Rambler's Top100

№ 355 - 356
1 - 14 декабря 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Воздействие денежных переводов мигрантов на экономику России и стран СНГ

Миграционные настроения в странах СНГ

Практика сезонной трудовой миграции как механизм регулирования экономических и социальных отношений в республике Дагестан

Роль иммиграции в формировании демографической политики Республики Казахстан

«Казахстанский транзит»: Казахстан в миграциях на постсоветcком пространстве

Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор

Восприятие миграции в стране выхода: Таджикистан

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

"Казахстанский транзит": Казахстан в миграциях на постсоветcком пространстве1

К. В. Григоричев
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Сб. науч. Трудов IX Международной научно-практической конференции, 16-17 мая 2008 г., г. Усть-Каменогорск, 2008 с. 105-118)

Республика Казахстан представляет собой важнейшее звено в системе международной миграции на постсоветском пространстве. Значительная доля русскоязычного населения позволяет рассматривать Казахстан как мощного миграционного донора, что ярко проявилось в 1990-е годы. Более высокий уровень жизни и экономического развития, чем в соседних постсоветских странах Центральной Азии, в сочетании с активной политикой репатриации этнических казахов обусловливают рассмотрение его и в качестве одной из основных стран-реципиентов мигрантов в центрально-азиатском регионе. Однако, на наш взгляд, место и функции Казахстана в системе миграционных процессов на постсоветском пространстве динамично изменяются, и к настоящему времени ограничиваться лишь определением баланса внешней миграции уже нельзя.

После обвальной эмиграции 1990-х годов, миграционная ситуация в Республике Казахстан в 2002-2005 гг. претерпела существенные изменения. Сформированное в 2004 г. положительное сальдо внешней миграции, в 2005 г. выросло более чем в 8 раз и достигло 22668 чел. Несмотря на то, что в абсолютном выражении оно пока не велико, позитивная динамика за последние 5-6 лет прослеживается весьма отчетливо. В результате численность населения страны стала постепенно возрастать. Официально заявляется о достигнутом переломе негативных тенденций в демографической сфере (в том числе и миграционной ситуации) на основе успехов в социально-экономическом развитии.

Однако, на наш взгляд, во внешней для Казахстана миграции продолжают действовать тенденции, сложившиеся во второй половине 1990-х гг.:

1) Сохранение отрицательного сальдо миграционного обмена с основными странами-реципиентами мигрантов из Казахстана: Россией и Германией. Объем миграционного оттока в последнюю заметно сократился, однако его баланс по-прежнему не в пользу Казахстана. Сальдо миграционного обмена с Россией стабилизировалось на отметке 23-27 тысяч человек в пользу РФ. При этом число выбытий из России в Республику Казахстан неуклонно сокращается (с 25 тыс. чел в 1999 г. до 14 тыс. в 2003 г. и 11,9 тыс. в 2006 г. - рис. 1).

Рисунок 1. Динамика миграционного обмена Республики Казахстан с Российской Федерацией, 2000-2006 гг. (по данным ФМС РФ)

2) Со второй половины 1990-х гг. растет как объем, так и положительное сальдо миграции с Узбекистаном и КНР (прежде всего, за счет репатриации этнических казахов - оралманов и трудовых мигрантов), причем к настоящему времени его значение фактически равно значению миграционных потерь Казахстана в обмене с РФ;

3) Сформировано положительное сальдо миграционного обмена с Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. И хотя его объем невелик (от нескольких сот до 2-3 тысяч человек в год), он имеет стабильно положительное значение.

Таким образом, внешняя миграция для Казахстана со второй половины 1990-х гг. имеет отчетливый замещающий характер. В результате притока населения из центрально-азиатских стран и КНР, замещается выбытие казахстанских граждан в Россию и страны дальнего зарубежья (прежде всего, в Германию). Не останавливаясь подробно на характеристике структуры прибывающих мигрантов, отметим только, что происходит замещение убыли населения, его численности, но отнюдь не его качества. Кроме того, подобный характер миграции стимулирует перераспределение населения по территории страны и в перспективе - изменение поселенческой структуры.

Важнейшими причинами миграционного оттока в Германию, на наш взгляд, могут быть обозначены следующие:

  1. Заметно более высокий уровень жизни в Германии;
  2. Историко-культурные, этнические, родственные связи, которые определяются все еще довольно многочисленным немецким населением Казахстана, сформировавшегося в 1940-1950-е гг.;
  3. Стимулирование в 1980-е гг. правительством Германии возвращения этнических немцев на историческую родину;
  4. Сформировавшаяся в Германии довольно многочисленная «диаспора»2 «советских немцев» - переселенцев из СССР и затем - из стран СНГ. На основе этой «диаспоры» сформировались достаточно устойчивые миграционные сети. Которые до настоящего времени способствуют миграции в Германию и несколько облегчают адаптацию переселенцев.

Факторы, определяющие характер миграционного обмена с Россией значительно отличаются от обозначенных выше.

  1. Наиболее мощную волну миграционного оттока из Казахстана в Россию сформировал распад СССР. «Шоковая реакция» населения привела к мощному миграционному выплеску первой половины 1990-х гг.;
  2. Сохранение обширных родственных, дружеских, деловых связей, на основе которых сформировались обширные миграционные сети, которые, с одной стороны, облегчают процесс адаптации безвозвратных мигрантов в России, а с другой - являются важной основой для временной миграции3;
  3. Характер национального строительства в Казахстане.

В первой половине 1990-х всплеск национализма, порожденный процессами суверенизации страны, был особенно ощутим на бытовом уровне. Он во многом спровоцировал, а затем и усилил «шоковую реакцию» русскоязычного населения и стал одним из важнейших факторов мощной волны эмиграции из Казахстана. Уже во второй половине 1990-х ситуация в сфере межэтнических отношений в стране значительно стабилизировалась. Противоречия, часто не мотивированно возникавшие на бытовом уровне, постепенно угасали, что определялось, с одной стороны, позицией власти, а с другой - постепенной стабилизацией социально-экономической ситуации в республике. Вместе с тем, национальный вопрос, уйдя с бытового уровня, переместился в общий контекст государственной политики, выражаясь в фактическом ограничении (формально - через требование обязательного знания государственного - казахского языка, реально - че­рез систему родственно-клановых ресурсов) на доступ русскоязычного населения в государственную сферу и крупный бизнес.

В значительной мере подобные ограничения компенсировались более или менее равными возможностями в малом и среднем бизнесе, бюджетной сфере. В сочетании с быстрыми темпами экономического развития и ростом уровня жизни в конце 1990-х - начале 2000-х гг. (даже более высокого, чем в большинстве регионов России), это привело к формированию своеобразного баланса между достаточно высоким уровнем и качеством жизни в стране и некоторым ограничениям в силу национальной политики государства. Во многом следствием достижения такого баланса стало стремительное свертывание миграционного оттока в Россию в конце 1990-х - начале 2000-х гг.

Однако с 2005-2006 гг. происходит достаточно быстрое изменение сложившейся ситуации. С одной стороны, заметно меняется курс государственной национальной политики: форсировано расширяется сфера обязательного применения государственного (казахского) языка - помимо государственных служащих, в обязательном порядке им необходимо владеть для работы в различных областях юриспруденции, образования и др.; разрабатываются, и на достаточно высоком уровне обсуждаются, законопроекты ускоренного «внедрения» государственного языка4; в науке и образовании интенсифицировалось конструирование «новой истории» государства и казахского этноса, связанное с негативными историческими оценками взаимодействия России и Казахстана; начата новая ономастическая кампания, связанная с массовым, часто немотивированным переименованием населенных пунктов, улиц, других объектов. Все это свидетельствует об ужесточении национальной политики.

С другой стороны, банковский кризис 2007 г. в Казахстане, начавшийся вследствие кризиса в сфере ипотечного кредитования в США, привел к стремительному росту инфляции5:, замедлению темпов развития экономики страны6. Так, за сентябрь-октябрь 2007 г. цены на ряд продовольственных товаров в Казахстане выросли на 25-90%, а на отдельные продукты - в несколько раз7. В свою очередь, это повлекло за собой заметное снижение уровня и качества жизни казахстанцев. Ситуация обострилась настолько, что региональные власти были вынуждены не только выступать с обращениями к жителям с призывом к гражданам «не поддаваться на провокации и не скупать сахар, соль и спички по завышенным розничным ценам»8, но и предпринимать экстренные меры по сдерживанию роста цен на продукты питания9.

Таким образом, в последние два года идет довольно быстрый процесс разрушения описанного выше баланса. Это формирует предпосылки не только сохранения, но и увеличения миграционного оттока из страны русскоязычного населения10/ Безусловно, столь масштабного оттока этой группы населения в РФ, как в первой половине 1990-х гг. ожидать не следует, что обусловлено и сложностью обустройства в России, и сформировавшимися за более чем 15 лет устойчивыми родственными, деловыми, дружескими связями в Казахстане, и формированием в массовом сознании образа негативного отношения к мигрантам в России (как основной стране-реципиенту эмигрантов из Казахстана) и т.д. Однако перспектива увеличения миграционного оттока из Казахстана вполне реальна.

Вместе с тем, Республика Казахстан в последние годы является не только страной - миграционным донором, но все более заметно выполняет функции транзита и фильтра для миграции (прежде всего - трудовой) из стран постсоветской Центральной Азии в Россию. Оговоримся, что точно оценить объем этого потока фактически невозможно по следующим причинам:

1) Транзитная миграция через Казахстан фактически не поддается учету, поскольку большинство стран выхода мигрантов имеет с республикой безвизовый режим. Мигранты из этих стран, согласно законодательству РК, обязаны регистрироваться только в случае пребывания в Казахстане бо­лее 5 суток с момента пересечения границы. Фактический же срок пребывания мигрантов-транзитников на казахстанской территории крайне редко превышает 1-2 суток. Учет же мигрантов в России ведется по странам выхода (гражданской принадлежности) и большинство публикуемых данных носит экспертный, оценочный характер. Примером может служить ситуация с учетом трудовых мигрантов из Таджикистана. По оценкам Министерства труда и социальной защиты Республики Таджикистан, ежегодно на заработки из страны выезжают более 400 тыс. мигрантов, из них более 90% - в Россию. По данным опроса домохозяйств из страны в Российскую Федерацию с целью заработка в 2003 г. выехало 347,6 тыс. чел., в 2004 г. - 450,4 тыс. чел., в 386,6 тыс. чел.11. В то же время, по данным учета Федеральной службы статистики РФ в страну в 2003 г. въехало 5,4 тыс., в 2004 г. - 3,3 тыс., в 2005г. - 4,7 тыс. граждан Таджикистана. В Республике Казахстан в указанные годы зафиксировано 316, 261 и 197 прибытий мигрантов из Таджикистана соответственно12.

2) Данные о пересечении казахстанской границы, имеющиеся в распоряжении пограничной службы Республики Казахстан фактически не доступны исследователям. Однако, даже в случае получения доступа к такой информации, рассчитывать на достоверную информационную базу навряд ли возможно, т.к. в них фиксируется лишь цель пребывания на территории Казахстана («транзит»), а фактическая цель въезда в Россию («на работу»), как правило, не указывается.

Таким образом, доступная для исследования информация позволяет выделить лишь общие тренды. На наш взгляд, сейчас возможно выделить следующие важнейшие тренды миграции из постсоветских стран Центральной Азии через Казахстан в Россию. Основным географическим трендом яв­ляется устойчивый поток мигрантов с Юга на Север. Важней­шими странами выхода мигрантов, в рамках этого потока, являются Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Масштабы миграции из Туркменистана крайне незначительны в силу специфики его законодательства.

Функцию фильтра Казахстан выполняет в отношении миграции из Кыргызстана и Узбекистана. В первом случае, часть мигрантов ориентирована на занятость в сфере мелкооптовой торговли, построенной на разнице таможенных тарифов на ввоз товаров из соседних стран (прежде всего - КНР)13. Развитию этой функции в отношении миграции из Кыргызстана способствуют и действия правительства РК в отношении развития приграничного сотрудничества. В 2007-2008 гг. реализуется проекты по созданию центров приграничной торговли14, базирующиеся на сложившихся в последние 15 лет неформальных бизнес-связях (челночная торговля). Иными словами, по инициативе и активной поддержке правительства РК происходит институциализация ранее неформальных форм трансграничной кооперации, что способствует ориентации части трудовых мигрантов из Кыргызстана на более доступные формы заработка в соседнем Казахстане.

Но особенно заметна фильтрующая функция Казахстана в отношении миграции из Узбекистана. Фактически около половины трудовых мигрантов из этого потока ориентированы на трудовую деятельность в Казахстане, прежде всего в его южных регионах и крупных городских центрах (Алматы, Астана). Такая ориентация трудовых мигрантов из Узбекистана подтверждается результатами акции по легализации незаконных трудовых мигрантов, прошедшей в Казахстане во второй половине 2006 г.

В рамках данной акции Правительством РК планировалось легализовать около 100 тысяч граждан СНГ. К 9 декабря 2007 г. были приняты заявления на 142 941 иностранного гражданина, по которым легализовано 141950 трудовых иммигрантов. Из общего количества легализованных граждан: Республики Узбекистан - 101743 (71,7%); Кыргызской Республики - 19854 (13,9%); Российской Федерации - 9494 (6,6%); Республики Таджикистан - 4111 (2,9%); прочие - 6749 (4,7%).

Основная часть легализованных трудовых иммигрантов занята на объектах строительства (95463), в сфере обслуживания (18399), сельском хозяйстве (12965) и в других сферах (4163). В неформальном секторе рынка труда (надомные работники) легализовано 5605 человек.

В разрезе регионов наибольшее количество легализовано в г. Алматы (21148), Южно-Казахстанской (18002) и Алматинской (16728) областях. Наименьшее количество - в Западно-Казахстанской (1809) Восточно-Казахстанской (3013) и Северо-Казахстанской (3957) областях. В основном это связано с тем, что 80% от общего количества иностранных граждан в этих областях составляют граждане России, прибывшие из приграничных регионов по частным делам, для посещения родственников и в качестве туристов15.

Географические тренды транзитной миграции по территории Казахстана укрупненно могут быть представлены в виде двух потоков, которые условно можно обозначить как «Западный» и «Восточный» (Рис. 2). Первый из них («Западный») проходит через западные и северные области страны и ориентирован на Европейскую часть России. «Восточный» поток через приграничные с Казахстаном регионы России (Алтайский край, Омская и Новосибирская области) связывает страны выхода трудовых мигрантов с Западной и Восточной Сибирь. По данным прибытия в РФ на «Восточный» поток приходится лишь около 20% мигрантов. Разумеется, данные статистики не отражают реального количества трудовых мигрантов, прибывающих в Россию из этих стран. Однако полевые наблюдения позволяют предполагать, что трудовая миграция из центрально-азиатских стран, первоначально ориентированная на более развитые западные регионы России, постепенно становится все более заметной и в сибирских регионах. Например, в 2007 г. на дорожных работах в г. Иркутске ЗАО «Труд» полуофициально использовала таджикских рабочих. Использование мигрантов в рамках «серых»16 схем, на наш взгляд, отражает постепенный процесс институализации неофициальных практик использования труда иностранных рабочих.

Развитие миграции из Казахстана могут быть рассмотрены в двух аспектах: 1) потенциал выезда казахстанских мигрантов и 2) перспективы транзита мигрантов через Казахстан. В первом случае можно говорить о сохранении потенциала эмиграции русскоязычного населения. Однако эта миграция, скорее, будет носить характер не временной трудовой, а постоянной (переселение) в рамках сложившихся ранее трендов и на основе сформировавшихся миграционных сетей. Основными факторами нарастания выезда из Казахстана могут стать дальнейшее ужесточение государственной национальной политики и характер социально-экономического развития. В случае углубления кризиса, начавшегося во второй половине 2007 г. и дальнейшего падения уровня жизни, количество эмигрантов из Казахстана может заметно возрасти.

Вместе с тем, в рамках существующей ситуации ожидать существенного расширения трудовой миграции казахстанских граждан за пределы страны, на мой взгляд, не приходится. Граждане Казахстана заняты, преимущественно, в сферах квалифицированного средне- и высокооплачиваемого труда. При этом в РК уже сейчас существует дефицит таких кадров, прежде всего, в секторах наукоемких высокотехнологичных производств, сфере обслуживания, а также высокоэффективного менеджмента17. Это стимулирует рост заработной платы, которая нередко превышает таковую в большинстве регионов РФ. Иными словами, квалифицированные казахстанские специалисты, имеющие доходы выше среднего уровня, претендуют на высокий заработок и качество жизни, которых нет в большинстве регионов России. Альтернативой российскому вектору миграции из Казахстана становится миграция (временная трудовая и нередко - безвозвратная) в высокоразвитые страны, что прослеживается по серии интервью, проведенных автором в 2006 году18.

Та же часть населения Казахстана, которая в силу квалификации и доходов не может ориентироваться на миграцию в эти страны, в большинстве случаев не может позволить себе и миграцию в Россию. В то же время, эта часть населения на внутреннем казахстанском рынке труда в секторах низко- и среднеквалифицированного труда сохраняет более высокую конкурентоспособность, чем мигранты из центрально-азиатских стран, а также этнические репатрианты из Монголии и Китая («оралманы»).

Иными словами, возможные выгоды от трудовой миграции в Россию (повышение уровня дохода, качества жизни, социального статуса и т.д.) для казахстанских мигрантов не покрывают вероятных потерь. Дефицит квалифицированных кадров в Казахстане определяет нежелание казахстанцев следовать традиционной логике трудовой миграции, связанной, как правило, с понижением карьерных позиций (шире - социального статуса) по новому месту работы. Такая ситуация будет определять невысокий уровень трудовой миграции из Казахстана (прежде всего, в Россию) и негативные динамику этого процесса. Некоторым исключением может быть приграничная российско-казахстанская миграция. Однако данная часть миграционного потока, на наш взгляд, должна рассматриваться в логике трансграничной кооперации, а не трудовой миграции.

Высокую вероятность подобного развития миграции из Казахстана, на мой взгляд, подтверждают и данные о трудовых мигрантах в России за 2005-2007 годы, приводимые еженедельником SmartMoney. Согласно публикации А. Каменского19, численность трудовых мигрантов в России из большинства стран СНГ за 2005-2007 год заметно выросла: из Узбекистана - с 30,4 до 52,8 тыс. чел., из Кыргызстана -с 15,6 до 24,7 тыс. чел., из Таджикистана - с 4,7 до 17,3 тыс. чел. В то же время, численность официально зарегистрированных в России трудовых мигрантов из Казахстана за эти годы сократилась с 51,9 до 40,3 тыс. чел. И хотя данные о количестве трудовых мигрантов, скорее всего, далеко не полные, тенденция сокращения трудовой миграции из Казахстана вполне очевидна.

Таким образом, динамика внешней миграции из Казахстана в последние годы позволяет, на наш взгляд, выделить следующие этапы этого процесса (ведущие функции в системе внешней миграции в порядке убывания значения):

1 этап: 1991-1997 гг.: «Донор» - преобладание оттока казахстанских граждан;

2 этап: 1998-2005 гг.: «Реципиент-донор-транзит» - быстрое снижение миграционного оттока, формирование растущего положительного сальдо с рядом соседних стран, складывание системы транзитной миграции из центрально-азиатских стран в Россию;

3 этап: 2006-2007 гг.: «Реципиент-транзит-донор» - невысокий миграционный отток, заметный рост числа иммигрантов и временных трудовых мигрантов на территории РК, нарастающий транзитный поток.

Однако в перспективе, на наш взгляд, весьма вероятно изменение значимости выделенных на третьем этапе функций. Перспективы транзитной миграции будут зависеть не только от привлекательности России (основного реципиента трудовых мигрантов на постсоветском пространстве), но и от социально-экономической ситуации в Казахстане. В случае углубления кризиса или формирования его затяжного характера, вероятно увеличение транзитной миграции, прежде всего, за счет мигрантов из Узбекистана. В результате спада казахстанской экономики во второй половине 2007 г. основной удар пришелся на строительный сектор, в котором, как было показано выше, занята значительная часть трудовых мигрантов. «Замораживание» строек уже привело к потере работы и заработка значительной частью трудовых мигрантов. Это в перспективе может привести к переориентации части трудовых мигрантов, ранее работавших в Казахстане, на Россию.

Указанные негативные социально-экономические процессы могут значительно подорвать и привлекательность Казахстана для иммиграции. В частности, возможен спад иммиграционной волны оралманов, что отмечается уже сейчас. По данным агентства РК по статистике за январь 2008 г. в страну въехало на 30,8% иммигрантов меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, что директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев объясняет тем, «что Казахстан теряет привлекательность в глазах оралманов», формировавших в основном положительное сальдо внешней миграции20.

Таким образом, в перспективе Казахстан, на наш взгляд, может утратить функцию страны-реципиента мигрантов (или, по крайней мере, ее значение резко снизится), а его место в международной миграции будет определяться, прежде всего, двумя обозначенными функциями: транзитной и фильтрующей. В случае дальнейшего замедления социально-экономического роста, значение последней (фильтрующей) будет снижаться, а объемы транзитной миграции - возрастать. Собственно эмиграция из Казахстана может несколько вырасти за счет увеличения оттока русскоязычного населения, однако масштабов 1990-х гг., скорее всего, она не достигнет.


1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на семинаре в г. Тояма, Япония 23 февраля 2008 г. в рамках проекта «Central Asian Migration Management and International Cooperation (САММIС)
2 В данном случае, термин «диаспора» не предполагает классическо­го понимания общности, объединенной общими ценностями, групповыми стратегиями и т.д. Здесь имеется в виду общность выходцев из бывшего СССР, имеющих более или менее общие культурные ценности и сохраня­ющих достаточно устойчивые (родственные, дружеские, деловые) связи со странами выхода.
3 Григоричев К.В., Тарасова Е.В. Миграционные связи между Казахстаном и Алтайским краем в 1992-2001 гг.: региональные особенности // Вестник Евразии, 2004, №1. С. 152-168, Grigorichev К. Migrants from Kazakhstan and Central Asia in Western Siberia - In: "A Bridge Across Amur River"/ International Migration and Migrants in Siberia and The Far East. - Moscow-Irkutsk 2004. P. 257-263.
4 Презентация законопроекта «О государственном языке» - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 24.04.2007. Режим доступа . http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=30171896; Максут Нарикбаев: К 2012 году все будут говорить по-казахски - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 24.04.2007. Режим доступа: htip://zakon.kz/our/news/new8.asp?id=30175056
5 В сентябре с.г. инфляция достигла максимального уровня с февраля 2000 года - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 11.10.2007. Режим доступа: http:/teakors.k2/our/news/news.a8p?id=30128327; Годовой уровень инфляции в Казахстане в текущем году составит 15% - Национальный банк республики - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 14.11.2007. Режим доступа htip://zakon.kz/our/news/new8.asp?id=30142609; Инфляция по итогам года составит более 18% - глава Нацбанка РК - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 19.12.2007. Режим доступа: http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=30149035
6 Казахская вилка: Над экономикой Казахстана сгущаются тучи. - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 16.07.2007. Режим доступа: htfp://zakon.te/ourmews/news.asp?id=30112090
7 Почему так быстро растут цены?! - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 24.10.2007. Режим доступа: http://zakon.kz/bur/news/news.asp?id=30136377
8 Сладкая паника. - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 22.10.2007. Режим доступа: http://zakon.kz/bur/news/news.asp?id=30136851
9 В Семее создан городской штаб по стабилизации цен на основные продукты - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 23.10.2007. Режим доступа http://zakon.kz/bur/news/news.asp?id=30136163; В ВКО открыто свыше 170 торговых точек, где цена булки хлеба - 43 тенге - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 11.10.2007. Режим доступа: htfp://zakon.kz/ourfriews/news.asp?id=30128342
10 Уточним, что под «русскоязычным населением Казахстана» мы понимаем не только собственно русских (как этнос), но и все население республики, для которого русский язык является основным, базовым языком, языком повседневного, в том числе и домашнего, и делового общения. Таким образом, в эту группу попадают не только собственно русские и другие славянские этносы, представители которых проживают на территории Казахстана, но и другие народы (в том числе значительная доля казахов), для которых русский язык является базовым культурным элементом.
11 Махмадбеков М.Ш. Внешняя трудовая миграция и социально-демографическое развития Республики Таджикистан // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Материалы VIII научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск: Издательство «Медиа-Альянс», 2007. С.214, 215.
12 Этнодемографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник - Алматы, 2006. С. 389.
13 Необходимо усиливать пограничный контроль на киргизском направлении - Генпрокуратура - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 13.06.2007. Режим доступа: http://zakon.kz.our/news/news.asp?id=30107387
14 Кыргызстан и Казахстан создают международные центры приграничного сотрудничества - «Лента новостей» Казахстанского юридического портала, 26.02.2008. Режим доступа: http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=30081206.
15 Акция легализации незаконных трудовых мигрантов помогла им урегулировать свой статус в РК - Лента новостей Казахстанского Юридического портала, 12.12.2006, Режим доступа: http://zakon.kz/our/news/news asp?!d=30080830
16 Под «серыми» схемами понимается полулегальное использование мигрантов, когда предприятие получает определенную квоту на привлечение иностранных рабочих, однако фактически использует большее их количество, чем положено по квоте.
17 В Казахстане заявляют о дефиците кадров в базовых отраслях, со­здающих наукоемкие технологии - Лента новостей Казахстанского Юридического портала, 29.11.2006, Режим доступа http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=30078887; В настоящее время стране требуется как минимум 100 тыс. работников технического и обслуживающего труда - Лента новостей Казахстанского Юридического портала, 24.04.2008, Режим доступа: http://zakon.kz/our/news/news asp?id=30175646
18 Григоричев К.В. Русскоязычное население Центрального Казахстана: возрастные особенности формирования идентичности и жизненных стратегий //Диаспоры, 2007, №2. С. 154-172.
19 А. Каменский Неленивые и нелюбопытные - SmartMoney, №8(98) за 10 марта 2008 г. - http://www.smoriey.ru/article.shtml72008/03/10/5083
20 Туда, сюда, обратно. Оралманы перестали помогать нашей статистике создавать положительное миграционное сальдо - Лента новостей Казахстанского Юридического портала, 16.04.2008, Режим доступа: http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=30173596

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.