Rambler's Top100

№ 609 - 610
8 - 21 сентября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сиротство в России

Введение

Законодательные рамки сиротства

Без попечения родителей…

Семейные формы устройства детей

Динамика сиротства с 2000 года

Лишение родительских прав и восстановление в них

От детского дома к семье

Проблема вторичного сиротства

Денежные выплаты и услуги для сирот и приемных родителей

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сиротство в России

Над темой номера работали

Светлана БИРЮКОВА

Мария ВАРЛАМОВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Денежные выплаты и услуги для сирот и приемных родителей

Необходимым условием переориентации действующей системы опеки и попечительства на семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление поддержки принимающим семьям, как в материальной форме, так и в форме услуг. Система денежных трансфертов, адресованных детям-сиротам и принимающим их семьям, в последние годы претерпела некоторые изменения. Детям, потерявшим родителей, выплачивается трудовая или социальная пенсия по потере кормильца. Пенсия выплачивается до 18 или не более чем до 23 лет в случае обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов[21]. Итоговый размер трудовой пенсии рассчитывается исходя из суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, вычисленного по состоянию на день его смерти, и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Базовый размер пенсии в 2013 году составлял 3610,31 рубля (56% прожиточного минимума)[22]. Средний размер пенсии, выплачиваемой детям-сиротам, как правило, выше величины прожиточного минимума (ПМ) ребенка за счет высокой базовой компоненты. Социальная пенсия назначается на те же сроки, если у умерших родителей вообще отсутствовал трудовой стаж[23]. До 2010 года размер социальной пенсии по случаю потери кормильца соответствовал 100% базовой части трудовой пенсии по инвалидности, в настоящее время ее величина устанавливается в твердом размере. За период с 2005 года по 2013 год размер социальной пенсии, назначаемой ребенку-сироте, вырос с 1800 рублей (62,2% ПМ ребенка) в 2005 году до 6550 рублей (101,8% ПМ) в 2013 году.

Одним из позитивных результатов реформы выплат для семей с детьми, проведенной в 2007 году, стало введение единовременного пособия при передаче ребенка в семью в размере, равном величине единовременного пособия при рождении ребенка. В настоящее время единовременная выплата усыновителям детей-инвалидов, детей в возрасте старше 7 лет, а также кровных братьев и сестер составляет 100 тыс. рублей.

Ряд выплат по поддержке доходов детей-сирот регулируется региональным законодательством (включая размеры и условия предоставления) и финансируется из региональных бюджетов. При устройстве детей под опеку и попечительство и в приемную семью, лицам, заменяющим родителей, выплачивается ежемесячное вознаграждение. Кроме того, опекунские и приемные семьи могут получать ежемесячные выплаты на содержание детей. Размеры выплат и условия их предоставления дифференцированы в региональном разрезе[24]. С 2007 года на федеральном уровне установлены минимальные размеры вознаграждения приемного родителя (2500 рублей) и ежемесячных выплат на содержания ребенка (4000 рублей). Законом предусмотрена схема предоставления федеральных субсидий в том случае, если размеры региональных выплат установлены на уровне не ниже минимальной величины. Такой механизм должен стимулировать регионы повышать размеры предоставляемых пособий. Отметим, однако, что эти пороговые величины не пересматривались с 2007 года. Если в 2007 году минимальный размер содержания одного ребенка составлял 108,7% ПМ для детей, то по состоянию на конец 2012 года эта сумма покрывает только 62% ПМ. То же касается и размера оплаты труда приемных родителей, минимальная величина которого для получения федеральной субсидии в 2007 году составляла 166,7% размера МРОТ, а к 2012 году — всего лишь 48% МРОТ.

В число льгот, предоставляемых регионами, как правило, входят оказание единовременной или регулярной материальной помощи в денежной и натуральной форме, предоставление права на льготный или бесплатный проезд, организация отдыха и оздоровления и пр. Кроме того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право льготного поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования: они зачисляются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Необходимо отметить, что крайне важным, но намного менее развитым сегментом услуг являются услуги сопровождения. К ним относится также профессиональное психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, которое является одним из механизмов снижения уровня вторичного сиротства. Отдельного внимания заслуживает проблема дефицита услуг по проведению постинтернатной адаптации выпускников детских домов и других институциональных учреждений.


[21] Согласно статье 9, 73-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями на 27 июля 2010 года), статье 11, 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в ред. от 02.07.2013
[22] Здесь далее в абзаце приведены расчеты по данным Федеральной службы государственной статистики, используется величина ПМ ребенка по состоянию на IV квартал 2012 года.
[23] До 2010 года выплата социальной пенсии назначалась только до достижения ребенком возраста 18 лет.
[24] Так, например, в Москве размер ежемесячного содержания на детей, находящихся под опекой (попечительством), ежегодно устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины регионального ПМ для детей. В то же время, к примеру, в Волгоградской области ежемесячные выплаты на содержание ребенка назначаются в фиксированном размере и в 2013 г. составили 6364 руб. в месяц на ребенка в возрасте до 7 лет и 6983 руб. в месяц – на ребенка старше 7 лет. По отношению к региональному ПМ ребенка в 2013 г. эти выплаты составили, соответственно, 102,5% и 112,5%.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.