|
|
Что
происходит с российским образованием? |
|
Над темой номера работал Анатолий СУВОРОВ
|
Куда продвигалось наше образование в 90-е годы
В 90-е годы проблемы, доставшиеся в наследство от советской
системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно
новые проблемы, не существовавшие ранее или успешно решенные советской
властью.
Объемы государственного финансирования российского образования
в 90-е годы значительно сократились. При этом тенденция к снижению
показателя расходов на образование, как % от ВВП, отличала РФ не
только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной
экономикой (табл. 1 и 2). Увеличение доли государственных расходов
на образование в ВВП, позволило большинству этих стран почти не
сократить расходы на образование в сопоставимых ценах в период экономического
спада, сопровождавшего реформирование экономики. В большинстве этих
стран средняя заработная плата работников образования не упала ниже
уровня средней заработной платы занятых в экономике.
Таблица 1. Некоторые показатели финансирования системы
образования Российской Федерации в 1991-2000 годы
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Государственные расходы на образование:
|
в % к ВВП
|
3,6
|
4
|
4,5
|
4,5
|
3,7
|
3,9
|
4,5
|
3,7
|
3,2
|
3
|
в сопоставимых ценах (1991=100)*
|
100
|
62
|
65
|
64
|
45
|
45
|
52
|
38
|
43
|
48
|
Средняя заработная плата в образовании:
|
В % к средней по экономике
|
71
|
62
|
68
|
69
|
65
|
70
|
65
|
63
|
58
|
54
|
в % к величине прожиточного минимума
|
|
176
|
174
|
156
|
104
|
133
|
133
|
114
|
88
|
85
|
*Рассчитано методом дефлятирования издержек по статьям бюджетной
классификации расходов
Таблица 2. Некоторые показатели финансирования образования
в период экономического спада в европейских странах с переходной
экономикой *
|
1989
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
Расходы на образование в % к ВВП:
|
Болгария
|
5
|
6
|
5,2
|
6,5
|
6,4
|
5,7
|
Венгрия
|
5,1
|
5,5
|
5,9
|
6,2
|
6,3
|
6,8
|
Польша
|
3,6
|
4,9
|
4,5
|
4,7
|
4,7
|
4,7
|
Словакия
|
5,1
|
5,4
|
5,8
|
6,2
|
5,5
|
|
Чехия
|
4,9
|
6
|
5,7
|
6,9
|
6,9
|
5,5
|
Расходы на образование в сопоставимых ценах (1990=100):
|
Болгария
|
|
100
|
76
|
89
|
81
|
64
|
Венгрия
|
|
100
|
98
|
106
|
104
|
107
|
Польша
|
|
100
|
86
|
92
|
124
|
99
|
Словакия
|
|
100
|
94
|
93
|
82
|
|
Чехия
|
|
100
|
82
|
93
|
93
|
76
|
Средняя заработная плата в образовании в % к средней
заработной плате в экономике:
|
Польша
|
106
|
120
|
106
|
101
|
101
|
99
|
Словакия
|
130
|
130
|
106
|
110
|
98
|
|
Чехия
|
|
|
|
122
|
123
|
|
*См. Trends in Education Access and Financing during the Transition
in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper N 371.
Washington,1997.
В Российской Федерации падение реальных расходов на
образование в 90-е годы носило обвальный характер. Средняя заработная
плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом
имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно
ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных
учреждений. Уровень технической оснащенности школ сократился, например,
в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации
общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится
сейчас в среднем на 500 учащихся8. Резко сократился ввод в действие
новых объектов системы образования (рис. 1). Значительная часть
зданий образовательных учреждений требуют в настоящее время капитального
ремонта или находятся в аварийном состоянии.
Рисунок 1. Ввод в действие объектов системы образования
в Российской Федерации, в % к 1990 году
Одной из основных негативных тенденций в системе образования
России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности
разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого
образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской
и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного
образования детьми из семей с разным уровнем доходов.
Среди основных причин роста дифференциации в системе
образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности
финансирования большинства образовательных учреждений на уровень
местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного
бюджета РФ в 2000 году на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты
субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных
различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности
образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась
концепция либерализации образования, в том числе децентрализации
управления, расширения многообразия организационно-правовых форм
образовательных учреждений, предоставления "свободы выбора"
форм и видов обучения.
8 - Федеральная программа "Развитие единой
образовательной информационной среды на 2001-05 гг." (проект)
- Народное образование , 2001, N 1.
|