Вперед, в прошлое: школ в России стало меньше,
чем церквей
Росстат опубликовал шокирующие данные: в России за 2023
год уволилось максимальное количество учителей - 193 тысячи. Одновременно
идет ликвидация школ в сельской местности. На сегодня школ в РФ
уже меньше, чем церквей. Как остановить развал системы образования?
В селе Новокалманка Усть-Калманского района Алтайского края - ЧП.
Местные жители воюют за то, чтобы отстоять сельскую школу. Противостояние
с районными и краевыми чиновниками зашло так далеко, что люди готовы
перекрыть трассу и рыть окопы вокруг единственной школы на селе. ЧП районного масштаба. Причина - школа
Школа в Новокалманке - центр. Из-за того, что в ней учатся дети,
местные не уезжают и остаются на селе. Но школа попала под кампанию
по "оптимизации" малокомплектных сельских школ.
"Селяне вообще не понимают, что творится, - написала в "НИ"
жительница Бийска Ольга Голубева. - В царские времена на церковно-приходские
школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили
не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в ум не пришло
закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Мать рассказывала:
в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях
газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз
обнищала? Позакрывали школы, умертвили этим села - и довольны! Да
хоть бы подумали: у кого школу отнимаем? У самого безобидного, безропотного
и обделенного судьбой деревенского паренька".
В этой истории как в капле воды отразились все проблемы российского
образования. Подушевое финансирование, оптимизация, обнищание российских
учителей. На сегодня в 75 регионах России оклады учителей ниже МРОТ.
"Приходится придумывать, как преподавать новый предмет под
названием "ОДНКНР" и новый вариант ОБЖ, программ для которых
нет. В историю, литературу и другие предметы в срочном порядке были
внесены изменения. Никто не отменял ВПР. Растет число школ, которые
должны участвовать в PISA. Число воспитательных мероприятий занимает
нередко до трети учебного времени, как можно успеть при этом освоить
образовательную программу? И это при том, что у учителя 2 ставки
и даже больше, чтобы хоть как-то свести концы с концами", -
рассказывает учитель истории из села Таремское Нижегородской области
Александр Казаков.
Профсоюз "Учитель" провел мониторинг окладов
учителей, установленных правительствами регионов. Сравнение проводилось
с уровнем МРОТ в 19 242 ?, который вступил в силу 1 января 2024
года. И вот результат: менее половины МРОТ зарабатывают около 40%
учителей, подавляющее число которых - сельские.
В России в 2023 году уволилось максимальное за 7 лет количество
учителей - 193 тысячи - это данные Министерства просвещения РФ.
Стоит учитывать то, что официальная российская статистика однозначно
преуменьшает раз в 10 реальные данные. Но ничего в этом удивительного
нет: за такие копейки учителя в РФ не могут позволить себе закрыть
вопрос даже собственного пропитания.
Под ударом - небольшие школы
Причина сокращения школ прежде всего в подушевой системе финансирования
образования. Она повсеместно действует в России с 2006 года. Если
в школе остается 30 детей, ее позволено "оптимизировать"
- то есть сделать филиалом более крупного учреждения образования.
Это ведет к сокращению, то есть один школьный учитель-универсал
разом обучает всех и всему с 1 по 11 класс. Также в случае "недобора"
школу разрешается и вовсе закрыть. Так чаще всего и происходит.
В среднем сегодня в сельских школах обучается в четыре с лишим раза
меньше детей, чем в школах городских: 166 учеников против 500-700.
Различие в материально-технической базе у сельских и городских школ
колоссальное.
Большинство зданий - деревянные, неблагоустроенные. Более 15% сельских
школ не оборудованы теплыми туалетами.Такие школы есть и в горных
районах Кавказа, и на Дальнем Востоке, и в центрально-европейских
регионах.
"Сокращение сельских школ недопустимо, они архиважны, - считает
заслуженный учитель РФ, директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург.
- Это своего рода культурные центры на селе. Иногда - градообразующий
фактор. Если школа закрывается - люди уезжают. Школа в населенном
пункте - это демографический и политический фактор. Известны случаи,
когда детей отдавали в интернаты, только чтобы они были поближе
к хорошей школе. Ради образования детей родители готовы на многое".
- "В начале 90-х происходило укрупнение школ, в итоге родители
вместе с детьми мигрировали туда, где была школа. В 90-х годах я
был на одном семинаре в Финляндии, и когда там узнали про нашу программу
оптимизации и укрупнения школ, воскликнули: "Что вы творите?".
Дело в том, что в Финляндии были аналогичные процессы, и когда дети
уезжали, а население алкоголизировалось: пропал сдерживающий фактор.
Сельские школы может возродить программа "земский учитель",
когда выезжающему на село педагогу выплачивают миллион. Также надо
с умом подходить к подушевому финансированию, чтобы оно не уничтожало
наше образование", - резюмировал Евгений Ямбург.
Как сообщил "НИ" сопредседатель межрегионального профсоюза
педагогических работников, преподаватель права Всеволод Луховицкий,
президент дал поручение СПЧ разработать меры по улучшению финансирования
школ и оплате учителей. Однако, на реализацию этого уйдет время,
а пока есть опасение, что сельские школы будут продолжать закрываться… Вымирание деревень начинается с закрытия школы
Сокращение числа сельских учителей приводит к тому, что качество
образования на селе снижается. Результаты итоговой государственной
аттестации выпускников 9-х и 11-х классов показывают, что учащиеся
сельских школ показывают более низкие результаты, чем их сверстники
из городских школ. Последствия этого бывают печальными. Так, в Перми
закрыли одну из школ из-за низкого балла ЕГЭ, хотя на тот момент
там обучалось 109 детей. Родители узнали о закрытии за 10 дней до
1 сентября…
Отстают сельские школы и по уровню цифровизации. В 2020 году, когда
образовательные учреждения закрывались на самоизоляцию из-за коронавируса,
сельские школы фактически встали, в то время как их сверстники из
городов продолжали образовательный процесс в дистанционном формате.
"Убывание и вымирание деревень началось еще в 90-е годы одновременно
с сокращением и укрупнением сельских школ, - рассказывает председатель
Наблюдательного совета Института демографии Юрий Крупнов. - Сеть
сельских поселений сокращалась, школы соответственно закрывались.
Сейчас мы пожинаем плоды этого. Я знаю, что в некоторых деревнях
зазывают мигрантов, чтобы за счет их детей пополнялись школы. Если
не хватает учителей - детей переводят на онлайн-обучение, которое
намного хуже обычного. В Нечерноземье происходит опустынивание -
вслед за закрытием школ люди уезжают. На сегодня по сути не решается
вопрос с малокмплектными школами, которых на селе большинство. Нет
и генерального плана расселения. Вот так и вымирает Россия". Вместо школы - церковь
Депутат Госдумы Олег Смолин в своем блоге разместил данные Росстата
и РПЦ. Согласно этой статистике, в России по сути происходит замещение
школ церковными учреждениями. Например, по состоянию на прошлый
год, церквей в России было 41,9 тыс., а школ - всего 39,9 тыс.
Согласно приведенным Смолиным данным, тенденция наблюдается
на протяжении почти трех десятилетий: с 2000 года в результате "оптимизации"
количество школ в России сократилось с 68 тысяч до 40 тысяч в 2022
году. В то же время количество церквей, наоборот, выросло - с 21
до 42 тысяч. Также было закрыто 54 000 детсадов.
Государство сегодня, судя по статистике, отдает предпочтение церковным
учреждениям. Бывший вице-мэр Москвы по градостроительству и депутат
Госдумы Ресин с 2011 года занимался массовой постройкой храмов в
столице, на эту программу потратили более 35 млрд рублей. В 2017
году проект раскритиковал патриарх Кирилл. Он заявил, что двухсот
храмов столице мало, они должны быть просторнее и главное, их должно
быть еще больше.
"Если так пойдет дальше - мы придем к системе церковно-приходских
школ, которые были в России в начале 20 века. То есть наше образование
вернется на век назад. Все это будет иметь очень опосредованное
отношение к образованию. Такие школы будут нести, пожалуй, единственную
функцию - экономии на образовании всеми возможными способами",
- считает учитель истории из села Таремское Нижегородской области
Дмитрий Казаков.
Ирина МИШИНА. Новые Известия, 13 февраля 2024
года