Rambler's Top100

№ 83 - 84
7 - 20 октября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Что происходит с российским образованием?

Былые достижения и проблемы

Куда продвигалось наше образование в 90-е годы

Проблемы у российской школы – как у американской

Количество растет, а качество оставляет желать лучшего

Какие «сигналы» дает рынок труда?

Реформирование сферы образования – мифы и реальность

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Антонио Манчини. Бедный школьник.  Antonio Mancini.The Poor Schoolboy (1876) Что происходит с российским образованием?

Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ

Какие "сигналы" дает рынок труда?

Показатели развития системы профессионального образования в 90-е годы свидетельствуют о существенных перекосах в структуре этой системы. Выше уже отмечалось, что одной из серьезных проблем советской системы профессиональной подготовки в 80-годы стало "перепроизводство" специалистов с высшим образованием, в результате чего многие из них выполняли работу, не требующую соответствующего уровня квалификации. В российской системе профессионального образования эта проблема существенно обострилась. Даже исходя из данных, представленных выше, в таблице 3, становится очевидным углубление деформации в структуре подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования. Еще более наглядную картину дает динамика показателей, характеризующих соотношение выпуска по уровням системы профессионального обучения (табл. 4).

Таблица 4. Выпуск в системе профессионального образования

 

1990

1994

1997

2000

Выпущено (подготовлено), тысяч человек:

Учреждениями начального профессионального образования

1272

878

800

763

Средними специальными учебными заведениями

637

532

543

580

Высшими учебными заведениями

401

430

458

635


На 100 выпускников высших и средних специальных учебных заведений приходится выпускников учреждений начального профессионального образования

122

91

80

63

На 100 выпускников высших учебных заведений приходится выпускников средних специальных учебных заведений*

159

124

118

91

*В последние годы наблюдается и рост числа выпускников ССУЗов, которые поступают затем на обучение в ВУЗы (Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.)

Углубление деформации в системе профессионального образования некоторые эксперты объясняют тем, что "неустоявшийся рынок труда не дает ясных сигналов"17. Представляется, что данный тезис не совсем соответствует действительности. При общем сокращении в 90-е годы занятости в экономике в таких ее отраслях, как торговля и финансы наблюдался значительный рост числа занятых (табл. 5).

Таблица 5. Некоторые показатели занятости в экономике России

 

1990

2000

2000 в % к 1990

Всего занятых в экономике, тысяч человек

75325

64600

86

в том числе занятые в отраслях:

Оптовая и розничная торговля, общественное питание

5869

9432

161

Финансы, кредит, страхование

402

751

187

В возрастной структуре занятости в этих отраслях доля молодежи в настоящее время существенно выше, чем в целом по экономике: в общей численности занятых в экономике доля лиц в возрасте до 30 лет составляла в 1998 году 22%, в финансовой сфере - 27%, в торговле - 31%. Кроме того, именно в указанных отраслях произошел наибольший рост доли занятых с высшим образованием (табл. 6).

Таблица 6. Некоторые показатели уровня образования занятых в экономике России

 

1987

1999

1999 в % к 1987

Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых в экономике, %

12

23

192

в том числе занятые в отраслях:

Оптовая и розничная торговля, общественное питание

5

20

400

Финансы, кредит, страхование

13

44

338

Бурный рост торгово-посреднической деятельности при неспособности или нежелании государства контролировать ее финансовые результаты привел к большому росту доходов соответствующих коммерческих структур, в значительной степени теневых, выводимых из-под налогообложения. В этих условиях работодатели имели возможность устанавливать значительно более высокие по сравнению с другими отраслями экономики ставки оплаты труда наемных работников. Существенное превышение фактическим уровнем оплаты труда отчетного показателя (по отчетным данным, например, средняя зарплата в торговле составила в 2000 году лишь 74% от средней по экономике и всего на одну треть была выше, чем средняя зарплата в образовании) позволяло "экономить" и на обязательных платежах в социальные фонды. Устанавливая более высокую зарплату, работодатели стали предъявлять на рынке труда соответственно и более высокие - явно завышенные по отношению к необходимой квалификации труда - требования к уровню образования новых работников, справедливо полагая, что молодые люди с высоким уровнем образования не только легко освоят свои профессиональные обязанности, но и будут более способны к профессиональной мобильности в случае расширения или диверсификации деятельности фирмы.

Таким образом, "сигналы", подаваемые рынком в последние годы, были достаточно ясными. Рост спроса на высшее образование в возрастающей степени (об этом свидетельствуют и социологические опросы) обусловливается стремлением получить высокооплачиваемую работу, а не профессиональную подготовку. В свою очередь, рост спроса на высшее образование стимулирует при расширении платности обучения рост предложения при значительном снижении его качества. Именно "сигналы" рынка и являются, следовательно, основными факторами, обусловливающими как усиление деформации в системе профессионального образования, так и снижение качества подготовки специалистов.

"Сигналы", подаваемые рынком, во многом обусловили и значительные изменения в структуре обучения по группам специальностей и профессий (табл. 7). За последнее десятилетие значительно снизились масштабы подготовки высшими и средними специальными учебными заведениями инженерно-технических работников для реального сектора экономики. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении подготовки квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования. Данную тенденцию можно было бы считать в какой-то степени оправданной в условиях спада производства и значительного сокращения численности занятых в реальном секторе. Однако сохранение этой тенденции крайне обострит уже в ближайшем будущем проблему кадрового обеспечения реального сектора, в котором в настоящее время работают около 5 миллионов работников предпенсионного и пенсионного возраста. В еще большей степени испытывают дефицит молодых специалистов научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации: доля работающих в них исследователей пенсионного и предпенсионного возраста приближается к 50%.

Таблица 7. Выпуск учреждений профессионального образования по отдельным профессиям и группам специальностей, в % к общему количеству выпускников

 

1990

1999

Учреждения начального профессионального образования, профессии

Промышленности

35

16

Сельского хозяйства

19

14

Строительства

18

13

Торговли и сферы обслуживания

10

20

Учреждения среднего профессионального образования, группы специальностей

Технические

33

25

Образование

13

12

Здравоохранение

16

11

Гуманитарно-социальные

0,3

7

Экономика и управление

19

31

Учреждения высшего профессионального образования, группы специальностей

Инженерные

35

21

Естественнонаучные

9

7

Образование

10

8

Здравоохранение

6

5

Гуманитарно-социальные

12

18

Экономика и управление

14

22

Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют, таким образом, о наличии значительных расхождений, с одной стороны, в ориентациях учащихся (студентов), а в условиях платного обучения - соответственно и образовательных учреждений, и с другой стороны, потребностями большинства отраслей экономики в квалифицированных работниках. С началом в 1999 году роста промышленного производства реальный сектор экономики увеличил предложение вакансий на рынке труда. Однако уже сейчас он сталкивается с проблемой замещения рабочих мест, проигрывая конкуренцию торгово-посреднической сфере. Следует при этом отметить, что многие промышленные предприятия готовы непосредственно финансировать подготовку работников в учреждениях профессионального образования, но последние зачастую оказываются неспособными выполнить соответствующий заказ из-за отсутствия желающих работать в реальном секторе ввиду низкого (по сравнению с торгово-посреднической сферой) уровня оплаты труда. Пока данная ситуация характерна в основном для начального профессионального образования. Однако быстрый рост в последнее время числа публикуемых вакансий инженерно-технических работников позволяет предположить, что подобная проблема способна возникнуть в ближайшее время и в отношении других звеньев системы профессионального образования. Важно отметить в этой связи, что аккумуляция специалистов торгово-посреднической сферой осуществляется не только без прямых затрат на образование работников, но и при минимизации опосредованных затрат на эти цели путем ухода от налогообложения.


17 - Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2001. М.,2002.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most