… о французском законе
"О светскости"
|
Большинство французов - за принятие закона о светскости
|
Проект закона о светскости, состоящий из трех статей,
будет рассмотрен в среду на заседании Совета министров. После многомесячных
дебатов правительство решило действовать быстро, прислушавшись к
Жаку Шираку, который в середине декабря высказался в поддержку этого
закона. Чтобы продемонстрировать свою решимость, премьер-министр
Жан-Пьер Раффарен в будущий вторник лично представит текст законопроекта
Национальному собранию. Исполнительная власть пользуется поддержкой
Государственного совета, который в четверг одобрил законопроект,
внеся в него поправку, согласно которой запрет должен касаться "ношения
религиозных знаков", а не самих их. В этом деле Раффарен опирается
и на поддержку общественного мнения. Судя по всему, дебаты относительно
деталей применения нового закона, которые будоражили страну в последние
дни, не повлияли на позицию французов.
По данным опроса, проведенного институтом BVA специально для газеты
Liberation, 58% граждан считают, что закон, "запрещающий ношение
в школе любого знака принадлежности к той или иной религии",
будет "выполнимым". Этого мнения придерживается даже большинство
избирателей левого толка, хотя сами партии, к которым они близки,
не будут голосовать за данный закон.
Что касается понятия "демонстративный знак", то, как поняли
французы, закон подразумевает под этим прежде всего мусульманский
женский платок. 76% опрошенных считают, что платок действительно
является "демонстративным знаком". Это мнение разделяет
84% избирателей, придерживающихся правых взглядов, что может свидетельствовать
о сильных антимусульманских настроениях среди части сторонников
закона. Для сравнения: еврейскую кипу и католический крест такими
демонстративными знаками считают соответственно 64 и 60% опрошенных.
В то же время лишь незначительное число французов причисляет к "демонстративным
знакам" бороду или бандану (15 и 14%). Министр образования
Люк Ферри, который инициировал полемику в правительстве, заявив
о том, что ношение подобного рода атрибутов может породить определенные
проблемы, остался непонятым.
Хотя французы склонны поддержать закон, они не обманываются насчет
задних мыслей, которыми руководствуются Ширак и Раффарен. 43% опрошенных
уверено: правительство настаивает на принятии закона о светскости
потому, что оно предпочитает, чтобы в обществе шли дебаты по этому
вопросу, чем по экономическим и социальным проблемам. Только 35%
участников опроса думают, что исполнительная власть действует так
"потому, что в этом момент светскость находится под особой
угрозой". Общественность трудно упрекнуть в наивности: согласно
результатам другого опроса, проведенного институтом BVA, 60% французов
считают экономическую и социальную политику правительства "плохой".
Ванесса ШНЕЙДЕР. "Liberation", 28 января
2004 года
Перевод с сайта: InoPressa.Ru
|
Европа спорит о правах мусульман
|
Платок раздора
Французский законопроект о запрете на ношение явных
признаков религиозной принадлежности в государственных и общественных
учреждениях, в частности в школах, вызвал бурную дискуссию в странах
Западной Европы. Хотя название законопроекта, принятие которого
намечено на 10 февраля, - "О светском характере общества",
он фактически сводится к запрету на ношение мусульманского женского
платка.
Мусульманское население в ряде районов Франции (и не только ее)
выросло настолько, что о нем уже трудно говорить как о незначительном
меньшинстве. Сторонники закона настаивают на светском характере
этого общества и на недопустимости подчеркивать в школах и госучреждениях
свою религиозную принадлежность. Более того, они считают мусульманский
платок одним из признаков закрепощения женщин. Противники закона,
а среди них далеко не только мусульмане, тоже говорят о равенстве.
По их мнению, такой запрет был бы ущемлением свободы совести. Более
того, он сыграет на руку исламистским фундаменталистам, привлечет
на их сторону в общем умеренное и законопослушное большинство мусульманского
населения Франции.
Пока депутаты спорят в амфитеатре Национальной ассамблеи о формулировках
закона, на улицах проходят демонстрации его противников. В них участвуют
самые разные общественные силы - от исламистов до феминисток, от
Движения борцов против расизма и за дружбу народов до молодых коммунистов
и "зеленых". Крупные манифестации намечены на 7 и 14 февраля.
От того, в какой форме будет принят (или не принят) этот закон,
будет зависеть тон дальнейшей дискуссии в других европейских странах.
Иммигранты нужны стремительно стареющим европейским нациям. Поэтому
тема регулирования иммиграции, смягчения ее отрицательных сторон
стоит одной из главных в повестке дня Европейского союза.
Александр МИНЕЕВ. "Новая газета", 5
февраля 2004 года
|