… о предложении
ужесточить наказание за отсутствие детских удерживающих устройств
в автомобиле
Штрафкапитал: отсутствие детского кресла может
стать поводом для эвакуации машины
Ужесточить наказание предлагают из-за роста числа
ДТП с участием несовершеннолетних
Перевозку детей без бустера или детского кресла предложили наказывать
не только штрафом, но и эвакуацией автомобиля на штрафстоянку. Соответствующие
поправки в КоАП разработали депутаты Госдумы и Национальный автомобильный
союз. В 2023 году число ДТП с участием детей выросло на 8% и достигло
17,2 тыс., 607 несовершеннолетних погибло. Это повод, чтобы ужесточать
борьбу с игнорированием правил перевозки детей, полагают авторы
инициативы. Эксперты согласились, что мера может быть действенной,
но необходимо создание инфраструктуры - чтобы ребенок не оказался
с родителем, машину которого забрали, на пустынной трассе в мороз.
Недетское наказание
Перевозка детей без специального удерживающего устройства - бустера
или кресла - может стать поводом для эвакуации автомобиля на штрафстоянку.
Соответствующий проект закона внес в Госдуму зампред комитета по
транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрий Григорьев,
в его разработке участвовал Национальный автомобильный союз (НАС).
Документ предлагает изменить статью КоАП о задержании и эвакуации
транспортного средства при нарушении правил эксплуатации. Сейчас
такие меры применяются к автомобилю, у которого, например, неисправна
тормозная система или если водитель пьян. Авторы законопроекта предлагают
добавить в эту статью и отсутствие детских кресел, следует из пояснительной
записки.
- Рост детской смертности в ДТП - это серьезная проблема, требующая
быстрого решения. Многие дети становятся жертвами именно по вине
собственных родителей, которые отказываются от покупки автокресел
для них, - рассказал "Известиям" Юрий Григорьев. - ГИБДД
выписывает в год сотни тысяч штрафов, но получив квитанцию, водитель
спокойно садится в машину и едет с ребенком дальше.
В 2023 году произошло 17,2 тыс. ДТП с участием детей (+8,4% к 2022-му),
в них погибло 607 несовершеннолетних (+11%), следует из данных Госавтоинспекции.
В 35% случаев гибели детей до 7 лет в машине не было специального
удерживающего устройства.
Перевозить детей с нарушением ПДД недопустимо, заявил "Известиям"
вице-президент НАС Антон Шапарин.
- А риск попадания на штрафстоянку заставит многих водителей купить
удерживающие устройства, которые гарантированно снизят риск травм
и смертельного исхода при аварии, - сказал он.
"Известия" направили в ГИБДД запрос с просьбой оценить
законопроект.
Сейчас за провоз детей без бустера или кресла предусмотрен штраф
в размере 3 тыс. рублей. Это нарушение длящееся - то есть человека
могут наказывать на каждом посту ГИБДД, и штраф будет суммироваться.
Согласно правилам дорожного движения, перевозить детей до семи лет
разрешено в специальных устройствах, соответствующих весу и росту
ребенка. С 7 до 12 лет можно использовать детские удерживающие устройства
или же ремни безопасности. С 12 лет кресло уже не требуется, но
только если рост ребенка не меньше полутора метров.
Поможет ли ужесточение снизить аварийность
За границей подобные меры в ряде стран уже введены, отметил член
Общественного совета МВД России Игорь Моржаретто.
- Мой знакомый в Канаде оказался в такой ситуации. Ему пришлось
оставить машину около полицейского участка и идти в магазин за детским
креслом, - рассказал он "Известиям". - А всё это время
его ребенок находился под присмотром офицера полиции в специальной
игровой комнате.
Но для подобной практики необходимо создание и соответствующей инфраструктуры
- чтобы ребенок не оказался с родителем, машину которого забрали,
на пустынной трассе в мороз.
- В крупных городах с реализацией этого предложения особых проблем
не возникнет, так как можно вызвать такси с детским креслом, чтобы
продолжить поездку, - отметил Игорь Моржаретто. - Но как быть, если
водителя, перевозящего ребенка без детского кресла, остановили где-нибудь
между Иркутском и Красноярском?
Кроме того, необходимо обеспечить и неотвратимость наказания за
нарушения правил перевозки детей, указал он.
- Сделать это при помощи камер невозможно: это может сделать только
сотрудник Госавтоинспекции, - подчеркнул Игорь Моржаретто.
Денежного штрафа недостаточно, чтобы искоренить проблему с отсутствием
детских фиксирующих устройств, полагает автомобильный эксперт, майор
ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
- Безответственный родитель думает, что быстренько доедет с ребенком
до магазина и ничего не случится. Но неважно сколько ехать - 10
или 30 минут. ДТП может произойти в любой момент, и детское кресло
поможет избежать летального исхода, - сказал "Известиям"
эксперт. - В 1990-х годах, конечно, с аварийностью было гораздо
хуже, детей погибало больше, но и кресла можно было найти не везде,
и стоили они для людей со средним достатком огромных денег.
Эксперт подчеркнул, что сейчас спецсредства доступнее и экономить
на безопасности собственных детей - высшая степень безответственности.
Ужесточение наказания за перевозку детей излишне, считает адвокат
движения "Свобода выбора" Сергей Радько. Так как ребенок
в машине без автокресла - это длящееся нарушение, то, получив 2-3
штрафа по 3 тыс. рублей, водитель точно пойдет и купит кресло для
ребенка, и никакой штрафстоянки не понадобится, полагает он.
Роман СОЛДАТОВ, Кирилл САЗОНОВ. Известия,
13 февраля 2024 года