… о нелегальной миграции в Казахстане
|
"Проходные дворы" и "разводные
мосты"
|
Перемещение людей в системе географических координат
- вполне естественный процесс, в результате которого за долгие столетия
и сформировались многие современные государства. Но если раньше
это называлось Великим переселением народов, то сейчас именуется
нелегальной миграцией, причины которой разнообразны, как, впрочем,
и последствия.
Претендуя на статус евразийского государства, некоего моста между
Востоком и Западом, Казахстану неизбежно придется сталкиваться с
издержками своего транзитного положения. При этом следует признать,
что при всем желании республика самостоятельно не в состоянии эффективно
контролировать огромную протяженность своих границ. Кроме этого,
довольно интересным будет понаблюдать за тем, как попытка взять
под контроль потоки незаконной миграции будет сочетаться с желанием
Казахстана и его партнеров по ЕврАзЭС, ЕЭП и ШОС создать зону свободной
торговли, которая предполагает значительную открытость границ для
перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.
Было бы наивным полагать, что проблемы незаконной миграции можно
решить одним только ужесточением миграционного законодательства.
В свое время со схожими проблемами столкнулись и США, где ни закон
об иммиграции и натурализации, принятый в 1986 году, ни патрульные
службы вдоль мексиканской границы не сократили поток мигрантов,
который достигал почти миллиона человек в год. Теракты 11 сентября
2001 года заставили Соединенные Штаты еще больше ужесточить свое
миграционное законодательство. Но, как считают американские политологи,
это мало повлияет на темпы незаконной миграции. Миграция потому
и называется нелегальной, что может существовать в условиях любой
степени жесткости миграционного контроля. С точки зрения психологии,
для многих мигрантов это делает запретный плод еще более сладким.
А с позиций криминального бизнеса нелегальная миграция в таких условиях
является доходной его сферой.
Согласно одной из методик оценки численности незаконных мигрантов
в республике, меры принудительного выдворения затрагивают только
один процент незаконно находящихся в стране иностранных граждан.
Если учесть риск возможного наличия коррумпированных элементов в
тех государственных структурах, на которые возлагается миграционный
контроль, то любая стена априори превращается в решето. Печальные
инциденты с появлением больших групп "гостей" из экзотических
стран на казахстанско-российской границе являются лишь наглядным
тому подтверждением.
Вся проблема заключается в том, что аналогичная ситуация наблюдается
практически во всех центральноазиатских государствах, может быть,
за исключением Узбекистана и Туркменистана, что делает весь регион
настоящим "проходным двором". Существование безвизового
режима между Кыргызстаном и Китаем, с одной стороны, и Казахстаном
и Кыргызстаном, с другой, приводит к наплыву в нашу страну китайских
нелегальных мигрантов.
Нелегальная миграция приносит казахстанцам такие неприятные "плоды",
как контрабанда наркотиков, оружия, экстремистских идей, женский
трафик и многое другое. Конечно, мигрант мигранту рознь. Красить
всех одной краской, видя в каждом нелегале потенциальную угрозу,
чревато появлением ксенофобии и шовинизма, который уже наблюдается
в той же Европе, порождая очаги серьезных конфликтов. Кстати, в
ближайшее время Казахстан может оказаться в ситуации, свойственной
многим европейским государствам, превратившись из "транзитного
коридора" в конечную цель путешествия мигрантов.
Причина проста. Наша страна становится все более привлекательной
в глазах мигрантов в силу достаточно высокого уровня экономики и
спокойной политической обстановки. Если к этому прибавить неблагоприятную
демографическую ситуацию и дефицит трудовых ресурсов, то получим
классические условия для превращения государства в зону притягательности
для потенциальных мигрантов. К чему это приведет, пока неясно. Хотя
о многом можно судить по тем сложным проблемам психологической,
культурной, политической, экономической адаптации в Казахстане тех
же оралманов из Монголии, которые столкнулись с не всегда доброжелательным
отношением местного населения сельских районов республики. Если
такое поведение проявляется к легально приезжающим этническим казахам,
то что говорить об иностранных нелегальных мигрантах, к примеру,
тех же китайцах?
Конечно, Казахстан уже предпринимает определенные меры для нейтрализации
негативных последствий нелегальной миграции. Республика присоединилась
к Гаагской конвенции о беженцах, соответствующие службы осуществляют
активное сотрудничество с другими странами в сфере миграционного
контроля и изучения зарубежного опыта, заключают соглашения, регулирующие
порядок въезда, пребывания и выезда граждан. Введены карточки миграционного
контроля, осуществляется компьютерный мониторинг миграционных потоков.
Но жизнь показывает, что этих мер явно недостаточно.
В конечном счете, главной задачей Казахстана является нахождение
баланса между экономической и политической открытостью и эффективным
контролем миграционных движений, ибо, как в свое время шутил Станислав
Ежи Лец, наводить мосты между людьми следует всегда, но при этом
неплохо бы, чтобы эти мосты были разводными.
Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков
"Проходные дворы" и "разводные мосты".
"Казахстанская правда", 12 ноября 2003 года
|
Навести порядок с квотами и визами
|
Каковы масштабы нелегальной миграции? На этот и другие
вопросы мы попросили ответить заместителя начальника департамента
миграционной полиции МВД РК Умирбая МУСАЕВА.
- Вопросы миграции сегодня волнуют весь мир. Чтобы расставить все
точки над "i", прежде всего необходимо дать точное определение
понятиям "незаконная миграция" и "нелегальная миграция".
Мы привыкли использовать их как синонимы.
В первом случае имеются в виду мигранты, въезжающие на территорию
Казахстана незаконным путем. Чаще всего в эту категорию попадают
граждане стран, с которыми у нас налажен визовый режим, и приехавшие
к нам, не оформив соответствующую визу.
Другую сторону представляют в основном граждане государств СНГ,
с которыми у нас, как известно, безвизовый режим. Если они въезжают
и живут у нас, не регистрируясь, значит, они переходят на нелегальное
положение.
В третью подгруппу попадают жители стран дальнего зарубежья, едущие
в третьи страны через нашу республику. По закону они должны получить
транзитную визу, без которой они также автоматически зачисляются
в разряд незаконных мигрантов.
В данном случае, когда речь идет о масштабах нелегальной миграции,
скорее всего, подразумеваются наши соседи по СНГ, приезжающие на
заработки. Ситуацию усугубляет отсутствие конкретного нормативного
акта, способного регулировать вопросы, возникающие в сфере трудовой
миграции. Это прерогатива Минтруда. По существующим правилам, ввоз
иностранных граждан, приезжающих на работу в инофирмы, осуществляется
по ежегодной квоте, устанавливаемой Правительством. То есть ввозятся
те специалисты, которые отсутствуют на нашем рынке труда.
- Чем объяснить разногласия между нормами постановления "О
некоторых мерах по усилению миграционного контроля" и требованиями,
которые должны соблюдаться при получении миграционных карточек?
Согласно пункту 13 вышеназванного правительственного документа,
иностранные граждане, временно пребывающие в РК, обязаны зарегистрироваться
в течение пяти календарных дней по месту своего постоянного или
временного проживания. А в миграционных карточках предписывается
иное: иностранцы должны обязательно регистрироваться в органах внутренних
дел в течение пяти суток со дня прибытия...
- Здесь нет никаких противоречий. Принятое в этом году постановление
Правительства под номером 241, которое вы и имеете в виду, усилило
контроль за въездом и выездом граждан на казахстанскую территорию.
Согласно ему, миграционная карточка выдается только гражданам из
безвизовых стран. Гость нашей страны должен заполнить ее на контрольно-пропускном
пункте и только после этого в течение пяти суток после пересечения
границы обязан встать на учет. Карточка представляет собой документ,
состоящий из двух сложенных листов. Иностранец при въезде в нашу
страну оставляет одну часть на КПП, а вторую сдает, когда выезжает.
Нелегалом поневоле он не может стать, потому что мы смотрим, когда
он пересек границу.
В том же постановлении пункт 15 гласит, что регистрация граждан,
прибывших в РК из стран, с которыми у Казахстана имеются международные
договоры о безвизовом порядке въезда и пребывания, производится
на срок, не превышающий девяносто суток, и в дальнейшем может быть
продлена на столько же.
Что касается регистрации иностранных граждан, в отношении которых
имеется оформленное в установленном законом порядке разрешение на
привлечение иностранной рабочей силы, то она оформляется на срок
действия данного разрешения. То есть если у него на руках имеется
годичная лицензия, то и мы его регистрируем на один год.
- В Южно-Казахстанской области, например, по сведениям нашего собкора,
личный состав миграционной полиции состоит из трех человек. Может
весь сыр-бор из-за нехватки кадров?
- Кадров хватает. В прошлом году за счет собственных резервов во
всех областях были введены строевые подразделения по борьбе с незаконной
миграцией. Вместо упраздненных постов "Рубеж" сейчас действуют
мобильные группы, проверяющие ситуацию по основным автомобильным
и железнодорожным магистралям. То есть внедряются новые формы контроля.
Проблема в том, что, на мой взгляд, у нас нет единого государственного
органа, который бы координировал всю миграционную политику. Получается
так, что разрешение на работу дает Минтруда, а контроль за соблюдением
правил пребывания осуществляется нами, и регистрируем иностранцев
мы. Квотами иммиграции на оралманов занимается Агентство по миграции
и демографии, а вопросами гражданства - МВД. Даже в Кодексе "Об
административных правонарушениях" статьи, касающиеся миграции,
исполняются разными госорганами.
К примеру, за статью 394 "Нарушение иностранцем или лицом без
гражданства правил пребывания в РК" ответственность несет МВД,
за статью 395 "Нарушение должностным лицом гражданином РК,
иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания иностранцев
в РК" - Минтруда, а за 397-ю "Нарушение иммиграционных
правил" - уже Агентство по миграции и демографии. Когда нет
согласованных действий, то и порядок требовать сложно.
Каждое из ведомств принимает меры для улучшения ситуации самостоятельно.
Так, нами были инициированы и приняты поправки в УК, направленные
на эффективную борьбу с незаконной миграцией. Результаты не заставили
ждать себя долго. За этот год мы возбудили 64 уголовных дела по
факту незаконной миграции. За девять месяцев этого года прибыло
и зарегистрировано в органах внутренних дел 642 тысячи 756 иностранцев.
В том числе из дальнего зарубежья - 104 тысячи 454, остальные -
из стран СНГ. За нарушение правил пребывания в административном
порядке наказано 23 тысячи 750 иностранцев, выдворено из страны
почти семнадцать тысяч иностранцев. Миграционный контроль необходим.
Мы ведь выявляем не только незаконных мигрантов, но также неплательщиков
алиментов, должников и преступников, находящихся в розыске. Так,
в этом году родителей, увиливающих от ответственности, оказалось
1 621 человек, не желающих возвращать долги - 530, а преступников,
на которых объявлен розыск, - 3 761 человек.
Жанна ОЙШЫБАЕВА. "Казахстанская правда",
12 ноября 2003 года
|