Численность иностранной
рабочей силы в России по отраслям экономики, тыс. чел. (стр.
21)
Отрасль
|
1994
|
2005
|
2006
|
2007
|
Строительство
|
58,4
|
272,1
|
414,1
|
692,2
|
Промышленность
|
29,0
|
48,7
|
72,2
|
122,2
|
Сельское хозяйство
|
20,7
|
33,4
|
72,6
|
111,0
|
Торговля
|
3,0
|
213,9
|
270,9
|
334,3
|
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что процессами трудовой миграции управляет не
миграционное законодательство, не система иммиграционного
контроля, не паспортно-визовая служба и даже не строгие административные
меры и жесткие штрафные санкции. Процессами трудовой миграции,
благодаря которым соединяются капитал и труд, рабочее место
и работник, находящиеся в разных странах или по крайней мере
в разных регионах, управляет рынок труда.
От спроса, который предъявляется на рынке труда
на трудовые ресурсы определенного количества и определенного
качества - с одной стороны, а также от того, может ли быть
удовлетворен этот спрос за счет ресурсов труда проживающих
на другой территории, т.е. от предложения рабочей силы, зависят
масштабы, объемы и направления трудовой миграции. Причем качество
трудовых ресурсов определяется не только уровнем квалификации,
полом, возрастом, но и готовностью продавать свой труд по
определенной цене, устраивающей работодателя, позволяющей
извлекать ему максимально возможную норму прибыли.
Стр. 36.
В условиях, когда более трех четвертей привлекаемых
иностранных работников приезжают в Россию из государств с
безвизовым порядком въезда, управление такими миграционными
потоками существенно осложняется и может быть успешным с точки
зрения социально-экономического развития только через влияние
и воздействие на внутренний рынок труда.
Какие рычаги, методы и инструменты воздействия
могут быть использованы?
Прежде всего необходимо государственное вмешательство
в регулирование спроса рабочей силы на российском рынке труда,
как для своего населения, так и для мигрантов.
— в качестве финансового механизма
можно предложить установление минимального уровня оплаты труда
для отдельных отраслей и видов экономической деятельности
и регионов, ниже которого работодатель не имеет права устанавливать
оплату труда для нанимаемых работников;
— государственное инвестирование средств
для создания и развития предприятий обрабатывающей, перерабатывающей
и других отраслей промышленности, а также сервиса для расширения
числа рабочих мест, требующих специальной профессиональной
подготовки и квалификации;
— поощрение сокращения применения
ручного и неквалифицированного труда на всех предприятиях
и организациях, установление индикативных показателей, характеризующих
уровень производительности и эффективности труда для оценки
динамики процесса;
— для безвизовых стран создание в
странах выхода баз данных на выехавших для работы в Россию
в разрезе профессии и специальности. Сопряжение их с российской
системой учета трудовых мигрантов, получивших разрешение на
работу в России;
— введение индивидуального налогового
номера иностранных работников.
Стр. 39.
|