|
|
Волны жары
и смертность населения |
Над темой номера работал
|
|
Борис РЕВИЧ
|
|
Что нужно делать для защиты здоровья населения от климатических
изменений?
Потепление климата, согласно оценкам экспертов IPCC
(Intergovernmental Panel on Climate Change, Межправительственная
группа экспертов по изменению климата), в ближайшие годы будет продолжаться.
Существуют различные прогнозные модели изменения климата. Вероятные
диапазоны глобального среднего потепления находятся в пределах от
1,8 до 4,00С. При этом прогнозируется возрастание числа
дней с экстремально высокой температурой, учащение волн тепла и
сильных осадков20.
Какие же существуют реальные возможности для защиты территорий населенных
мест и проживающего в них населения?
Катастрофические последствия аномально жаркой погоды
в Европе в 2003 году стали поворотным моментом в понимании опасностей
климатических изменений для здоровья населения. В рамках направления
ВОЗ «Здоровье и глобальное изменение окружающей среды» группой экспертов
был разработан ряд методических материалов «Методы оценки чувствительности
здоровья человека и адаптации общественного здравоохранения к изменению
климата» (2005) и «Периоды сильной жары: угрозы и ответные меры»
(2005). В этих документах отмечается, что вопрос адаптации еще не
стал главным во многих странах. Кроме того, информация о последствиях
изменения климата для здоровья населения должна быть переведена
из плоскости научных исследований в плоскость политики и облечена
в такие формулировки и поставлена в такие временные рамки, которые
близки и понятны политикам и управленцам, принимающим решения. В
этом случае они с относительно большей вероятностью будут включать
в качестве одного из основных вопрос адаптации к изменению климата
в проводимую и планируемую работу. Европейский центр по профилактике
и контролю за заболеваниями уже провел анализ результатов работ
по оценке влияния климатических изменений на здоровье населения
и документов, представленных в Правительств и парламенты европейских
стран для принятия соответствующих решений21.
Для помощи развивающимся странам созданы региональные
программы в рамках Программы ООН по подготовке кадров в области
изменения климата. К числу таких видов деятельности относят:
- незамедлительное начало реализации мероприятий по адаптации
в тех случаях, когда имеется достаточно информации для обоснования
необходимости таких мероприятий, в том числе в области рационального
использования и охраны водных ресурсов, землеустройства, сельского
хозяйства, здравоохранения, развития инфраструктуры, уязвимых
экосистем (включая горные экосистемы), комплексного использования
и охраны ресурсов прибрежных зон;
- совершенствование мониторинга заболеваний и переносчиков инфекции,
на которых действует изменение климата, и связанных с ним систем
прогнозирования и раннего предупреждения, улучшение работы по
профилактике заболеваний и борьбе с ними;
- помощь в создании и укреплении потенциала, в том числе организационного,
в области мер профилактики, планирования, обеспечения готовности
и организации действий в случае катастроф, обусловленных изменением
климата, включая планирование на случай чрезвычайных обстоятельств
(особенно засух и наводнений в районах, подверженных экстремальным
погодным явлениям);
- укрепление существующих, а где необходимо, создание новых национальных
и региональных центров и информационных сетей для оперативного
реагирования на экстремальные погодные явления с максимальным
использованием информационных технологий.
В настоящее время ВОЗ и Программа развития ООН (ПРООН)
поддерживают проекты по созданию управленческих систем, нацеленных
на минимизацию негативного влияния климатических изменений на здоровье
населения. Так, например, развивается система раннего оповещения
о наступлении тепловых волн в Китае, система мер по защите от малярии
в Иордании и на Барбадосе, разрабатывается соответствующий План
действий в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Албании и Македонии.
Разрабатываются также программы по отдельным наиболее уязвимым территориям,
например прибрежным землям в Нидерландах и Великобритании, на Аляске,
небольших островах в Тихом океане.
Всемирная организация здравоохранения в 2009 году инициировала
проект «Воздействие изменений климата на здоровье населения и оценка
возможностей адаптации на севере Российской Федерации». Этот проект
реализуется на территории Архангельской области, включая Ненецкий
автономный округ. В рамках этого проекта стоят задачи оценки уязвимости
здоровья населения и способности системы здравоохранения пилотного
региона к изменениям климата; разработка Арктического регионального
плана действий, направленного на предотвращение воздействий изменений
климата на здоровье населения; укрепление региональной системы здравоохранения;
информирование лиц и структур, принимающих решения. Особое внимание
уделяется ранней диагностике инфекционных заболеваний, число которых
может возрасти при потеплении климата.
На 62 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в
мае 2009 года была принята резолюция о необходимости увеличения
технической поддержки, оказываемой странам для оценки и снижения
последствий изменения климата для здоровья населения. Рекомендованы
следующие направления работ:
- Информационно-разъяснительная деятельность и повышение
уровня осведомленности
- Установление партнерского сотрудничества с другими
учреждениями системы ООН и другими сферами государственной деятельности,
кроме здравоохранения, на национальном, региональном и международном
уровнях
- Стимулирование и поддержка процесса получения научных
данных
- Укрепление систем здравоохранения для преодоления
угроз здоровью населения, связанных с изменением климата, включая
чрезвычайные ситуации, обусловленные экстремальными погодными
явлениями
Наиболее эффективные программы по уменьшению негативного
воздействия на здоровье населения разработаны в США, Канаде, Франции
и некоторых других странах. Большое значение имеет своевременное
метеорологическое предупреждение о наступлении жары, поскольку требуется
определенное время для реализации плана медицинских мероприятий.
По оценкам экспертов ВОЗ, такой прогноз должен быть дан не менее
чем, за 2 дня до наступления жары. Эффективная система профилактических
мероприятий реализуется в Филадельфии22,
где пропагандируется система «добрых услуг». Средства массовой информации
публикуют как сообщения о погодных условиях, так и информацию о
том, как избежать тепловых заболеваний. Интересная новация заключается
также в организации информационной работы лиц, ответственных за
определенные кварталы домов. Органы здравоохранения обеспечивают
их информацией, помогающей решать проблемы, связанные с жарой, в
своих кварталах. Таким образом, эффективно осуществляется работа
по принципу «от двери к двери». Номер «жаркой линии» публикуется
в средствах массовой информации, а также помещается в центре города
на большом экране, который хорошо виден издалека. Служба неотложной
медицинской помощи управления пожарной охраны увеличивает численность
своего персонала, осуществляется программа помощи бездомным в дневное
время. Департамент здравоохранения располагает возможностью переводить
лиц, входящих в группы повышенного риска, в специальный приют, оснащенный
кондиционерами воздуха, а клубы для пожилых людей увеличивают время
своей работы. Система, принятая в Филадельфии, является, вероятно,
самой передовой в мире: была спасена жизнь 117 человек23.
В других странах мира тоже разработаны системы медицинских предупреждений
о наступлении жары.
Европейским Бюро ВОЗ было проведено анкетирование 45
стран. 15 стран заявили, что у них существует система медицинских
предупреждений о наступлении сильной жары. Со стороны России никакой
реакции на анкету не последовало. В Германии предупреждения даются
только для курортов на юго-западе страны. В Португалии система охватывает
только район Лиссабона, а в Италии - Рим. В большинстве стран для
прогнозирования влияния погоды на здоровье применяют простые индексы,
основанные на температуре и/или влажности. Пороговый критерий для
выпуска предупреждений о наступлении жары составляет для Белоруссии
350C, Азербайджана – 400С, южных курортов
Германии – 260С. Информация о наступлении жары может
передаваться в несколько этапов. Например, в Израиле принята трехступенчатая
процедура предупреждения: первое дается за 2-3 дня, второе за 1
день, а третье - за 12 часов до ожидаемого явления.
Планы мероприятий разрабатываются так, чтобы максимально
соответствовать местным потребностям. Для этого необходима согласованность
действий между местными органами здравоохранения и руководством
метеорологической службы. Во всеобъемлющей системе предупреждения
должны быть задействованы многие ведомства и должностные лица: руководители
города, работники служб здравоохранения и социального обеспечения,
врачи неотложной помощи24.
Такие планы базируются на результатах экспертной оценки влияния
климата на здоровье населения, учитывают результаты консультаций
с представителями федеральных, региональных и местных органов власти,
бизнеса, науки и общественности, содержат показатели выполнения
и источники финансирования и являются рамочными стратегическими
документами, определяющими цели, задачи и основные мероприятия.
Мероприятия и Национального и региональных Планов целесообразно
включать в существующие федеральные, ведомственные и региональные
программы по развитию территорий, профилактике инфекционных заболеваний,
развитию систем здравоохранения, экологических и других программ.
Весьма интересен и опыт Франции по уменьшению последствий
негативных социальных последствий потепления климата. Гибельные
последствия жары августа 2003 года обсуждались в парламенте Франции.
В его решении была отмечена недостаточно быстрая реакция и ограниченные
возможности Министерства здравоохранения, недостаток квалифицированных
экспертов, слабый обмен информацией между ведомствами и общественными
организациями. В связи с этим Министерство здравоохранения Франции
разработало специальный план действий во время жары, в котором приведены
уровни ее опасности для здоровья населения, организационные схемы
действий. Эти действия охватывают широкий спектр различной деятельности.
Она включает интенсивную информационную работу органов здравоохранения
и СМИ по пропаганде правил поведения во время жары, организацию
работы скорой медицинской помощи, оказание патронажных услуг пожилым
людям, лицам с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями
органов дыхания, организацию «прохладных» комнат с кондиционированным
воздухом в домах престарелых и учреждениях здравоохранения, покупку
кондиционеров для социальных учреждений за счет бюджета, дополнительное
оснащение скорой медицинской службы и многие другие мероприятия.
На основании Национального Плана действий Франции в
этой стране были разработаны местные планы действий на уровне префектур.
Их результатом стало предотвращение возможной преждевременной смерти
4 тысяч человек во время длительной жары (18 дней) во Франции в
2006 году. Другие государства Европы также разработали планы действий
по предотвращению негативного влияния жары на здоровье населения.
Например, в Будапеште по время июньской жары 2007 года была организована
раздача бесплатной воды, увеличен дневной перерыв во время рабочего
дня, СМИ постоянно информировали жителей города о мерах защиты от
жары. Подобные планы должны быть созданы и в нашей стране, и особенно
в наиболее проблемных регионах (арктические территории, Забайкалье,
полупустынные территории – Калмыкия, Ставропольский, Краснодарский
края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области)
с учетом их климатической специфики.
20 Climate
Change: The Physical Science Basis. Contribution of Working
Group I to the Fourth Assessment Report of the IPCC. Cambridge,
NY, 2007.
21 Climate change
and communicable diseases in EU member states. Stockholm, 2010.
22 Kalkstein
L.S. Biometeorology – looking at the links between weather,
climate and health. WMO Bulletin, 2001, 2, с. 136–142.
23 Периоды сильной
жары: угрозы и ответные меры. ВОЗ, 2005, с.121.
24 Там же.
|