… о планах по ограничению
миграции в Москве
|
Сергей СМИДОВИЧ, член правительственной комиссии
по миграционной политике Российской Федерации от Москвы: "Даже
Конек-Горбунок не смог бы совместить это"
|
Член правительственной комиссии по миграционной политике
Российской Федерации от Москвы Сергей СМИДОВИЧ в интервью корреспонденту
"Известий" Наталье ГРАНИНОЙ рассказывает о том, что предлагают
столичные власти.
- Мы уже два года бьемся над ужесточением правил регистрации. Раньше
существовала генеральная схема развития и размещения производительных
сил в стране. И там всегда было прописано ограничение роста крупнейших
городов. Я понимаю, что сегодня между столицей и другими регионами
огромный экономический разрыв и вряд ли его в ближайшее время можно
сгладить. Но начинать принимать меры необходимо. Образно говоря,
Москва - это сердце России. И если сюда будет слишком большой приток
крови (то есть мигрантов), то можно заработать инфаркт.
- Как планируете убегать от "инфаркта"?
- Действующий закон о праве граждан на свободу передвижения абсурден.
С одной стороны, регистрация является обязательной, с другой - уведомительной.
Даже Конек-Горбунок не смог бы совместить это. Должны быть жесткие
правила. Особенно для крупных мегаполисов. На Чукотку к Абрамовичу
все могут ехать, а вот въезд в Москву нужно сдерживать. И сейчас
уже передвижение в городе затруднено. Одна из мер - вернуться к
идее городов-спутников. Для Москвы сейчас таким является Зеленоград,
Можно взять еще несколько дополнительных городов, вывести туда часть
предприятий, населения и разгрузить столицу.
- Вряд ли кто-нибудь захочет уезжать из Москвы...
- Госдуме необходимо проявить политическую волю - регистрацию необходимо
сделать обязательной. За нелегальное проживание и работу (я имею
в виду тех же гастарбайтеров) ввести уголовную ответственность вплоть
до тюремного заключения, огромные штрафы и т.д. В Германии, например,
в обязательном порядке указывается и номинальное и фактическое место
проживания. А в Москве сегодня, по милицейским данным, проживают
8,5 миллиона человек, по данным переписи населения - 10,5 миллиона.
Где эти два миллиона? А ведь город тратит огромные деньги на их
содержание - тепло, электричество, вся инфраструктура. Если бы они
все платили деньги за коммунальные услуги, в бюджет дополнительно
поступало бы не менее 600 миллионов рублей в месяц.
- Некоторые приезжие не прочь были бы легализоваться. Но не у всех
хватает нервов по нескольку дней стоять в очередях в паспортном
столе. Может, начать с того, что там порядок навести?
- Это вопрос к милиции.
- То есть пока нереально?
- Нужно менять законодательство. В том числе и в области миграционной
политики. Московское правительство по этому поводу вышло с предложением
к президенту. Сегодня большинством вопросов о пребывании иностранцев
в стране занимается Министерство внутренних дел. Но милиция явно
не справляется. Проблема слишком глобальная. Чтобы ее решить, необходимо
разграничить полномочия центра и регионов. Центр устанавливает правила
и следит за их выполнением, как судья на футбольном поле, субъект
их выполняет. А вот сам процесс организует регион: как играть, чем
играть, ему же виднее. Пускай милиция занимается силовыми проблемами
регулирования численности приезжих. А социально-экономическую сферу
надо отдать регионам. - Но в Москве и так каждый год принимается
программа по мигрантам? - Еще раз говорю - сегодня у нас не хватает
полномочий. Раньше - были. Например, когда начались события в Чечне,
вышло постановление мэра о том, что в Москве статус переселенца
могут пол учить только лица, имеющие здесь родственников, и это
сдержало первый поток. То есть у субъекта всегда должна быть возможность
для маневра, мобильности. Сейчас мы разрабатываем концепцию регулирования
демографических процессов в столице. Все очень непросто. Получается,
что за счет демографии население Москвы убывает, рост происходит
только за счет приезжих.
- Какие главные предложения?
- Выстроить четкую систему управления. В каждой префектуре, в каждой
управе должны быть специалисты по вопросам миграции. Сегодня рассматривается
городской закон о создании центров временного содержания и подготовки
к выдворению нелегалов. Действующие приемники-распределители не
справляются с этой задачей. Стоит подумать и об организации миграционных
тюрем для злостных нарушителей. В США, например, такие есть в каждом
крупном городе.
- Уже подсчитано, сколько денег на это потребуется?
- Нет. Пока все на стадии разработки. Мы понимаем, что это может
вылиться в крупную сумму. Помимо строительства здания, потребуются
средства на содержание граждан, на персонал. Но начинать надо сегодня.
"Известия", 30 января 2004 года
|