Rambler's Top100

№ 155 - 156
19 апреля - 2 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о демографических перспективах России
"Ведомости", "Россия" и "Русский фокус" о бедности в России
"Новые Известия" о ЕСН и новшествах пенсионной реформы в России
"Молодежь Эстонии" о благосостоянии эстонских пенсионеров
"Российская газета" о ЕСН и новациях в социальной политике в России
"Московские новости" об изменениях социальной политики в странах Европы
"Новые известия" о проекте закона "О регистрационном учете населения в Российской Федерации"
"Время новостей" и "Известия" о новой системе регистрации в Москве
"Новые известия" о легализации гастарбайтеров в Приморском крае
"Московский комсомолец" о возможных новациях в закон о российском гражданстве
"Донбасс" о демографических проблемах и трудовом потенциале на Украине
"Ведомости" об экономике и миграции в России
"Российская газета" о расселении населения и миграции на российском Северо-Западе

"Зеркало (Баку)" о населении Азербайджана и проблемах эмиграции/иммиграции
"Время новостей" о позиции ООН по дискриминации меньшинств в Туркмении
"Российская газета" об иностранных студентах в России
"Известия" о ратификации Конвенции против торговли людьми
"RBC daily" о демографической ситуации и демографической политике в России
"Парламентская газета" о российской семье
"RBC daily" о рождаемости в Москве
"Санкт-Петербургские ведомости" о проблемах родовспоможения
"Новая газета" и "RBC daily" о СПИДе в России
"Известия" и "The Financial Times" о смертности от ДТП
"Известия" о детском суициде
"Новые известия" о семейном насилии в России
"Известия" о здоровье населения и климатических изменениях
"Известия" об отношении России к Киотскому протоколу
"РосБизнесКонсалтинг" о ГМ-продуктах, экологии и экономике

… о детском суициде

За год Россия теряет 7800 детей-самоубийц

Состояние здоровья российских школьников в последние годы иначе как катастрофическим не называют. В цифрах и фактах, подтверждающих эти оценки, недостатка нет, хотя в разных источниках и они существенно различны.
Много самых разных данных прозвучало и на "круглом столе" под названием "О совершенствовании законодательства по вопросам укрепления и сохранения здоровья школьников", который провел в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор, как и следовало ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества. "Главное - мы перестали кричать "караул!" и начали работать" - так оценил изменения в подходах к проблеме один из участников дискуссии.
Детей у нас рождается мало, а здоровых - и того меньше. На бытовом уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской диспансеризации 2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей, весьма формально, этому обыденному утверждению не противоречат. Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в сельской местности. Хронические заболевания есть у 14% городских детей и у 17% - сельских. У остальных - расстройства функций различных органов.
Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания... В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они, в конечном счете, по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?
Участники дискуссии - представители регионов, ученые, депутаты - предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения Республики Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки работы образовательных учреждений не только успеваемость и выполнение учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению, заставит школы заботиться о внедрении здоровьесберегающих технологий обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов рассказал о том, какие хорошие результаты дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов двигательной активности детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН Сергей Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.
Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов и отмечают все происходящие в нем изменения.
- Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.
К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения как психических расстройств, так и различных соматических заболеваний.
Современная российская педагогическая и медицинская наука создала немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей, которые позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников. Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не закончится.
Десять диагнозов для семьи и школы
Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в системе физического воспитания.
10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт возрастной физиологии РАО

Ольга НЕВЕРОВА. "Известия", 17 апреля 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)