Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1003 - 1004
17 октября - 30 октября 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" о демографических прогнозах Росстата
"Коммерсант" о разработке стратегии демографической безопасности
"РБК", "News.ru" и "Коммерсант" об ужесточении оборота препаратов для прерывания беременности
"Если быть точным" о подростковой рождаемости
"ТАСС" о балансе "работа-семья"
"Ведомости" о пособиях работающим матерям
"Независимая газета" и "Коммерсантъ" о низкой безработице и кадровом голоде
"Независимая газета" и "Новые известия" о работающих пенсионерах
"News.ru" о результатах пенсионной реформы
"Le Monde" об отъезде женщин и подростков из Украины
"Коммерсант" об отношении мигрантов к российскому законодательству

"Коммерсант" о борьбе с "резиновыми" квартирами
"News.ru" о переписях населения
"Коммерсант" о росте интереса к среднему специальному образованию
"Если быть точным" о Российском мониторинге экономического положения и здоровья населения
"Известия" о выявлении депрессии у пациентов с помощью МРТ
"Новые известия" о снижении расходов на модернизацию поликлиник
"Эксперт" о социально-экономическом и демографическом развитии Китая
"РБК" об экономико-демографическом положении сектора Газа и Израиля
"РБК" о нобелевской премии 2023 по экономике
"РБК" о жертвах атак ХАМАС

об ужесточении оборота препаратов для прерывания беременности

Минздрав ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности

Минздрав внес препараты для прерывания беременности в список подлежащих учету
Минздрав внес препараты для прерывания беременности - мизопростол и мифепристон - в перечень средств, подлежащих предметно-количественному учету. В ведомстве отмечали, что это не снизит доступность средств экстренной контрацепции
Минздрав России внес препараты мизопростол и мифепристон, используемые для прерывания беременности, в список лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету. Соответствующий приказ министерства опубликован на интернет-портале правовой информации.
Всего в списке лекарственных средств, подлежащих учету, свыше 130 наименований. Среди них: диазепам, кетамин, кокаин, морфин, псевдоэфидрин, фентанил, пчелиный яд, хлороформ и др.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, говорится в документе.
Минздрав предложил внести препараты для прерывания беременности в список подлежащих учету в июле. Ведомство тогда отметило, что в аптеках их могут отпускать без рецепта, несмотря на риски осложнений при приеме. До этого министр здравоохранения Михаил Мурашко объяснил необходимость контроля оборота за такими лекарствами "злоупотреблениями по этому направлению".
Главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава России Наталия Долгушина пояснила, что внесение мизопростола и мифепристона в перечень предметно-количественного учета не снизит доступность средств экстренной контрацепции. "В качестве экстренной контрацепции рекомендовано применять левоноргестрел, комбинированные оральные контрацептивы, а также установку внутриматочного контрацептива", - отметила она.
Медикаментозное прерывание беременности проводится на сроках до шести-семи недель. Использующиеся для этого препараты вызывают отторжение плодного яйца и провоцируют выкидыш. Такой аборт не советуют проводить самостоятельно и рекомендуют обращаться за консультацией к гинекологам. Препараты подобного рода, как правило, в аптеках отпускают по рецепту.
Из августовского опроса ВЦИОМа следовало, что большинство россиян поддерживают госрегулирование вопроса абортов, однако предложение ограничить продажу препаратов для прерывания беременности не пользуется высокой популярностью. Так, почти половина респондентов (47%) полагают, что государство должно принимать меры по предотвращению абортов (еще год назад так думали 36%). Против вмешательства государства в такие вопросы сегодня выступают 39% (в 2022 году так считал 51%).
Больше других поддерживают госрегулирование абортов мужчины (51%), россияне с неполным средним образованием (64%) и жители села (63%). Определенно против государственного регулирования абортов выступают, как правило, женщины (43%), молодежь до 25 лет (62%), жители обеих столиц (49%), активные пользователи интернета (46%), а также те, у кого нет детей (48%).
Также опрос показал, что 55% россиян выступают против инициативы Минздрава ограничить продажу препаратов для прерывания беременности, включив их в перечень предметно-количественного учета. Поддерживают инициативу 35%.

Илья ПЛАМЕНЕВ. РБК, 4 октября 2023 года

Если отговорили делать аборт, то платите алименты!

Минздрав ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности. В список предметно-количественного учета попали мизопростол, мифепристон и циклопентолат. К чему все это может привести?
Аборты - табу?
Аборты - довольно болезненная тема для нашей страны. Многие люди до сих пор подвержены различным стереотипам: "потом родить не сможешь", "жить будешь меньше", "о ребеночке подумай, он-то жить хочет". Но я считаю, люди, которые отговорили делать аборт беременную женщину, должны платить ей потом алименты.
Более жесткий контроль за препаратами для прерывания беременности тоже не лучшее решение. Ведь не всегда контрацепция может помочь, и риск случайных беременностей всегда остается. А если не будет доступных способов прервать нежелательную беременность, то мы можем получить нестабильную "ячейку общества", которая не будет жить на благо обществу.
Как правило, в таких ситуациях дети растут без любви и становятся либо озлобленными, либо апатичными. А родители только и думают о том, чтобы их чадо свалило из родительского гнезда как можно скорее. Еще хуже, если беременная женщина попробует прервать беременность в немедицинских условиях. Например, послушает советов своих подружек или бабушек-повитух. В таком случае риск смерти резко возрастает. И мы получаем вместо потенциальной здоровой и любящей семьи в будущем, два трупа в настоящем.
Почему аборты - это признак здорового общества
Даже не затрагивая тему абортов после изнасилований (а в некоторых странах и они под запретом), подумайте - а нужно ли вообще заставлять рожать женщину, которая забеременела по неопытности. Нежеланный ребенок - это не лучшая идея. Некоторые политики говорят про демографию, но на опыте других стран мы можем видеть, что запрет на аборты лишь увеличивает количество неудачных операций на дому. И число смертей среди беременных.
Как мы можем поспособствовать снижению нежелательных беременностей
Все не так страшно. Если не хотите бороться с абортами, то лучший способ для этого - появление в школах сексуального образования. Нет, совсем не такого, каким нам его рисуют некоторые утрированные американские сериалы. Нет ничего бескультурного в том, чтобы объяснить подросткам, что такое контрацепция и для чего она нужна. Ведь остальные детали подростки и так успевают изучить сами.
И крайне нежелательно запрещать или ужесточать оборот любых методов контрацепции, чем, увы, и занимается сейчас Минздрав. Важнейшая цель в воспитании - оградить ребенка от серьезных ошибок, которые могут сломать ему жизнь, и рождение нежеланного ребенка явно входит в их число. Не поддавайтесь стереотипам и не бойтесь сделать жизнь лучше. И свою, и ребенка. Желанного.

Андрей ЗАХАРОВ. News.ru, 4 октября 2023 года

Препарат закрыт на учет

Минздрав издал приказ о контроле за средствами для медикаментозного аборта
Минздрав опубликовал приказ №459н об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ). В список попали препараты мифепристон и мизопростол, используемые для медикаментозного аборта. Эксперты говорят, что применение этих абортивных препаратов и раньше строго контролировалось. Проблема, по их мнению, в том, что в приказе не указана дозировка, и под ПКУ могут попасть лекарства для лечения миомы матки и экстренные контрацептивы, содержащие мифепристон. В Минздраве настаивают, что учет коснется только препаратов для прерывания беременности.
Как рассказывал "Ъ", проект обновленного перечня стал доступен для общественного обсуждения в середине июля. Всего в списке лекарственных средств, подлежащих учету, свыше 130 наименований - например, диазепам, кетамин, кокаин, морфин, псевдоэфедрин, фентанил, пчелиный яд, хлороформ. Среди прочего ведомство решило добавить туда препараты для медикаментозного аборта: мифепристон и мизопростол. Это произошло на фоне дискуссии "Единой России" о способах улучшения демографии в стране и заявления министра здравоохранения Михаила Мурашко о необходимости "жесткого контроля" таких препаратов. Документ вступит в силу с апреля 2024 года. Кроме того, ведомство обещает рассмотреть предложение ряда депутатов о запрете абортов в частных клиниках.
Несмотря на протесты профсообщества, о которых писал "Ъ", в приказе нет никаких указаний на дозировку лекарств, требующих ПКУ. При этом мифепристон в дозировке 50 мг используется также для лечения миомы матки, на его основе производятся и некоторые экстренные контрацептивы. И хотя ранее министр Михаил Мурашко заверил, что ограничения будут касаться только средств для аборта, а не для экстренной контрацепции, из документа следует, что под усиленный контроль попадут все препараты с содержанием мизопростола и мифепристона.
Главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава России Наталия Долгушина заявила, что новые правила отпуска препаратов для медикаментозного аборта не повлияют на их доступность.
По ее словам, в медицинских организациях работа с такими средствами отлажена и не вызывает каких-либо проблем. "Препараты для медикаментозного аборта могут быть опасны при самостоятельном применении. Именно поэтому их перевод на препаратно-количественный учет совершенно оправдан,- сказала госпожа Долгушина.- Мера направлена на сохранение здоровья женщин, так как для профилактики осложнений медикаментозного аборта необходимы консультация и назначение врача".
Впрочем, в профессиональном сообществе есть и иное мнение. Ранее "Ъ" рассказывал об опросе, проведенном среди 1,6 тыс. врачей профессиональным сервисом "Справочник врача". Как оказалось, 59% опрошенных медиков выступили против ограничения свободной продажи препаратов для прерывания беременности. Врачи считают, что это приведет к росту криминальных абортов, всплеску "медицинского туризма" и большому проценту отказа от детей. "Ъ" обратился к нескольким гинекологам с просьбой прокомментировать опрос, но все они отказались, заявив, что тема имеет "политический контекст". Один из экспертов на условиях анонимности сказал, что "полученные коллегами данные, вероятно, не в полной мере отражают истинную позицию врачей, поскольку ответ опытного врача сложнее и не всегда однозначный". Собеседник "Ъ" также отметил, что любой запрет на оборот лекарственных средств постепенно смещает продажи препаратов в теневой сектор. В итоге статистика искажается, и решения, влияющие на демографическую политику страны, принимаются на основе неверных данных. Гинеколог напомнил, что позиция ВОЗ не исключает свободного оборота препаратов для медикаментозного прерывания беременности. При этом особое внимание уделяется полноценному информированию пациенток, приобретающих препарат, о рисках и действиях при осложнениях.
Заместитель гендиректора компании AlphaRM (специализируется на исследованиях фармотрасли) Татьяна Ковальчук подчеркнула: препараты для прерывания беременности и так используются "исключительно в клиниках" - они уже рецептурные и приобретаются по назначению. А изменения проявятся лишь в том, что теперь для них будут использовать специальные бланки. Ажиотаж вокруг мифепристона и мизопростола не понимает и акушер-гинеколог, специалист общественного здравоохранения и здоровья, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева. По ее словам, они и так были подучетными:
"Их все равно нельзя купить в аптеке ни по рецепту, ни без рецепта. Их покупают клиники, как частные, так и государственные. И в них проводят аборт под контролем врача, упаковки не выбрасываются, все это регистрируется. То есть вместо строгого учета препарата решили учет сделать еще строже".
Впрочем, директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов говорил "Ъ", что препараты мизопростола и мифепристона в дозировках, предназначенных для прерывания беременности, все же продаются в аптеках, хоть и в незначительном количестве - не более 2-3% от общих объемов (порядка 23-25 тыс. упаковок в год). По его словам, они могут применяться как для проведения аборта в домашних условиях, так и для "серых" клиник, которые делают аборты неофициально.
Любовь Ерофееву беспокоит, что в приказе нет обозначения дозировки, а это значит, что под учет попадают и препараты для лечения миомы матки и экстренной контрацепции: "Так как аптеки - это частные предприятия, там есть владельцы, а коль скоро это так и персонала, чтобы заполнять дополнительные бумаги, им недостаточно, то они просто не будут закупать эти препараты. Под сурдинку можно и другие экстренные контрацептивы запретить". Она обращает внимание, что даже в католических западных странах, как, например, Ирландии, за последние 25 лет барьеры в отношении прерывания нежелательной беременности были сняты, а в России с 2011 года "идет откусывание кусочков прав женщин". При этом число абортов в России, отмечает она, и так низкое в сравнении с общемировой статистикой, а рожают российские женщины больше, чем гражданки Польши, где искусственное прерывание беременности запрещено.
Отметим, по данным Минздрава, в 2022 году в России был проведен 395 201 аборт - на 4% меньше, чем в 2021-м. В целом с начала 1990-х число абортов в стране неуклонно снижается - в среднем на 6% в год, и сейчас показатель более чем пятикратно ниже уровня 1990 года.

Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсант, 5 октября 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.