… о детском суициде
|
За год Россия теряет 7800 детей-самоубийц
|
Состояние здоровья российских школьников в последние
годы иначе как катастрофическим не называют. В цифрах и фактах,
подтверждающих эти оценки, недостатка нет, хотя в разных источниках
и они существенно различны.
Много самых разных данных прозвучало и на "круглом столе"
под названием "О совершенствовании законодательства по вопросам
укрепления и сохранения здоровья школьников", который провел
в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор,
как и следовало ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества.
"Главное - мы перестали кричать "караул!" и начали
работать" - так оценил изменения в подходах к проблеме один
из участников дискуссии.
Детей у нас рождается мало, а здоровых - и того меньше. На бытовом
уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской диспансеризации
2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей,
весьма формально, этому обыденному утверждению не противоречат.
Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в
сельской местности. Хронические заболевания есть у 14% городских
детей и у 17% - сельских. У остальных - расстройства функций различных
органов.
Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник
сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника,
близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов
дыхания... В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических
расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава
РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты
ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они, в конечном счете, по-разному.
Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в
низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности
школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие
учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть
за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься
физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников,
другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования
всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет
на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку
надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?
Участники дискуссии - представители регионов, ученые, депутаты -
предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения Республики
Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки
работы образовательных учреждений не только успеваемость и выполнение
учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению,
заставит школы заботиться о внедрении здоровьесберегающих технологий
обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики
Татарстан Фарис Харисов рассказал о том, какие хорошие результаты
дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов
двигательной активности детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель
председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН
Сергей Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье
ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных
учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.
Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института
возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент
РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института
ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов и отмечают все
происходящие в нем изменения.
- Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности
и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей
снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может
подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано
с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.
К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения
времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие
в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель
не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого
ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей
не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные
неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный
стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние
хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть
причиной роста и обострения как психических расстройств, так и различных
соматических заболеваний.
Современная российская педагогическая и медицинская наука создала
немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей, которые
позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников.
Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не закончится.
Десять диагнозов для семьи и школы
Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований
к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья.
7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья
детей.
8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в системе физического воспитания.
10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о
ценности здоровья и здорового образа жизни.
Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт
возрастной физиологии РАО
Ольга НЕВЕРОВА. "Известия", 17 апреля
2004 года
|