Rambler's Top100

№ 609 - 610
8 - 21 сентября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сиротство в России

Введение

Законодательные рамки сиротства

Без попечения родителей…

Семейные формы устройства детей

Динамика сиротства с 2000 года

Лишение родительских прав и восстановление в них

От детского дома к семье

Проблема вторичного сиротства

Денежные выплаты и услуги для сирот и приемных родителей

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сиротство в России

Над темой номера работали

Светлана БИРЮКОВА

Мария ВАРЛАМОВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Законодательные рамки сиротства

«Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами» (Конвенция о правах ребенка, статьи 20-21). «Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении» (статья 25).

Комитет ООН по правам ребенка рекомендует России: «…разработать всеобъемлющую стратегию и принять незамедлительные превентивные меры в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением и сокращения числа детей, проживающих в детских учреждениях, посредством, среди прочего, предоставления через соответствующие службы помощи и поддержки родителям и законным опекунам в осуществлении их обязанностей по воспитанию ребенка, в том числе в рамках мероприятий по просвещению, консультированию и реализации программ групповых занятий с родителями»; «…обеспечить, чтобы помещение детей в систему альтернативного ухода всегда оценивалось компетентными, многопрофильными властными структурами и чтобы подобная передача ребенка на воспитание производилась на самый непродолжительный срок и подлежала судебному пересмотру; …активизировать усилия, направленные на развитие традиционной системы обеспечения ухода за детьми и других форм осуществляемого на базе семьи альтернативного ухода, …а также… на укрепление потенциала учреждений по осуществлению попечительства и опеки (п. 39); «…разработать механизмы для проведения независимых общественных инспекций в детских учреждениях» (п. 46).

Рамки российской политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, определяются законодательными и нормативными актами[5], формирующими следующие направления деятельности социальных служб: первичная профилактика, вторичная профилактика, денежные выплаты и услуги для детей-сирот. Первичная профилактика социального сиротства направлена на предотвращение случаев социального и биологического сиротства методами раннего вмешательства с целью профилактики семейного неблагополучия. Вторичная профилактика возникает, когда факт социального или биологического сиротства уже состоялся, и направлена на создание возможностей по устройству ребенка-сироты в семью. Законодательная система Российской Федерации до сих пор уделяет существенно больше внимания вторичной профилактике и механизмам выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопросы опеки, попечительства, усыновления и лишения/ограничения родительских прав рассматриваются в четырех основных законодательных документах — Семейном кодексе (СК), законах № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Гражданском кодексе (с 29 по 41 статью), №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Постановлениях Правительства РФ. Задачи по первичной и вторичной профилактике социального сиротства обозначены также в Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятых в 2007-2008 годах, и включены в Концепцию государственной семейной политики России до 2025.

Существуют специальные программы как федерального, так и регионального уровня, направленные на профилактику социального сиротства. Примером федеральной программы является программа «Дети России», реализованная в 2007-2010 годах, в соответствии с подпрограммами которой был разработан комплекс мер по укреплению института семьи. Аналогичные программы действуют в регионах России. С 2013 года в 83 регионах действует общефедеральный проект партии «Единая Россия» - «России важен каждый ребенок», в 59 регионах реализуется проект «Крепкая семья».


[5] Наиболее важные нормативно-правовые документы: №223-ФЗ от 29.12.1995 «Семейный кодекс РФ», №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №44-ФЗ от 16.04.2001 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», №48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», №81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.