Rambler's Top100

№ 155 - 156
19 апреля - 2 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о демографических перспективах России
"Ведомости", "Россия" и "Русский фокус" о бедности в России
"Новые Известия" о ЕСН и новшествах пенсионной реформы в России
"Молодежь Эстонии" о благосостоянии эстонских пенсионеров
"Российская газета" о ЕСН и новациях в социальной политике в России
"Московские новости" об изменениях социальной политики в странах Европы
"Новые известия" о проекте закона "О регистрационном учете населения в Российской Федерации"
"Время новостей" и "Известия" о новой системе регистрации в Москве
"Новые известия" о легализации гастарбайтеров в Приморском крае
"Московский комсомолец" о возможных новациях в закон о российском гражданстве
"Донбасс" о демографических проблемах и трудовом потенциале на Украине
"Ведомости" об экономике и миграции в России
"Российская газета" о расселении населения и миграции на российском Северо-Западе

"Зеркало (Баку)" о населении Азербайджана и проблемах эмиграции/иммиграции
"Время новостей" о позиции ООН по дискриминации меньшинств в Туркмении
"Российская газета" об иностранных студентах в России
"Известия" о ратификации Конвенции против торговли людьми
"RBC daily" о демографической ситуации и демографической политике в России
"Парламентская газета" о российской семье
"RBC daily" о рождаемости в Москве
"Санкт-Петербургские ведомости" о проблемах родовспоможения
"Новая газета" и "RBC daily" о СПИДе в России
"Известия" и "The Financial Times" о смертности от ДТП
"Известия" о детском суициде
"Новые известия" о семейном насилии в России
"Известия" о здоровье населения и климатических изменениях
"Известия" об отношении России к Киотскому протоколу
"РосБизнесКонсалтинг" о ГМ-продуктах, экологии и экономике

… о расселении населения и миграции на российском Северо-Западе

Великое переселение ожидает российский Северо-Запад

На каком этапе развития находится Россия? Как "собрать" государство, развивающееся в период рыночных реформ весьма неравномерно и фрагментарно? Кому предстоит жить и работать на бескрайних просторах страны, переживающей явление, названное "русским крестом"?
На эти и многие другие вопросы в Петербурге попытались ответить эксперты Центра стратегических разработок "Северо-Запад". Выводы, опубликованные в работе под названием "Система расселения Северо-Запада России", вызвали большое смятение и неудовольствие чиновников. Ученые предупреждают о надвигающемся естественном изменении административно-территориального деления.
- Конечно, - говорит один из руководителей проекта, демограф Валерий Арабкин, - мы осознаем, что в России примерно 30 процентов территорий, где, по международным стандартам, можно жить. На остальных огромных пространствах жить не рекомендуется из-за низких среднегодовых температур. В советские годы расселение во многом происходило искусственно, кнутом и пряником. В результате мы "размазали" свое экономическое пространство за пределы Ойкумены. Сжатие экономического пространства в 90-х годах вызвало непривычные миграционные потоки. Население потекло вспять, в исторически освоенные места. Мы называем этот процесс трансформацией системы расселения.
По словам ученого, трудно сказать однозначно, какой из факторов важнее для развития территории в условиях новой экономической реальности - система расселения или принятие особых экономических решений. Однако потребность в региональном планировании и прогнозировании назрела.
Следы будущего
Судя по стихийным тенденциям, Северо-Запад стремится к образованию шести территорий. Без изменения останутся лишь границы республик Карелия и Коми.
Безусловно, собранные по новым методикам данные и сделанные на их основе прогнозы позволят управлять процессами развития региона. Куда двигаться при завершении экстенсивного процесса урбанизации Северо-Запада? На громадных пустынных пространствах Мурманской, Архангельской областей, Ямало-Ненецкого (видимо, Ненецкого. Ямало-Ненецкий находится в другом месте. - Демоскоп) автономного округа в искусственно созданной системе крупных городов и рабочих поселков живут около трех миллионов человек. Там развита промышленность, мощная военно-морская и военно-космическая инфраструктура. Большинство зон урбанизации, появившихся вокруг градообразующих предприятий, сегодня "зависли". Продукция этих предприятий не востребована на мировом и внутреннем рынках, а сами населенные пункты не могут существовать без особой трансфертной поддержки Центра. Однако есть путь перевода искусственно урбанизированной среды в естественную - не спасать угасающую экономику, а диверсифицировать некоторые ее сферы для самостоятельного, полноценного существования крупных урбанистических центров. Это и будет путь укрепления стратегически важных территорий.
Многие страны переживали подобные процессы. В тех же Соединенных Штатах немало полунищих, полувымерших городков, население которых живет за счет государственных пособий. Невозможно обеспечить равное экономическое развитие и жизнеспособность всей Мурманской области или Ямало-Ненецкого автономного округа. Там, скорее, нужно развивать природоохранные программы. В то же время процесс распада незрелой системы расселения требует наблюдения и регулирования. Нельзя допустить социальных трагедий в результате лавинообразного "осыпания" инфраструктуры в угасающих северных городах.
Возможны варианты
- Изучение демографических тенденций позволяет строить достаточно точный прогноз социально-экономического развития территорий, - утверждает Валерий Арабкин. - Практически во всех регионах, кроме Калининградской и Ленинградской областей, произошел большой миграционный отток. В Архангельской, Мурманской областях и Республике Коми количество жителей уменьшилось до 20 процентов. Бурная миграция с Севера достигала 40-50 тысяч человек в год. А приток в Калининградскую и Ленинградскую области - 20-30 тысяч человек. Но уже к 2000 году миграционные процессы стабилизировались.
Естественная убыль происходила повсеместно, однако у населения северных регионов, более молодого, были лучшие показатели рождаемости и ниже - смертности. Исследование показало, что величина смертности напрямую зависит от социально-экономических потрясений в стране. В 90-х годах было два пика, и оба четко соотносятся с катаклизмами в российском обществе 1992-1993 годов и трехкратным падением уровня жизни в результате дефолта 1998 года. Зато рождаемость после резкого падения вдвое в конце 80-х годов прошлого века стабилизировалась в начале 90-х и слабо реагировала на изменения социально-экономических условий.
Прогноз демографов, рассчитанный до 2025 года, в общем-то неутешителен. Через четверть века в Мурманской области по сравнению с 1990 годом останется половина населения. Калининградскую область ждет спад численности на 10 процентов. 30-процентная убыль предстоит Питеру. Если предположить самое невероятное - подъем рождаемости до уровня 1985 года (15 новорожденных на 1000 населения), то воспроизводство населения все равно останется далекой и маловероятной перспективой. Потому что зависит, кроме всего прочего, еще и от такого фактора, как половозрастная структура. В 90-е годы родилось очень мало детей, которые через 20 лет войдут в детородный возраст. Молодежи от 15 до 30 лет, у которой возможно появление детей сегодня, также немного (к примеру, в Псковской области всего до 40 тысяч человек).
Таким образом, по пессимистическому варианту, то есть если все демографические процессы (миграция, смертность и рождаемость) останутся на уровне 2000 года, через четверть века население округа уменьшится на 26 процентов и составит чуть более 10 миллионов человек. По среднему варианту (увеличение рождаемости вдвое, уменьшение смертности при неизменном уровне миграции) численность населения уменьшится на 13 процентов и составит около 13 миллионов человек. Лучший вариант прогноза - оптимистический. Но он возможен, когда получит развитие так называемая ленинградская агломерация. То есть суперурбанизированная территория, включающая Санкт-Петербург, Ленинградскую, северные части Новгородской и Псковской областей. В результате бурного экономического развития этой территории из-за пределов округа в нее въедет около двух миллионов мигрантов. В этом случае за четверть века численность населения Северо-Запада сохранится на уровне 14 миллионов человек. Бурное развитие будущей агломерации заметно уже сейчас, следовательно, процесс слияния территорий неизбежен.
Перекройка карты
Вследствие миграционных волн поменяется не только демографическая картина Северо-Запада. Будет меняться экономическая жизнь (развиваться либо замирать) больших территорий. То есть перекройка старого территориально-административного деления грядет. Все варианты расселения и переселения должны носить не стихийный, а регулируемый характер. Их следует прогнозировать, учитывая геостратегические, социально-экономические и этнические факторы. Судя по стихийным тенденциям, Северо-Запад стремится к образованию шести территорий. Во-первых, исторически сложился отдельный Калининградский эксклав. Во-вторых, напрашиваются в единое целое обезлюдевшие территории Севера, включая часть Мурманской области, северной и центральных частей Архангельской области и Ненецкий автономный округ. В-третьих, в границах 30-х годов восстановится Ленинградская область (агломерат), о чем написано выше. В-четвертых, за счет присоединения южных районов Архангельской области несколько расширится территория Вологодской. Наконец, без изменения останутся границы республик Карелия и Коми.

Наталья ШЕРГИНА. "Российская газета", 8 апреля 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)