… о льготах и их отмене
|
Правило вычитания
|
Новые законопроекты правительства могут ухудшить жизнь
примерно 100 миллионов россиян - так считают депутаты от оппозиции
в Госдуме РФ
2 июня на своем заседании Госдума РФ планирует заслушать
выступление премьер-министра Михаила Фрадкова. Депутаты от оппозиции
предложили внести в повестку этого дня дополнительные вопросы, касающиеся
предложений Минфина по отмене ряда социальных законов и норм. Они
считают, что многие законопроекты правительства, касающиеся социальной
политики государства, ухудшат жизнь россиян.
Подробнее об этом мы попросили рассказать первого заместителя председателя
Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олега СМОЛИНА:
- Перед майскими праздниками правительство рассмотрело два блока
законопроектов: об отмене социальных льгот в системе школьного образования
(инициирован Минфином) и о замене социальных льгот денежной компенсацией
(подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития).
В чем их суть?
Сейчас, к примеру, государство выделяет на питание школьников, учащихся
ПТУ и колледжей 1,5 рубля на человека в день. Такую же сумму доплачивают
детям и региональные бюджеты. Согласитесь, негусто. Но Минфин предлагает
отменить Федеральный закон №107-ФЗ и ликвидировать даже эти мизерные
доплаты. Как и Федеральный закон № 102-ФЗ, который дает право учащимся
ездить за полцены на железнодорожном транспорте с 1 октября по 15
мая. Под "секвестр", по мнению Минфина, должен попасть
и закон "О социальном развитии села", который гарантирует
25-процентную надбавку к зарплате сельским учителям и другим бюджетникам,
их право на бесплатную жилплощадь, поддержку молодых специалистов.
Упразднение правительством этих законов разрушит материальную базу
образования. К примеру, из Закона РФ "Об образовании"
предлагается исключить положение о Федеральной программе развития
образования, которое предусматривает компьютеризацию сельских школ.
Из него изымается статья 40, гарантирующая налоговые льготы для
учебных заведений и обучение за счет федерального бюджета не менее
170 студентов на 10 тысяч населения. Вычеркнута и статья 44 - "Материально-техническая
база образовательного учреждения". Упразднено положение, согласно
которому средние ставки педагогов в образовании должны быть не ниже
средней заработной платы в промышленности. Если знать, что доля
расходов федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства уже
сократилась, то очередная отмена социальных гарантий очень больно
ударит по сельской интеллигенции.
Идут горячие споры вокруг предложений, подготовленных Министерством
здравоохранения и социального развития РФ. Они сводятся к замене
многих социальных льгот денежной компенсацией. Размер ее колеблется
от 280 до 900 рублей. (Самая большая сумма - для инвалидов войны.
Хотя сейчас им предложено льгот примерно на 2200 рублей.) Даже Героям
Советского Союза или России обещают в качестве компенсации лишь
789 рублей. Как известно, президент Владимир Путин поставил перед
правительством задачу, чтобы предпринимаемые меры не ухудшили положение
людей. Как это осуществить на практике, пока не ясно.
* * *
Планируемые изменения законодательства обсуждались на пленуме профсоюза
работников образования и науки РФ. По мнению председателя профсоюза
Галины Меркуловой, они могут привести к фактической ликвидации системы
социально-экономических гарантий и льгот работников системы образования,
а следовательно, к ухудшению положения учителей, особенно сельских.
В связи с этим профсоюз намерен провести 10 июня акцию протеста.
"Труд", 20 мая 2004 года
|
Нищие за свой счет
|
Все-таки старикам у нас - почет. Ни об одном пункте
намеченной реформы финансовых отношений Центра и регионов общественность
не шумит столько, сколько о модернизации системы ветеранских льгот.
Почему шумит - понятно: вопреки указаниям президента и обещаниям
правительства провести модернизацию без ухудшения положения пенсионеров,
шансов на это практически нет. "Средняя температура по больнице",
возможно, и не ухудшится. Обещанная денежная компенсация осчастливит
стариков и инвалидов, живущих в захудалых деревнях и не пользующихся
"натуральными" льготами: скидками по оплате несуществующих
телефонов, бесплатным проездом на отсутствующем городском транспорте,
льготными лекарствами (ввиду удаленности врачей, выписывающих таковые).
Но городским пенсионерам планируемая прибавка в 280 рублей (здоровым)
и даже в 600 (инвалидам) не компенсирует утраченной "натуры".
Достаточно вспомнить, что в Москве цена единого билета на автобус-троллейбус-трамвай-метро
- 700 рублей, а стоимость месячного курса лекарственной терапии
для сердечника-гипертоника - не менее 400.
Власть быстро почувствовала, что с компенсациями что-то недодумала.
Вице-премьер Александр Жуков, выступая перед сенаторами, заверил:
пока окончательного решения о льготах у правительства нет, вопрос
будет доработан таким образом, чтобы это не привело к ухудшению
положения тех, кто уже получает льготы. Но варианты, во избежание
лишнего шума, не обнародованы.
Конечно, нынешние льготы - хоть героям войны, хоть многодетным семьям
- неэффективны. Часто достаются отнюдь не самым нуждающимся, еще
чаще вообще не реализуются (ну не закладывают законодатели в бюджеты
расходы на бесплатное зубопротезирование жертвам репрессий и все
тут). Особо продвинутые представители льготников протоптали дорожки
в суды, где научились выбивать то, что положено по закону. Чтобы
защититься от продвинутых, несколько лет назад власти придумали
хитрый ход. В специальной статье закона о федеральном бюджете перечисляют
нормативные акты, централизованно приостановленные в связи с отсутствием
финансирования. Но больше хитрить не удастся: в конце апреля Конституционный
суд вынес постановление о неконституционности подобной уловки.
В общем, с льготами что-то надо делать. Вопрос - что. При российском
уровне зарплат и пенсий, при сумасшедшем росте цен на жилищно-коммунальные
услуги, транспорт, лекарства ломать сложившуюся льготную систему
социально опасно. Есть цивилизованный путь: довести зарплаты до
нормального уровня и тем самым освободить государство от обязанности
выделять льготные подачки миллионам здоровых и трудоспособных бюджетников.
Однако ответственность за зарплаты в рамках намечаемой реформы центральная
власть как раз и собирается с себя снять.
Первый шаг был сделан прошлым летом при принятии поправок в законы
об общих принципах организации органов власти субъектов Федерации
и местного самоуправления. Тогда декларативно записали, что соответствующие
органы власти самостоятельно определяют размеры и условия оплаты
труда подчиненных им учреждений. Теперь настало время конкретизации:
предлагается распространить нормы федеральных законов, регулирующих
порядок оплаты труда бюджетников, и "зарплатные" положения
Трудового кодекса только на федеральные государственные учреждения.
Это означает, что центральная власть не намерена больше переживать
за уровень жизни провинциальных врачей и педагогов. Хочет субъект
Федерации повышать им зарплаты - пусть изыскивает внутренние резервы.
Резервов будет немного даже у успешно развивающихся регионов (центр
по-прежнему намерен забирать себе большую долю налогов). Но никто
отныне не посмеет вызывать представителей российского правительства
"на ковер" в Думу или Совет Федерации с требованием объяснить,
почему нищенствуют бюджетники в глубинке, почему даже мизерную зарплату
не получают вовремя. Да и трудящихся поставят на место: с какой
стати беспокоите федеральную власть стенаниями о провинциальной
нищете? Разбирайтесь со своими губернаторами! Конституция, правда,
запрещает любую дискриминацию в оплате труда. В том числе в зависимости
от места проживания гражданина. Но дойдет ли учительница из депрессивного
Корякского округа до Конституционного суда, добиваясь уравнивания
ее зарплаты с той, которую получают коллеги в благополучном Ханты-Мансийске?
Досье МН
Граждане, о социальной защите которых больше не планирует беспокоиться
федеральная власть:
малоимущие (предлагается, чтобы государственная социальная помощь
им финансировалась исключительно из региональных бюджетов);
дети (единовременные пособия на рождение ребенка и ежемесячные пособия
не будут, как раньше, подпитываться субвенциями из федерального
Фонда компенсаций, порядок, размер и условия выплат этих пособий
должны определять регионы);
пострадавшие от политических репрессий (установление и финансирование
мер их социальной поддержки отдается на усмотрение субъектов Федерации).
При этом задолженность государства по детским пособиям на 1 апреля
нынешнего года - 5,2 миллиарда рублей (величина пособия - 70 рублей).
Задолженность по зарплате бюджетникам в регионах на начало года
составила 700 млн. рублей и за последние месяцы практически не уменьшилась.
Татьяна СКОРОБОГАТЬКО. "Московские новости",
20 мая 2004 года
|