|
|
Что
происходит с российским образованием? |
|
Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ
|
Количество растет, а качество оставляет желать лучшего
Тенденции развития системы российского профессионального
образования в 90-е годы нельзя оценить однозначно. С одной стороны,
рост числа студентов ВУЗов во второй половине 90-х годов (табл.
3) "работает" на повышение образовательного потенциала
страны и свидетельствует о стремлении значительной части молодых
людей получить высшее образование. Немаловажно и то, что в условиях
значительного уровня безработицы, особенно высокого среди молодежи,
продолжение образования после школы служило своего рода социальным
компенсатором. Кроме того, более высокий уровень образования предоставлял
и лучшие возможности на рынке труда.
Таблица 3. Численность учащихся (студентов) в учреждениях
профессионального образования, тысяч человек
|
1990
|
1994
|
1997
|
2000
|
2000 в % к 1990
|
В учреждениях начального профессионального образования
|
1857
|
1699
|
1667
|
1679
|
90
|
В средних специальных учебных заведениях
|
2270
|
1923
|
2030
|
2361
|
104
|
В высших учебных заведениях
|
2824
|
2644
|
3248
|
4742
|
168
|
С другой же стороны, стремительный рост численности
студентов ВУЗов не может не вести к снижению качества подготовки
специалистов с высшим образованием. В первую очередь, это обусловлено
неоправданно быстрым ростом числа высших учебных заведений. Их количество
за последние 10 лет увеличилось почти в 2 раза (с 519 в 1991 году
до 965 в 2001 году); многие из них возникли, что называется, "на
пустом месте" и не имеют не только опыта, но и постоянного
штата преподавателей. Так, например, три четверти профессорско-преподавательского
состава негосударственных ВУЗов (а их количество составляет сейчас
более трети от общего числа высших учебных заведений страны) являются
совместителями. Сходная ситуация наблюдается и в филиалах государственных
вузов, число которых выросло за десятилетие в несколько раз и составляет
сейчас более 1200. При очевидной нехватке в стране квалифицированных
профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых
(исключая уголовное право) дисциплинах количество окончивших ВУЗы
по этим специальностям только за последние пять лет выросло более
чем в 2 раза; при этом соответствующие факультеты были открыты в
последние годы в большинстве ВУЗов, в том числе тех из них, которые
раньше вообще не занимались подготовкой специалистов данного профиля.
На качество подготовки специалистов с высшим образованием
не могло не повлиять и существенное увеличение в последние годы
доли обучающихся на заочных отделениях ВУЗов. Так, в 1994 году на
заочных отделениях обучались 30% всех студентов, а к 2001 году этот
показатель вырос до 41%. Рост числа заочников в значительной степени
был обусловлен ростом обучавшихся по престижным экономическим и
юридическим специальностям.
К настоящему времени прием в ВУЗы на условиях платного
обучения превысил прием на обучение, финансируемое из государственного
бюджета. При приеме на платное обучение конкурс на вступительных
экзаменах составляет менее двух человек на место и имеет тенденцию
к снижению. Это означает, что в ВУЗы могут поступить все абитуриенты,
способные заплатить за обучение, в том числе с низким уровнем базовой
подготовки. Учитывая снижение качества общего образования, это также
ведет к дальнейшему снижению качества высшего профессионального
образования.
|