Rambler's Top100

№ 83 - 84
7 - 20 октября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Что происходит с российским образованием?

Былые достижения и проблемы

Куда продвигалось наше образование в 90-е годы

Проблемы у российской школы – как у американской

Количество растет, а качество оставляет желать лучшего

Какие «сигналы» дает рынок труда?

Реформирование сферы образования – мифы и реальность

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Антонио Манчини. Бедный школьник.  Antonio Mancini.The Poor Schoolboy (1876) Что происходит с российским образованием?

Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ

Количество растет, а качество оставляет желать лучшего

Тенденции развития системы российского профессионального образования в 90-е годы нельзя оценить однозначно. С одной стороны, рост числа студентов ВУЗов во второй половине 90-х годов (табл. 3) "работает" на повышение образовательного потенциала страны и свидетельствует о стремлении значительной части молодых людей получить высшее образование. Немаловажно и то, что в условиях значительного уровня безработицы, особенно высокого среди молодежи, продолжение образования после школы служило своего рода социальным компенсатором. Кроме того, более высокий уровень образования предоставлял и лучшие возможности на рынке труда.

Таблица 3. Численность учащихся (студентов) в учреждениях профессионального образования, тысяч человек

 

1990

1994

1997

2000

2000 в % к 1990

В учреждениях начального профессионального образования

1857

1699

1667

1679

90

В средних специальных учебных заведениях

2270

1923

2030

2361

104

В высших учебных заведениях

2824

2644

3248

4742

168

С другой же стороны, стремительный рост численности студентов ВУЗов не может не вести к снижению качества подготовки специалистов с высшим образованием. В первую очередь, это обусловлено неоправданно быстрым ростом числа высших учебных заведений. Их количество за последние 10 лет увеличилось почти в 2 раза (с 519 в 1991 году до 965 в 2001 году); многие из них возникли, что называется, "на пустом месте" и не имеют не только опыта, но и постоянного штата преподавателей. Так, например, три четверти профессорско-преподавательского состава негосударственных ВУЗов (а их количество составляет сейчас более трети от общего числа высших учебных заведений страны) являются совместителями. Сходная ситуация наблюдается и в филиалах государственных вузов, число которых выросло за десятилетие в несколько раз и составляет сейчас более 1200. При очевидной нехватке в стране квалифицированных профессорско-преподавательских кадров в экономических и правовых (исключая уголовное право) дисциплинах количество окончивших ВУЗы по этим специальностям только за последние пять лет выросло более чем в 2 раза; при этом соответствующие факультеты были открыты в последние годы в большинстве ВУЗов, в том числе тех из них, которые раньше вообще не занимались подготовкой специалистов данного профиля.

На качество подготовки специалистов с высшим образованием не могло не повлиять и существенное увеличение в последние годы доли обучающихся на заочных отделениях ВУЗов. Так, в 1994 году на заочных отделениях обучались 30% всех студентов, а к 2001 году этот показатель вырос до 41%. Рост числа заочников в значительной степени был обусловлен ростом обучавшихся по престижным экономическим и юридическим специальностям.

К настоящему времени прием в ВУЗы на условиях платного обучения превысил прием на обучение, финансируемое из государственного бюджета. При приеме на платное обучение конкурс на вступительных экзаменах составляет менее двух человек на место и имеет тенденцию к снижению. Это означает, что в ВУЗы могут поступить все абитуриенты, способные заплатить за обучение, в том числе с низким уровнем базовой подготовки. Учитывая снижение качества общего образования, это также ведет к дальнейшему снижению качества высшего профессионального образования.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most