни в "очень хорошую", став эмигрантом.
В последний год, предчувствуя возможный отъезд специалистов на Запад, литовское правительство стало повышать зарплаты бюджетным работникам. В частном бизнесе тоже намечается рост оплаты труда. Конечно, кого-то надбавка в 50-100 долларов не убедила, но кого-то - удержала от решительного шага.
Однако количество "образованной" эмиграции не идет ни в какое сравнение с количеством "необразованной". Можно с уверенностью сказать, что автобусы "на Лондон" битком набиты не медиками, программистами и учителями, а поварами, официантками, нянями, сельскохозяйственными работниками, уборщицами гостиниц, строителями и просто "подсобной рабочей силой". Именно эти "профессии" имеют наибольший спрос.
Оплата фирмам-посредникам с 1 мая упала с 1000 и больше литов до 200 литов, а вскоре и вовсе будет нулевой. После 1 мая в Литву нахлынули и искатели рабочей силы из самих стран-потребителей: ирландские, английские фирмы набирают людей прямо в Литве - для работы на английских фермах, для обслуживания в ресторанах и гостиницах, нанимают нянечек для больных и детей, грузчиков, охранников, садовников и т.д. Многие ищут сезонных рабочих...
На какие же деньги может рассчитывать вся эта "чернорабочая" сила? Конечно, иные квалифицированные строители получают и по 10 фунтов в час. Однако в среднем первоначальная зарплата всех этих профессий колеблется в районе 4-5 фунтов стерлингов в час. В дальнейшем ее обещают повышать, но повышения эти незначительны. Скажем, в Великобритании упаковщица получает в среднем 5-6 фунтов, посудомойщица - 4,5-5 фунтов, водитель и грузчик - 5-7 фунтов, работница гостиницы, наводящая порядок в комнатах, - 4-6 фунтов в час.
Нетрудно подсчитать, что за неделю человек заработает около 200 фунтов, а за месяц - около 800-900 фунтов. В пересчете на доллары имеем где-то около 1,5 тысяч долларов. Конечно, деньги впечатляющие, но не для Лондона. Да и в Литве многие, чьи зарплаты уже измеряются 500-1000 долларами, хорошенько подумают, прежде чем искуситься такой суммой.
Попробуем подсчитать, сколько остается у трудового эмигранта из Литвы в кармане после того, как он оплатит свои расходы на жизнь в Великобритании. Если за неделю он заработает 200-300 фунтов, то из них на съём жилья уйдет от 40 до 80 фунтов и больше; 10-20 и более фунтов - на еду, в зависимости от потребностей; более 20 фунтов будет стоить метро, 10 фунтов и больше может стоить телефон и т.д. А одежда, обувь, гигиенические принадлежности?
Ясно, что останется меньше половины заработанного. Если сравнивать с положением того же чернорабочего в Литве, где он не мог просто выжить физически, то нет и речи, что даже отложив 50 или 100 фунтов, он будет счастлив. Но среди "образованной" рабочей силы в Литве есть уже немало людей, которые, учитывая разницу в ценах, столько же или чуть меньше откладывают и при литовских заработках. При этом не разъединяясь с семьей, сохраняя всю поддержку своего окружения и, главное, свой "имидж'!
Скажем, доценту университета или журналисту нет никакого смысла ехать вкалывать чернорабочим за такие деньги, и он не поедет. Мало того, что там он за чашку кофе или бутылку пива заплатит в несколько раз больше, чем в Вильнюсе, так на него еще и будут смотреть свысока, как только могут смотреть на бедняков, приехавших из малоизвестной страны на заработки. Однако на "чернорабочего" в Литве и так смотрят как на "чернорабочего", и он в эмиграции на самом деле мало что теряет.
Так что трудовая миграция из новых стран ЕС, скорее всего, будет именно "трудовой". Занять место в более "высоких" слоях западного общества смогут единицы. Как еще и сегодня во Франции "португалец" привычно ассоциируется с садовником и сторожем, так и "литовец" для англичанина уже сегодня ассоциируется и будет, увы, ассоциироваться с обслуживающим персоналом. Плохо это или хорошо? Такова реальность Евросоюза, которую мы просто должны признать.

Александр ЛОТОЦКИЙ. "Росбалт", 17 мая 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)