… о методике расчета
потребительских цен
|
Как Госкомстат считает цены
|
Интервью с председателем Госкомстата России Владимиром
Соколиным
Инфляция в России в январе 2004 года составила 1,8%.
Об этом сообщил в среду, 4 февраля, Госкомстат РФ. Годом раньше
значение данного показателя составляло 2,4%. Статистика потребительских
цен оказалась неожиданностью даже для правительства: за несколько
часов до обнародования сводки Госкомстата глава Минэкономразвития
Герман Греф прогнозировал, что в нынешнем году январская инфляция
будет на прошлогоднем уровне. Напомним также, что по итогам 2003
года Госкомитет по статистике оценил прирост цен на товары и услуги
для населения ровно в 12%, точно вписавшись в правительственный
прогноз. О том, как же статистическое ведомство считает инфляцию,
аналитик RBC daily Владимир Федорцов беседует с председателем Госкомстата
России Владимиром Соколиным.
- Владимир Леонидович, Госкомстат РФ в последнее время обнародует
непривычно хорошие данные по инфляции - и правительственный прогноз
выполнен, и традиционный январский инфляционный всплеск весьма скромен.
Как Вам удается все подсчитать так, чтобы обрадовать правительство
и президента перед выборами?
- Ваш вопрос звучит так, что мы инфляцию, объемы доходов населения,
показатели ВВП считаем "под заказ". Завышаем или занижаем.
Нас часто упрекают в этом - в разные периоды по-разному. Когда инфляция
была высокая, нас подозревали в том, что мы ее завышаем, когда она
стала низкой, нас принялись упрекать, что мы ее занижаем. Но это
глубочайшее непонимание того, как работает статистика. Сегодня ни
одна национальная статистика: ни американская, ни российская, ни
какая-то еще - не работает по "эксклюзивной" методике.
Все статистические показатели стандартизированы. Существуют эталоны
мер и весов, и если мы говорим "метр", это понимается
и в России, и в Америке, и в Антарктиде одинаково. Когда мы измеряем
ВВП или индекс потребительских цен, это как градусник. Если врач
видит, что температура 36,6°, он понимает, что это именно 36,6°,
а не 41°. Сама методика измерения статистических показателей разрабатывается
под эгидой международных финансовых организаций, контролируется
ими. С 1996 года Россия регулярно публикует показатели Системы национальных
счетов в сборнике МВФ. Включение наших цифр в него произошло только
после того, как очередная миссия фонда признала соответствие нашей
методологии международным стандартам. А по поводу индекса потребительских
цен (ИПЦ) было заключение, что он один из лучших по чистоте методологии.
- Так как же ведется наблюдение за ценами и расчет ИПЦ?
- Наша методология расчета ИПЦ не является секретом. Найдите Постановление
Госкомстата РФ №23 от 25 марта 2002 года, там все подробно изложено.
Если говорить кратко, то регистрация потребительских цен ведется
в месячном режиме по определенному набору товаров и услуг. В него
входят 445 наименований. Это 112 видов продовольственных товаров,
226 - непродовольственных, 107 - услуг. Это выборка репрезентативных
товаров. Например, когда мы обследуем цены на мясо (а видов мясопродуктов
очень много - и говядина, и свинина, и баранина, и вырезка, и пр.),
то по представительности выбираются товары-представители. И уже
не надо наблюдать цены на всю мясную группу. Надо наблюдать цены
товаров-представителей. А они уже по своему весу, занимаемому в
этой группе - мясной, - позволяют сформировать индекс цен в целом
на мясо. Так же происходит с товарами непродовольственными. Так
же происходит с услугами. Повсюду есть определенный товар-представитель.
Можно, конечно, наблюдать цены на какие-то экзотические виды услуг,
скажем, мезотерапия. Но это лишь напрасная трата времени и сил.
Мы наблюдаем цены только на те товары и услуги, которые в корзине
потребительских расходов составляют более 0,1%. То есть то, что
меньше 0,1%, мы не наблюдаем. Допустим, услугами косметологов ежедневно
пользуются 200 человек. Или даже 2000. Вы сами понимаете, их доля
в расходах всего населения стремится к нулю. Поэтому они не представляют
никакого интереса с точки зрения расчета индекса потребительских
цен.
- И поэтому многие граждане, ориентирующиеся на свои расходы, считают,
что Госкомстат занижает инфляцию?
- С точки зрения индекса цен очень тяжело объяснять обывателю, почему
мы называем именно такую цифру. Ведь каждый раз человек начинает
говорить: "А вот я…". Но мы не считаем индексы цен потребительской
корзины конкретного человека и конкретной семьи, и даже конкретной
группы населения. Это уже другая проблема. Вот когда мы рассчитываем
уровень прожиточного минимума, мы рассматриваем "собственную"
потребительскую корзину для каждой группы. Для пенсионеров, для
работающих граждан, для детей. В каждой - свой набор товаров. Скажем,
доля расходов пенсионеров на приобретение автотранспорта - 0,1%.
Ясно, что товар из этой группы не является представителем для данной
категории населения. Для детей автомобили вообще неактуальны, а
расходы на приобретение игрушек, учебников и т.д. - значимы. Наша
методика мониторинга цен учитывает и другие факторы. Например, для
пенсионеров мы вынуждены были даже внести изменения в точки наблюдения.
Ведь ясно, что пенсионер за покупками не идет в "Рамстор"
или аналогичный супермаркет. Он отправляется на рынок, где самый
дешевый товар. Поэтому нам пришлось сначала выявить те точки, где
пенсионеры главным образом приобретают продукты и промтовары.
- А как вообще Госкомстат проводит мониторинг цен?
- Наблюдение за ценами и тарифами проводится в 266 городах России.
Сразу замечу, что ИПЦ строится для городского населения. Саму систему,
кстати, мы позаимствовали у англичан. В числе отобранных нами населенных
пунктов - все столицы республик, краев, областей, города федерального
значения, некоторые райцентры. При выборе мы учитывали их представительность
в отражении социально-экономического и географического положения
регионов. Ориентировались и на насыщенность потребительского рынка
товарами и услугами. Далее, в каждом городе наши регистраторы -
а их у нас по всей стране более 2 тысяч - ходят по магазинам, рынкам,
палатками т.п. и фиксируют цены. Причем идут они не абы куда, а
по утвержденному списку. Опять-таки мы репрезентативно включаем
в него торговые организации всех форм собственности. Словом, каждый
наш регистратор работает по жесткой программе. Мы никогда не говорим
ему, мол, иди и зарегистрируй цены на молоко. Мы прямо указываем:
ты должен зайти в конкретные торговые точки из списка и зарегистрировать
цены на молоко 1,5%-ной жирности. Или, скажем, сыр. Мы не говорим
просто "сыр", мы даем спецификацию. Условно, твердый сыр,
алтайский или костромской. И по каждому товару-представителю в каждом
городе регистрируются в среднем по пять ценовых котировок.
- Но цены регистрируют люди, которые могут ошибаться?
- Вообще, по жесткой программе наши регистраторы работают и в прямом
смысле слова. У каждого из них мини-компьютер, который не только
хранит данные, но и проверяет правильность ввода. И может выдать
сообщение, что, например, "цена отличается на 20%, проверь
данные". И тогда человек уточняет, тот ли он товар зарегистрировал,
правильно ли ввел информацию. То есть работает достаточно сложная
программа арифметического и логического контроля. И всю эту систему
Международный валютный фонд тщательно проверял. Сотрудники его миссии
во время приезда в Россию буквально ходили с нашим регистратором
рука об руку. Мы также контролируем процесс со своей стороны. В
территориальных комитетах мы создали целую систему контроля. Мы
понимаем, что один регистратор может быть недобросовестным, но с
учетом территории и объемов мы контролируем эти отклонения. Плюс
выборочно за регистратором может идти наш сотрудник, который также
регистрирует эти цены и сравнивает с тем, что потом было предоставлено
в комитет. Это достаточно жесткая система. Мы фиксируем то, что
есть, и ничего не придумываем. И, повторюсь, действует определенная
система контроля за работой регистраторов.
- Допустим, цены зафиксированы, а дальше?
- Дальше мы рассчитываем индивидуальные индексы цен на отдельные
товары и услуги. Это просто частное от деления средних сопоставимых
цен товаров-представителей. Затем приходит черед считать индексы
по городам, регионам, федеральным округам и Федерации в целом. Здесь
уже учитываются территориальные веса. Но это - агрегатные индексы
цен на виды товаров и услуг. При расчете ИПЦ учитываются доли расходов
на каждый товар в совокупных потребительских расходах населения.
То есть это та самая потребительская корзина, о которой я уже говорил.
И расчет индексов - это уже математическая статистика, которая одинакова
и в России, и в Англии, и в США.
- Насколько состав и структура потребительской корзины реагируют
на процессы в экономике? Скажем, сейчас, наверное, растет доля импортных
товаров в потреблении - более дорогих. Не сказывается ли это на
качестве статистики?
- Во-первых, в нашем наборе широко представлены и импортные товары.
Во-вторых, мы постоянно следим за составом потребительской корзины
и меняем веса ежегодно. То есть когда мы смотрим структуру расходов
населения, статистика обследований домашних хозяйств нам позволяет
менять эти веса. Да, мы знаем, что идет рост удельного веса импортной
продукции. Скажем, в продуктах питания это не так заметно, а в непродовольственных
товарах, конечно, доля импорта начинает становиться весьма существенной.
- А как часто меняется состав потребительской корзины?
- С точки зрения индексов цен - именно изменения цен - корзина как
раз должна быть постоянной. Если вы хотите измерять изменение покупательной
способности населения, тогда вы должны считать ее по текущим весам.
Но это уже другой индекс. Это уже будет индекс объема, а не цен.
А индекс цен считается как раз по фиксированным весам. Есть определенная
теория на этот счет. Можно долго спорить, как считать - по Ласпейресу
или по Пааше. Мы, кстати, в свое время тоже много дискутировали
на этот счет. И выбрали формулу Ласпейреса с фиксированными весами.
Она, правда, приводит к некоторому завышению результата. Но практически
все страны мира используют именно формулу Ласпейреса. В данном случае,
почему мы идем на такой счет? Потому что при нашем высоком уровне
инфляции это будет более точно отражать макроэкономическую ситуацию.
И с нами, кстати, согласились международные специалисты. Все-таки
надо понимать, что уровень инфляции в 15%, 12% и даже 10%, о чем
мы говорим сегодня, очень высок на самом деле. Вот я не так давно
был в Таиланде на конференции по народонаселению. Там мы встретились
с тайским премьер-министром, и он мне задал вопрос: какая у нас
инфляция? Когда я ему сказал 12%, он был в шоке. Мы ждем, как манны
небесной, 10%, а для них больше 5% - это катастрофа. Там бы уже
был социальный взрыв при такой инфляции, а у нас - ничего. Живут
люди.
"RBC daily", 5 февраля 2004 года
|