Россияне распробовали мясные деликатесы и сыры
За три года в бюджете среднестатистической российской семьи доля
расходов на питание дома и вне дома выросла с 28-29% до 31-32%,
сообщили "НГ" в холдинге "Ромир". Оценивать
эти цифры можно по-разному. Взгляд условного пессимиста: чем ниже
у семьи доходы, тем большая их часть направляется на еду, ведь и
цены не стоят на месте. И доля 30%, по мнению части экспертов, это
существенно. Взгляд оптимиста: покупатели, по замечанию других экспертов,
стали чаще себя баловать, позволяя себе в том числе больше мясных
деликатесов и сыров, а также посещение заведений общепита. Отсюда
и рост затрат. В итоге многое зависит от уровня жизни конкретной
семьи.
Исследовательский холдинг "Ромир" разработал методику
расчета индекса благосостояния - показателя, по которому можно судить
о доле затрат домохозяйств на продукты питания в структуре всех
расходов семьи. В январе 2024 года индекс составил около 30%.
Это значит, что среднестатистическая российская семья в течение
месяца почти каждый третий рубль из своего бюджета тратила на продукты
питания - важное уточнение: на питание как дома, так и вне дома.
Если же брать период последних трех лет, то, как сообщила "НГ"
исполнительный директор "Ромир" Инна Караева, доля затрат
на еду увеличилась, но незначительно: так, по экспертным данным,
в 2021 году она в среднем находилась на уровне 28-29% от общего
семейного бюджета, а в 2023 году этот показатель вырос до уровня
31-32%.
Дополнительные детали в эту картину привносит другое исследование
- аналитического центра НАФИ. Там приводятся данные совокупно за
два последних года: "Средние траты россиян на продукты питания
за два года выросли на 4,5 тыс. руб. в месяц - до 21,1 тыс. руб.".
Другими словами, продуктовые расходы подскочили в среднем примерно
на 27% при накопленной инфляции за 2022-2023 годы около 20%. Из
чего следует, что траты на продукты росли не только из-за повышения
цен, хоть оно, бесспорно, было ощутимым, но и из-за того, что люди
в принципе стали больше покупать товаров.
Итак, потребительский рынок РФ становится еще одним полем для столкновения
друг с другом условных пессимистов и оптимистов: многое зависит
от того, что и с чем мы сравниваем, интерпретируя полученные цифры.
Например, как пояснила "НГ" руководитель отдела макроэкономического
анализа компании "Финам" Ольга Беленькая, обычно доля
расходов домохозяйств на питание находится в обратной зависимости
к уровню доходов - "чем ниже доходы, тем большая их часть уходит
на еду". Продукты питания покупаются в ущерб каким-то иным
потребностям и желаниям, от которых проще отказаться.
"По данным Росстата, в 2022 году 10% домохозяйств с наименьшим
уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов тратили на продукты
питания 48% в структуре своих расходов, а 10% наиболее обеспеченных
домохозяйств, наоборот, тратили на еду лишь 20% от общего размера
потребительских расходов", - сообщила Беленькая.
Кроме того, как уточнила эксперт, по статистике Еврокомиссии (последние
данные относятся к 2021 году), "средняя доля расходов на продукты
питания в Евросоюзе составляла 14,3%, при этом максимальная доля
- около 20% - отмечалась в восточноевропейских странах: в Румынии,
Литве, Эстонии, Болгарии, Польше, Словакии".
И одновременно с этим, как сообщает холдинг "Ромир" в
материалах исследования, страна, в которой доля затрат семей на
продукты питания в общей структуре доходов составляет от 30 до 40%,
относится к среднему уровню благосостояния со "сравнительно
обеспеченным населением". Если на еду уходит от 20 до 30% семейных
бюджетов, то это уже уровень выше среднего с "достаточно обеспеченным
обществом".
Еще варианты: затраты на уровне 40-50% свидетельствуют об удовлетворении
основных потребностей, но не более того; доля затрат, превышающая
60%, - характеристика крайне бедного населения, а не дотягивающая
до 20% - наоборот, богатого.
Между тем, если при анализе потребительских расходов учесть еще
и успехи общепита, то это сразу и заметно меняет всю ситуацию, если
не сказать - искажает ее.
"В физическом выражении оборот кафе и ресторанов за последние
три года увеличился весьма существенно - в 1,5 раза", - сообщила
Беленькая.
Индекс благосостояния в процентах: какая доля семейного бюджета
в среднем тратится на продукты питания. Источник: "Ромир"
"Даже с учетом провала пандемийного 2020 года рост
к уровню 2019 года составляет около 18%. То есть можно сказать,
что люди стали больше пользоваться услугами общепита. Отчасти это
компенсация сжатия выездного туризма и следствие расширения внутреннего
туризма", - пояснила Ольга Беленькая.
"Отмечен рост аудитории и среднего чека в ресторанах и кафе,
позитивную динамику показали развлекательные заведения с точки зрения
продажи билетов и увеличения числа посетителей", - продолжила
Караева. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) к этому
добавили, что еще одним выраженным трендом 2023 года стало "развитие
предложений и концепций общепита в крупных торговых сетях в ответ
на растущий запрос потребителей на готовые блюда". "Очень
популярными стали небольшие кафе в супермаркетах", - подтверждает
доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко.
В итоге, как говорит Караева, "безусловно, рост цен дает о
себе знать". И даже попытки россиян применить различные стратегии
экономии полностью от инфляционного удара не защищают. Но одновременно
с этим покупатели действительно стали больше покупать продуктов
- по словам Караевой, сказывается в том числе стремление буквально
побаловать себя. "В прошлом году мы фиксировали повышение спроса,
например, на мясные деликатесы", - привела пример эксперт.
Кстати, россияне, скажем так, "распробовали" не только
мясную продукцию, но и молочную. Среднедушевое потребление молочной
продукции в стране, по предварительным оценкам, выросло в 2023 году
на 3%, до 249 кг на человека в год, что стало максимумом за последние
28 лет и практически соответствует уровню 1995 года. Об этом накануне
сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Национального союза
производителей молока.
Увеличение спроса отмечается практически по всем видам молочной
продукции, "включая как традиционную цельномолочную группу,
так и молокоемкие виды продукции - сыры, сливочное масло".
А вот спрос на более дешевую продукцию - с растительными жирами
- снижается, уверили в союзе.
"Потребление продуктов за минувший год и с начала 2024-го действительно
растет, но не под влиянием цен - рост продаж наблюдается в натуральном
выражении практически по всем продовольственным категориям",
- подвел итог председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
По его словам, крупные ретейлеры за прошлый год увеличили продовольственный
ассортимент в среднем на 3%, что также стимулировало оживление потребительского
интереса и реального, очищенного от инфляции спроса.
Но среди россиян нашлись не только любители деликатесов. Дополнительный
нюанс: как сообщил Караваев, также с начала прошлого года наблюдается
растущий спрос на товары ЗОЖ-категории, что отражает повышенное
внимание потребителей к своему здоровью. На это же указала и Коваленко:
в настоящий момент многие пытаются уйти от вредной пищи и в своем
рационе использовать более качественные продукты питания.
Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 20 февраля
2024 года