|
|
Что
происходит с российским образованием? |
|
Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ
|
Какие "сигналы" дает рынок труда?
Показатели развития системы профессионального образования
в 90-е годы свидетельствуют о существенных перекосах в структуре
этой системы. Выше уже отмечалось, что одной из серьезных проблем
советской системы профессиональной подготовки в 80-годы стало "перепроизводство"
специалистов с высшим образованием, в результате чего многие из
них выполняли работу, не требующую соответствующего уровня квалификации.
В российской системе профессионального образования эта проблема
существенно обострилась. Даже исходя из данных, представленных выше,
в таблице 3, становится очевидным углубление деформации в структуре
подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования.
Еще более наглядную картину дает динамика показателей, характеризующих
соотношение выпуска по уровням системы профессионального обучения
(табл. 4).
Таблица 4. Выпуск в системе профессионального образования
|
1990
|
1994
|
1997
|
2000
|
Выпущено (подготовлено), тысяч человек:
|
Учреждениями начального профессионального образования
|
1272
|
878
|
800
|
763
|
Средними специальными учебными заведениями
|
637
|
532
|
543
|
580
|
Высшими учебными заведениями
|
401
|
430
|
458
|
635
|
|
На 100 выпускников высших и средних специальных учебных заведений
приходится выпускников учреждений начального профессионального
образования
|
122
|
91
|
80
|
63
|
На 100 выпускников высших учебных заведений приходится выпускников
средних специальных учебных заведений*
|
159
|
124
|
118
|
91
|
*В последние годы наблюдается и рост числа выпускников ССУЗов,
которые поступают затем на обучение в ВУЗы (Доклад о развитии
человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.)
Углубление деформации в системе профессионального образования
некоторые эксперты объясняют тем, что "неустоявшийся рынок
труда не дает ясных сигналов"17.
Представляется, что данный тезис не совсем соответствует действительности.
При общем сокращении в 90-е годы занятости в экономике в таких ее
отраслях, как торговля и финансы наблюдался значительный рост числа
занятых (табл. 5).
Таблица 5. Некоторые показатели занятости в экономике
России
|
1990
|
2000
|
2000 в % к 1990
|
Всего занятых в экономике, тысяч человек
|
75325
|
64600
|
86
|
в том числе занятые в отраслях:
|
Оптовая и розничная торговля, общественное питание
|
5869
|
9432
|
161
|
Финансы, кредит, страхование
|
402
|
751
|
187
|
В возрастной структуре занятости в этих отраслях доля
молодежи в настоящее время существенно выше, чем в целом по экономике:
в общей численности занятых в экономике доля лиц в возрасте до 30
лет составляла в 1998 году 22%, в финансовой сфере - 27%, в торговле
- 31%. Кроме того, именно в указанных отраслях произошел наибольший
рост доли занятых с высшим образованием (табл. 6).
Таблица 6. Некоторые показатели уровня образования занятых
в экономике России
|
1987
|
1999
|
1999 в % к 1987
|
Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых
в экономике, %
|
12
|
23
|
192
|
в том числе занятые в отраслях:
|
Оптовая и розничная торговля, общественное питание
|
5
|
20
|
400
|
Финансы, кредит, страхование
|
13
|
44
|
338
|
Бурный рост торгово-посреднической деятельности при
неспособности или нежелании государства контролировать ее финансовые
результаты привел к большому росту доходов соответствующих коммерческих
структур, в значительной степени теневых, выводимых из-под налогообложения.
В этих условиях работодатели имели возможность устанавливать значительно
более высокие по сравнению с другими отраслями экономики ставки
оплаты труда наемных работников. Существенное превышение фактическим
уровнем оплаты труда отчетного показателя (по отчетным данным, например,
средняя зарплата в торговле составила в 2000 году лишь 74% от средней
по экономике и всего на одну треть была выше, чем средняя зарплата
в образовании) позволяло "экономить" и на обязательных
платежах в социальные фонды. Устанавливая более высокую зарплату,
работодатели стали предъявлять на рынке труда соответственно и более
высокие - явно завышенные по отношению к необходимой квалификации
труда - требования к уровню образования новых работников, справедливо
полагая, что молодые люди с высоким уровнем образования не только
легко освоят свои профессиональные обязанности, но и будут более
способны к профессиональной мобильности в случае расширения или
диверсификации деятельности фирмы.
Таким образом, "сигналы", подаваемые рынком
в последние годы, были достаточно ясными. Рост спроса на высшее
образование в возрастающей степени (об этом свидетельствуют и социологические
опросы) обусловливается стремлением получить высокооплачиваемую
работу, а не профессиональную подготовку. В свою очередь, рост спроса
на высшее образование стимулирует при расширении платности обучения
рост предложения при значительном снижении его качества. Именно
"сигналы" рынка и являются, следовательно, основными факторами,
обусловливающими как усиление деформации в системе профессионального
образования, так и снижение качества подготовки специалистов.
"Сигналы", подаваемые рынком, во многом обусловили
и значительные изменения в структуре обучения по группам специальностей
и профессий (табл. 7). За последнее десятилетие значительно снизились
масштабы подготовки высшими и средними специальными учебными заведениями
инженерно-технических работников для реального сектора экономики.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении подготовки квалифицированных
рабочих в системе начального профессионального образования. Данную
тенденцию можно было бы считать в какой-то степени оправданной в
условиях спада производства и значительного сокращения численности
занятых в реальном секторе. Однако сохранение этой тенденции крайне
обострит уже в ближайшем будущем проблему кадрового обеспечения
реального сектора, в котором в настоящее время работают около 5
миллионов работников предпенсионного и пенсионного возраста. В еще
большей степени испытывают дефицит молодых специалистов научно-исследовательские
и проектно-конструкторские организации: доля работающих в них исследователей
пенсионного и предпенсионного возраста приближается к 50%.
Таблица 7. Выпуск учреждений профессионального образования
по отдельным профессиям и группам специальностей, в % к общему количеству
выпускников
|
1990
|
1999
|
Учреждения начального профессионального образования,
профессии
|
Промышленности
|
35
|
16
|
Сельского хозяйства
|
19
|
14
|
Строительства
|
18
|
13
|
Торговли и сферы обслуживания
|
10
|
20
|
Учреждения среднего профессионального образования,
группы специальностей
|
Технические
|
33
|
25
|
Образование
|
13
|
12
|
Здравоохранение
|
16
|
11
|
Гуманитарно-социальные
|
0,3
|
7
|
Экономика и управление
|
19
|
31
|
Учреждения высшего профессионального образования, группы
специальностей
|
Инженерные
|
35
|
21
|
Естественнонаучные
|
9
|
7
|
Образование
|
10
|
8
|
Здравоохранение
|
6
|
5
|
Гуманитарно-социальные
|
12
|
18
|
Экономика и управление
|
14
|
22
|
Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования
свидетельствуют, таким образом, о наличии значительных расхождений,
с одной стороны, в ориентациях учащихся (студентов), а в условиях
платного обучения - соответственно и образовательных учреждений,
и с другой стороны, потребностями большинства отраслей экономики
в квалифицированных работниках. С началом в 1999 году роста промышленного
производства реальный сектор экономики увеличил предложение вакансий
на рынке труда. Однако уже сейчас он сталкивается с проблемой замещения
рабочих мест, проигрывая конкуренцию торгово-посреднической сфере.
Следует при этом отметить, что многие промышленные предприятия готовы
непосредственно финансировать подготовку работников в учреждениях
профессионального образования, но последние зачастую оказываются
неспособными выполнить соответствующий заказ из-за отсутствия желающих
работать в реальном секторе ввиду низкого (по сравнению с торгово-посреднической
сферой) уровня оплаты труда. Пока данная ситуация характерна в основном
для начального профессионального образования. Однако быстрый рост
в последнее время числа публикуемых вакансий инженерно-технических
работников позволяет предположить, что подобная проблема способна
возникнуть в ближайшее время и в отношении других звеньев системы
профессионального образования. Важно отметить в этой связи, что
аккумуляция специалистов торгово-посреднической сферой осуществляется
не только без прямых затрат на образование работников, но и при
минимизации опосредованных затрат на эти цели путем ухода от налогообложения.
17 - Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.
|