… о демографии и экономике
образования
|
Демографическая яма. Опасна она или полезна для
нашего образования
|
За это десятилетие произойдет резкое, более чем на 40%,
уменьшение числа выпускников школы и соответственное уменьшение
приема во все учреждения профессионального образования. Демографическая
ситуация такова, что уже в 2008 году мест в российских вузах хватит
на всех выпускников средних школ. По данным Министерства образования,
через четыре года из одиннадцатых классов средних школ выйдут всего
800 тысяч выпускников. Для сравнения: в текущем году в российские
вузы на все формы обучения подали заявление более двух миллионов
человек.
Сразу же возникает вопрос, какова будет пропорция платных и бесплатных
мест в вузе, если сегодня сохраняется тенденция к (пусть и незначительному)
росту бюджетных мест (вместо 159 - последние два года приходит в
вуз 180 человек на 10000 населения). Может, в будущем бесплатных
мест будет больше? Отнюдь, сказал министр образования РФ Владимир
Филиппов (мест больше не будет, позиция 180 человек на 10000 населения
останется без изменения). Отсюда другая проблема: высшие учебные
заведения постепенно теряют возможность зарабатывать, беря плату
за обучение. Наилучший выход в прогнозируемой финансовой ситуации,
как считают в Минобразования, - вузу следует сосредоточиться на
продаже собственных научных разработок.
Данные предоставлены Высшей школой экономики (ГУ).
Как заявил замминистра образования Михаил Стриханов,
вполне целесообразно использовать опыт Америки. С 1980 года в США
за университетами закреплено право на пользование и распоряжение
своими разработками, и это позволило сегодня американским вузам
уже заработать более 40 миллиардов долларов.
Принято решение сориентировать руководителей вузов на то, чтобы
отдать приоритет развитию научно-технической и инновационной деятельности.
А также обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить формирование
законодательной базы научно-исследовательской деятельности, оставить
право на пользование и распоряжение результатами своих исследований
за высшими учебными заведениями.
Еще один из способов удержаться вузу на плаву во время сложной демографической
ситуации - ввести в свое расписание дополнительные услуги. К 2008
году 10-11% занятого населения будут нуждаться в услугах дополнительного
профессионального образования, так считает один из разработчиков
программы непрерывного профессионального образования ректор Академии
народного хозяйства РФ Владимир Мау.
Основными потребителями услуг в области повышения квалификации и
переподготовки кадров станут лица, уволенные в запас, численность
которых на данный момент составляет 85,5%, безработные - 38,8%,
а также мигранты - 50%.
Переподготовка и повышение квалификации кадров, считает Владимир
Мау, в настоящее время осуществляется разрозненно: на базе учебных
заведений; внутри коммерческих организаций; тренинговых компаний
и др. Лучше было бы объединить усилия по принципу сетевого образования
в одну программу.
С целью стимулирования коммерческих организаций к участию в такой
программе, предложено ввести систему, в условиях которой каждая
организация будет обязана отчислять установленный процент от дохода
в свой фонд повышения квалификации (если такая деятельность осуществляется
на базе этого предприятия). Если организация не ведет деятельности
в данной области, то этот процент будет отчисляться в государственный
фонд переподготовки и повышения квалификации кадров.
Разработка программы уже идет и, как сообщил замминистра образования
Юрий Шленов, будет завершена к первому июля 2004 года и представлена
на рассмотрение правительства РФ.
Наталья САВИЦКАЯ. "Независимая газета",
30 января 2004 года
|