|
|
Что
происходит с российским образованием? |
|
Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ
|
Проблемы у российской школы - как у американской
При значительном росте численности студентов ВУЗов в
90-е годы наблюдался одновременно и значительный рост численности
молодых людей, имеющих образование не выше неполного среднего (8-9
классов). Сравнение данных переписи населения 1989 года и микропереписи
1994 года показывает, что доля лиц, не имеющих образования выше
начального, в возрастной группе 15-19 лет выросла за эти годы более,
чем в 2 раза, а доля лиц в возрасте 20-24 года с неполным средним
образованием - в 1,2 раза. Рост численности лиц, прекративших обучение
на нижних ступенях системы образования, продолжался и в последующие
годы. Об этом говорит сопоставление показателей выпуска учащихся
образовательными учреждениями с численностью соответствующих возрастных
контингентов.
Среди вступивших в трудоспособный возраст в 90-е годы
доля лиц, не имеющих неполного среднего образования, составила,
согласно нашим расчетам, почти 10%, что в пять раз больше доли лиц
с таким уровнем образования в общей численности занятого населения.
Доля лиц в возрасте 20-24 года, прекративших обучение после окончания
неполной средней школы, составляет сейчас порядка 15-20%. Это в
два раза выше доли лиц с таким же уровнем образования среди занятого
населения.
Таким образом, страна вступила в третье тысячелетие
с большим, по сегодняшним меркам, числом неграмотных и малограмотных
молодых людей. При сохранении данной тенденции уже в ближайшем будущем
невозможно будет говорить о высоком образовательном уровне большинства
населения, традиционно считавшимся одним из главных факторов потенциальной
конкурентоспособности отечественной экономики. Следует заметить
в этой связи, что бурный экономический рост в странах Юго-Восточной
Азии происходил на фоне быстрого роста образовательного уровня населения
и, в частности, реализации принципа всеобщего полного среднего образования.
В результате в Республике Корея, например, доля лиц, имеющих образование
не ниже полного среднего, в возрастной группе 25-34 года составляет
в настоящее время 92% (и превышает соответствующий показатель конца
70-х годов в 2 раза), в Японии - 94% (в 1,5 раза больше, чем в конце
60-х годов)9.
Рост различий в качестве получаемого общего образования
происходит на фоне снижения среднего его уровня. Снижается, в частности,
качество подготовки российских школьников по математике, традиционно
считавшейся ранее одной из лучших в мире. Об этом свидетельствуют
результаты международных исследований по оценке качества математического
и естественнонаучного образования (TIMSS), проведенных в 1995 и
1999 годах в 38 странах10. По результатам тестирования по математике
школьников 7-х - 8-х классов Россия занимала места лишь в середине
второй десятки стран, существенно уступая таким странам, как Япония,
Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Чехия. Аналогичные результаты
были получены и при оценке качества подготовки по естественнонаучным
предметам. По данным другого исследования, проведенного комиссией
Европейского сообщества в 1995-1997 годах (проверялись знания выпускников
2 тысяч российских школ), около половины российских школьников не
осваивают половины содержания преподаваемых им разделов химии, физики
и биологии11. Следует отметить, что математика и естественнонаучные
дисциплины отнесены международными экспертами к стратегическим областям
знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность
страны.
При этом в России наблюдался большой разброс результатов
- чего нет в большинстве развитых стран, где результаты тестирования
существенно не отличались от школы к школе. Это означает, что в
настоящее время российские школы дают разный уровень и качество
образования, т.е. предоставляют своим учащимся не одинаковые образовательные
возможности. Уровень подготовки российских школьников в значительной
степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального
благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути,
распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную
и массовую, при этом в последней существенно снижается качество
образования.
Элитарная система школьного образования представлена
появившимися в последние годы негосударственными школами, а также
школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин.
Количество последних выросло с 7,2 тысячи в 1991 до 9,7 тысячи в
1997 году, а их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась
с 21% до 27%12; только в лицеях и гимназиях численность обучающихся
выросла за последние 10 лет в 11 раз - со 128 тысяч в 1991 году
до 1402 тысяч в 2000 году. В основном это школы в "богатых"
регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы
в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной
России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают
"дополнительные" услуги; плата же за обучение в негосударственных
школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного
финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет
элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую
базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических
кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения. В негосударственных
школах, например, в среднем на одного учителя приходится менее 4
учащихся (в среднем по государственным школам этот показатель равен
12).
Массовая, не элитарная часть системы среднего общего
образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате
резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее
тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних
городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны.
Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической
оснащенности (рис. 2). Именно в этих школах учителя были поставлены
на грань выживания, поэтому нельзя и ожидать от них полной отдачи
сил. Более того, во многих из нет сейчас преподавателей по тем или
иным предметам. Не удивительно, что именно в этих школах и наблюдается
значительное снижение качества обучения.
Рисунок 2. Сравнительный уровень оснащенности школ,
в % от установленных нормативов*
*Источник: Федеральная программа "Развитие единой
образовательной информационной среды на 2001-05 гг. (проект) -
"Народное образование", 2001, N 1.
Распад системы общего образования на элитарную и деградирующую
массовую школу стимулировался реализацией в 90-е годы либеральной
модели образования, ориентацией на так называемое вариативное образование.
Последняя проявилась и в значительном увеличении "многообразия"
учебных пособий. Так, за 1990-1998 годы количество наименований
выпущенных учебников увеличилось с примерно 200 до почти 75013. Эксперты
констатируют в этой связи невысокий уровень многих из них, дезориентацию
как преподавателей, так и учащихся в выборе учебных пособий, значительные
различия в возможностях реального их выбора в разных регионах страны.
Одновременно с дифференциацией в уровне и качестве общего образования
возникает, таким образом, и дифференциация в содержании обязательных
образовательных дисциплин, что ставит под сомнение наличие единых
образовательных стандартов, еще больше размывает общее образовательное
пространство страны.
Интересно отметить, что указанные проблемы, возникшие
в последние годы в российской школе, характерны практически лишь
для одной развитой страны - США, которая до последнего времени наиболее
полно реализовывала либеральную доктрину образования. При этом США,
расходуя на общее образование (в долларах по ППС валют) в расчете
на 1 учащегося в 7 раз больше, чем Россия14,
уступает в качестве образования многим странам, в том числе пока
и России15. Следует также отметить,
что низкое качество образования во многих школах США рассматривается
в этой стране как общенациональная проблема, а в качестве способа
ее решения предлагается усиление государственного регулирования,
т.е. определенная "делиберализация" образования16.
9 - OECD Database - www1.oecd.org/els/education.
10 - Исследование TIMSS. Результаты - Центр оценки
качества образования М., 2001.
11 - "Поиск", N38, 22 сентября 2000 г.
12 - Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации - 2001. М.,2002.
13 - Доклад о развитии человеческого потенциала
в России - 1999. M.,1999.
14 - Рассчитано по: OECD Database - www1.oecd.org/els/education;
Россия и страны мира 2000. M., 2001.; Отчет об исполнении государственного
бюджета РФ в 2000 г. - www.minfin.ru.
15 - Исследование TIMSS. Результаты - Центр оценки
качества образования М., 2001.
16 - Blue Paper on Education. Washington, 2001.
|