Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Волны жары и смертность населения

Температурные кривые смертности и область температурного комфорта

Волны жары и смертность

Горячее лето 2010-го в Москве

По России число избыточных смертей превысило 44 тысячи

Северяне тоже умирают от жары – пример Якутска

Что нужно делать для защиты здоровья населения от климатических изменений?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Фра Анджелико Страшный суд. Фрагмент. Fra Angelico. The Last Judgement. A fragment (1432-1435) Волны жары и смертность населения

Над темой номера работал

Борис РЕВИЧ

Борис РЕВИЧ

Что нужно делать для защиты здоровья населения от климатических изменений?

Потепление климата, согласно оценкам экспертов IPCC (Intergovernmental Panel on Climate Change, Межправительственная группа экспертов по изменению климата), в ближайшие годы будет продолжаться. Существуют различные прогнозные модели изменения климата. Вероятные диапазоны глобального среднего потепления находятся в пределах от 1,8 до 4,00С. При этом прогнозируется возрастание числа дней с экстремально высокой температурой, учащение волн тепла и сильных осадков20. Какие же существуют реальные возможности для защиты территорий населенных мест и проживающего в них населения?

Катастрофические последствия аномально жаркой погоды в Европе в 2003 году стали поворотным моментом в понимании опасностей климатических изменений для здоровья населения. В рамках направления ВОЗ «Здоровье и глобальное изменение окружающей среды» группой экспертов был разработан ряд методических материалов «Методы оценки чувствительности здоровья человека и адаптации общественного здравоохранения к изменению климата» (2005) и «Периоды сильной жары: угрозы и ответные меры» (2005). В этих документах отмечается, что вопрос адаптации еще не стал главным во многих странах. Кроме того, информация о последствиях изменения климата для здоровья населения должна быть переведена из плоскости научных исследований в плоскость политики и облечена в такие формулировки и поставлена в такие временные рамки, которые близки и понятны политикам и управленцам, принимающим решения. В этом случае они с относительно большей вероятностью будут включать в качестве одного из основных вопрос адаптации к изменению климата в проводимую и планируемую работу. Европейский центр по профилактике и контролю за заболеваниями уже провел анализ результатов работ по оценке влияния климатических изменений на здоровье населения и документов, представленных в Правительств и парламенты европейских стран для принятия соответствующих решений21.

Для помощи развивающимся странам созданы региональные программы в рамках Программы ООН по подготовке кадров в области изменения климата. К числу таких видов деятельности относят:

  • незамедлительное начало реализации мероприятий по адаптации в тех случаях, когда имеется достаточно информации для обоснования необходимости таких мероприятий, в том числе в области рационального использования и охраны водных ресурсов, землеустройства, сельского хозяйства, здравоохранения, развития инфраструктуры, уязвимых экосистем (включая горные экосистемы), комплексного использования и охраны ресурсов прибрежных зон;
  • совершенствование мониторинга заболеваний и переносчиков инфекции, на которых действует изменение климата, и связанных с ним систем прогнозирования и раннего предупреждения, улучшение работы по профилактике заболеваний и борьбе с ними;
  • помощь в создании и укреплении потенциала, в том числе организационного, в области мер профилактики, планирования, обеспечения готовности и организации действий в случае катастроф, обусловленных изменением климата, включая планирование на случай чрезвычайных обстоятельств (особенно засух и наводнений в районах, подверженных экстремальным погодным явлениям);
  • укрепление существующих, а где необходимо, создание новых национальных и региональных центров и информационных сетей для оперативного реагирования на экстремальные погодные явления с максимальным использованием информационных технологий.

В настоящее время ВОЗ и Программа развития ООН (ПРООН) поддерживают проекты по созданию управленческих систем, нацеленных на минимизацию негативного влияния климатических изменений на здоровье населения. Так, например, развивается система раннего оповещения о наступлении тепловых волн в Китае, система мер по защите от малярии в Иордании и на Барбадосе, разрабатывается соответствующий План действий в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Албании и Македонии. Разрабатываются также программы по отдельным наиболее уязвимым территориям, например прибрежным землям в Нидерландах и Великобритании, на Аляске, небольших островах в Тихом океане.

Всемирная организация здравоохранения в 2009 году инициировала проект «Воздействие изменений климата на здоровье населения и оценка возможностей адаптации на севере Российской Федерации». Этот проект реализуется на территории Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ. В рамках этого проекта стоят задачи оценки уязвимости здоровья населения и способности системы здравоохранения пилотного региона к изменениям климата; разработка Арктического регионального плана действий, направленного на предотвращение воздействий изменений климата на здоровье населения; укрепление региональной системы здравоохранения; информирование лиц и структур, принимающих решения. Особое внимание уделяется ранней диагностике инфекционных заболеваний, число которых может возрасти при потеплении климата.

На 62 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2009 года была принята резолюция о необходимости увеличения технической поддержки, оказываемой странам для оценки и снижения последствий изменения климата для здоровья населения. Рекомендованы следующие направления работ:

  1. Информационно-разъяснительная деятельность и повышение уровня осведомленности
  2. Установление партнерского сотрудничества с другими учреждениями системы ООН и другими сферами государственной деятельности, кроме здравоохранения, на национальном, региональном и международном уровнях
  3. Стимулирование и поддержка процесса получения научных данных
  4. Укрепление систем здравоохранения для преодоления угроз здоровью населения, связанных с изменением климата, включая чрезвычайные ситуации, обусловленные экстремальными погодными явлениями

Наиболее эффективные программы по уменьшению негативного воздействия на здоровье населения разработаны в США, Канаде, Франции и некоторых других странах. Большое значение имеет своевременное метеорологическое предупреждение о наступлении жары, поскольку требуется определенное время для реализации плана медицинских мероприятий. По оценкам экспертов ВОЗ, такой прогноз должен быть дан не менее чем, за 2 дня до наступления жары. Эффективная система профилактических мероприятий реализуется в Филадельфии22, где пропагандируется система «добрых услуг». Средства массовой информации публикуют как сообщения о погодных условиях, так и информацию о том, как избежать тепловых заболеваний. Интересная новация заключается также в организации информационной работы лиц, ответственных за определенные кварталы домов. Органы здравоохранения обеспечивают их информацией, помогающей решать проблемы, связанные с жарой, в своих кварталах. Таким образом, эффективно осуществляется работа по принципу «от двери к двери». Номер «жаркой линии» публикуется в средствах массовой информации, а также помещается в центре города на большом экране, который хорошо виден издалека. Служба неотложной медицинской помощи управления пожарной охраны увеличивает численность своего персонала, осуществляется программа помощи бездомным в дневное время. Департамент здравоохранения располагает возможностью переводить лиц, входящих в группы повышенного риска, в специальный приют, оснащенный кондиционерами воздуха, а клубы для пожилых людей увеличивают время своей работы. Система, принятая в Филадельфии, является, вероятно, самой передовой в мире: была спасена жизнь 117 человек23. В других странах мира тоже разработаны системы медицинских предупреждений о наступлении жары.

Европейским Бюро ВОЗ было проведено анкетирование 45 стран. 15 стран заявили, что у них существует система медицинских предупреждений о наступлении сильной жары. Со стороны России никакой реакции на анкету не последовало. В Германии предупреждения даются только для курортов на юго-западе страны. В Португалии система охватывает только район Лиссабона, а в Италии - Рим. В большинстве стран для прогнозирования влияния погоды на здоровье применяют простые индексы, основанные на температуре и/или влажности. Пороговый критерий для выпуска предупреждений о наступлении жары составляет для Белоруссии 350C, Азербайджана – 400С, южных курортов Германии – 260С. Информация о наступлении жары может передаваться в несколько этапов. Например, в Израиле принята трехступенчатая процедура предупреждения: первое дается за 2-3 дня, второе за 1 день, а третье - за 12 часов до ожидаемого явления.

Планы мероприятий разрабатываются так, чтобы максимально соответствовать местным потребностям. Для этого необходима согласованность действий между местными органами здравоохранения и руководством метеорологической службы. Во всеобъемлющей системе предупреждения должны быть задействованы многие ведомства и должностные лица: руководители города, работники служб здравоохранения и социального обеспечения, врачи неотложной помощи24. Такие планы базируются на результатах экспертной оценки влияния климата на здоровье населения, учитывают результаты консультаций с представителями федеральных, региональных и местных органов власти, бизнеса, науки и общественности, содержат показатели выполнения и источники финансирования и являются рамочными стратегическими документами, определяющими цели, задачи и основные мероприятия.

Мероприятия и Национального и региональных Планов целесообразно включать в существующие федеральные, ведомственные и региональные программы по развитию территорий, профилактике инфекционных заболеваний, развитию систем здравоохранения, экологических и других программ.

Весьма интересен и опыт Франции по уменьшению последствий негативных социальных последствий потепления климата. Гибельные последствия жары августа 2003 года обсуждались в парламенте Франции. В его решении была отмечена недостаточно быстрая реакция и ограниченные возможности Министерства здравоохранения, недостаток квалифицированных экспертов, слабый обмен информацией между ведомствами и общественными организациями. В связи с этим Министерство здравоохранения Франции разработало специальный план действий во время жары, в котором приведены уровни ее опасности для здоровья населения, организационные схемы действий. Эти действия охватывают широкий спектр различной деятельности. Она включает интенсивную информационную работу органов здравоохранения и СМИ по пропаганде правил поведения во время жары, организацию работы скорой медицинской помощи, оказание патронажных услуг пожилым людям, лицам с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями органов дыхания, организацию «прохладных» комнат с кондиционированным воздухом в домах престарелых и учреждениях здравоохранения, покупку кондиционеров для социальных учреждений за счет бюджета, дополнительное оснащение скорой медицинской службы и многие другие мероприятия.

На основании Национального Плана действий Франции в этой стране были разработаны местные планы действий на уровне префектур. Их результатом стало предотвращение возможной преждевременной смерти 4 тысяч человек во время длительной жары (18 дней) во Франции в 2006 году. Другие государства Европы также разработали планы действий по предотвращению негативного влияния жары на здоровье населения. Например, в Будапеште по время июньской жары 2007 года была организована раздача бесплатной воды, увеличен дневной перерыв во время рабочего дня, СМИ постоянно информировали жителей города о мерах защиты от жары. Подобные планы должны быть созданы и в нашей стране, и особенно в наиболее проблемных регионах (арктические территории, Забайкалье, полупустынные территории – Калмыкия, Ставропольский, Краснодарский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области) с учетом их климатической специфики.


20 Climate Change: The Physical Science Basis.  Contribution of Working Group I to the Fourth Assessment Report of the IPCC. Cambridge, NY, 2007.
21 Climate change and communicable diseases in EU member states. Stockholm, 2010.
22 Kalkstein L.S. Biometeorology – looking at the links between weather, climate and health. WMO Bulletin, 2001, 2, с. 136–142.
23 Периоды сильной жары: угрозы и ответные меры. ВОЗ, 2005, с.121.
24 Там же.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.