Rambler's Top100

№ 355 - 356
1 - 14 декабря 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Воздействие денежных переводов мигрантов на экономику России и стран СНГ

Миграционные настроения в странах СНГ

Практика сезонной трудовой миграции как механизм регулирования экономических и социальных отношений в республике Дагестан

Роль иммиграции в формировании демографической политики Республики Казахстан

«Казахстанский транзит»: Казахстан в миграциях на постсоветcком пространстве

Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор

Восприятие миграции в стране выхода: Таджикистан

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Роль иммиграции в формировании демографической политики Республики Казахстан1

А.Н. Алексеенко2
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Сб. науч. Трудов IX Международной научно-практической конференции, 16-17 мая 2008 г., г. Усть-Каменогорск, 2008 с. 22-32)

В течение длительного времени (около ста лет) динамика численности населения Казахстана в значительной степени зависела от миграционных процессов. А так как большую часть столетия Казахстан являлся реципиентом, существенные изменения претерпел и его этнический состав (см. таблицу 1).

Таблица 1. Численность и этнический состав населения Казахстана по данным переписей населения 1897, 1926, 1939,1959, 1970,1979, 1989, 1999 гг. и материалам текущей статистики 2006 г (тыс. человек)

годы

всего

в том числе

казахи

русские

другие

численность

%

численность

%

численность

%

численность

%

1897

5136,3

100

3649,3

71,1

539,4

10,5

947,6

18,4

1926

6229,9

100

3627,6

58,2

1275,7

20,5

1326,6

21,3

1939

6081,4

100

2327,6

38,3

2458,7

40,4

1295,1

21,3

1959

9283,7

100

2787,3

30,0

3972,0

42,8

2524,4

27,2

1970

13013,6

100

4238,4

32,6

5521,9

42,4

3253,3

25,0

1979

14688,3

100

5293,4

36,0

5991,2

40,8

3403,7

23,2

1989

16199,1

100

6496,9

40,1

6062,0

37,4

3640,2

22,5

1999

14955,1

100

7971,6

53,3

4489,7

30,0

2493,8

16,7

2006

15219,3

100

8913,3

58,6

3979,3

26,2

2326,7

15,2

Источник: Алексеенко А.Н. Казахстан в зеркале переписей населения//Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН. Август, 2000, № 47; Этнодемографический ежегодник Казахстана, 2006. Статистический сборник. Алматы, 2006. - С. 5.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что с конца XIX века (перепись населения 1897 г.) до конца века XX (перепись населения 1989 г.) ведущей этнической компонентой в динамике численности населения являлись русские. За обозначенный период их стало больше в 11,2 раза, тогда как казахов - в 1,8 раза, то есть темпы роста числа русских были в 6,2 раза выше. Удельный вес русских в составе населения Казахстана быстро рос, достигнув максимума к концу 50-х - началу 60-х гг. Удельный вес казахского этноса в эти годы снижается до минимального значения.

Изменение этнического состава населения Казахстана происходило, в первую очередь, благодаря миграционным процессам. Наиболее активно протекали они в 1939-1970 гг. - более половины всех проживающих в конце 80-х гг. русских Казахстан получил именно в этом временном диапазоне.

В последующие годы динамика численности русских уже ' не так высока, демографическую ситуацию все в большей мере определяют казахи. Тем не менее, к началу суверенитета численность этноса составляла менее 50% населения республики.

Долгожданная грань - 50% титульного населения была достигнута за менее чем десятилетний период суверенного существования. Произошло это, в первую очередь, благодаря мощному миграционному оттоку из республики представителей европейских этносов, в основном русских (см. таблицу 2).

Таблица 2. Сальдо внешней миграции в 1992-2005 гг. (тыс. человек)

годы

всего

в том числе

казахи

русские

1992

-179,2

58,8

-105,1

1993

-222,1

23,4

-123,8

1994

-410,4

5,5

-251,9

1995

-238,6

8,0

-126,4

1996

-175,5

6,9

-96,4

1997

-261,4

-0,2

-157,4

1998

-203,1

1,7

-124,5

1999

-123,6

2,6

-71,4

2000

-108,3

10,7

-72,8

2001

-88,2

18,8

-65,0

2002

-62,0

25,7

-55,1

2003

-8,3

35,0

-26,0

2004

2,8

43,8

-26,7

2005

22,7

55,0

-22,7

Источник: Народонаселение Казахстана 2000: Сб. матер. По вопросам народонаселения. -Астана, 2000. - С. 38; Культура немцев Казахстана: история и современность: Матер. Межд. науч.-практич. конф. - Алматы, 1999. - С.58; Этнодемографический ежегодник Казахстана, 2006. Статистический сборник. Алматы, 2006. - С. 390-393.

Таким образом, период миграционного «донорства» (завершившийся в 2003 г.) характеризуется существенным сокращением европейской составляющей населения Казахстана. Иммиграция казахов была не в состоянии перекрыть отток русских, немцев, украинцев и некоторых других этносов.

В начале XXI века миграционный потенциал европейцев оказался в значительной мере исчерпанным. Уменьшила его и социально-экономическая стабилизация казахстанского общества, активизировавшая, в свою очередь, иммиграцию этнических казахов. В результате, с 2004 г. иммиграционный поток перекрывает эмиграционный. Сальдо внешней миграции становится положительным.

Динамика развития процессов внешней миграции в последнее десятилетие XX в. - начале XXI в. была различной. В суверенной миграционной истории можно выделить два условных периода:
1. Межпереписное десятилетие 1989-1999 гг. Это период кризисного социально-политического, социально-экономического развития. Незначительная иммиграция многократно перекрывается эмиграционным оттоком. Миграционные процессы развиваются стихийно.
2. 1999-2005 гг. Время значительного сокращения эмиграции и постепенного нарастания иммиграции. В 2004 гг. сальдо внешней миграции становится положительным. Казахстан вновь является миграционным реципиентом. Вследствие высокой динамики развития ситуации данный период разбит на две части: 1999-2003 и 2003-2005 гг.

Итак, в начале XXI в. ведущим компонентом внешнего движения населения становится иммиграция. Данный процесс нашел отражение в таблице 3.

Таблица 3. Иммиграция казахов в Казахстан в 1989-2005 гг.

Из каких стран

1989-2005

в том числе

1989-1998

1999-2002

2003-2005

Всего казахи

717745 393899

308514 164846

200521 84633

208710 144420

Россия казахи

256141 52666

105074 24480

95915 14941

55152 13245

Киргизия казахи

30934 6863

15312 2595

7776 1960

8026 2311

Туркмения казахи

48111 45982

29577 28218

9535 8992

8999 8772

Узбекистан казахи

243866 209075

68796 53538

63436 51764

111634 103773

Таджикистан казахи

12781 6123

10090 5476

1917 502

774   145

Монголия казахи

50923 50083

43057 42426

1978 1893

5888 5764

Китай
казахи

14179 12652

2026 1360

2048 1699

10105 9593

Рассчитано по: Миграция населения. Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Статистический справочник. Алматы, 2000, с. 70-71; Этнодемографический ежегодник Казахстана, 2006. Статистический сборник. Алматы, 2006, - С. 388-398.

Всего в 1989-2005 гг. иммигрировало 717745 человек. Удельный вес иммигрантов-казахов составляет 54,9%. При этом доля их постепенно нарастает. Если в 1989-1998 гг. она составляла 53,4%, то в 2003-2005 гг. - 69,2% (в 2004-2005гг. - 78,0%). Таким образом, четко обозначилась этнические особенности иммиграции, она все более становится казахской. Происходит это потому, что после провозглашения независимости РК началась реализация государственной политики по возвращению на родину казахов, в свое время по разным причинам ее покинувших. Часто иммигрантов называют «репатрианты», «оралманы». Основные регионы выхода иммигрантов следующие: из Узбекистана - 53,1%; из России - 13,4%; из Монголии - 12,7%; из Туркменистана - 11,7%; из Китая - 3,2%, из Кыргызстана - 1,7%; из Таджикистана - 1,6%. Рассмотрение географии выхода иммигрантов в динамике выявляет определенную тенденцию. В 1989-1998 гг. тройка основных доноров была следующей: Узбекистан давал 32,5% всех иммигрантов-казахов; Монголия - 25,7%; Туркменистан - 17,1%. В 1999-2003 гг. тройка лидеров выглядела следующим образом: Узбекистан - 61,2%; Россия - 17,7%; Туркменистан - 10,6%; В 2003-2005 гг. роль Узбекистана становится еще более явной - 71,9% иммигрантов; Россия - 9,2%; Китай - 6,6%. Таким образом, значение Узбекистана постоянно растет, других государств - снижается. Следует обратить внимание на стремительно растущую роль Китая. Так, в 2003-2005 гг. в сравнении с 1999-2002 гг. среднегодовое число иммигрантов увеличилось в 7,5 раз, а в сравнении с 1989-1998 гг. - в 23,5 раза. Если принять численность иммигрантов-казахов в 1999-2005 гг. за 100%, то удельный вес Узбекистана составит 82,0%, Китая - 13,2%. Казахи из Узбекистана и Китая являются, и будут являться основным иммиграционным потенциалом Республики Казахстан. Именно в этих государствах проживают многочисленные казахские диаспоры (примерно по 1,5 млн. человек в каждом).

Итак, в течение короткого времени миграционная ситуация в РК кардинально изменилась: если в 1994 г. сальдо внешней миграции составляло 410,4 тыс. человек со знаком «минус», то через десять лет - в 2004 г. - 2,8 тыс. человек со знаком «плюс». Ни в одном постсоветском государстве таких разительных перемен не случилось. Какова суть опыта Казахстана. Каким образом удалось повернуть вспять миграционные процессы?

Выше кратко освещались основные тенденции иммиграционных и эмиграционных процессов. Основными причинами сокращения эмиграции являлись социально-экономическая стабилизация, лояльная национально-языковая политика государства, уменьшение миграционного потенциала представителей европейских этносов. Наиболее адекватно, таким образом, социально-экономические, социально-политические процессы в РК отражает именно эмиграция. Процессы иммиграции развиваются несколько по иному сценарию. Динамика иммиграции почти полностью зависит от государственных решений. Фактически государство напрямую руководит данным процессом через выделение квот иммиграции. Достаточно сопоставить сведения о выделении квот, с данными о сальдо внешней миграции казахов (см. таблицу 2). Так, в 1993 г. квота составила 10 тысяч семей - сальдо внешней миграции - 23,4 тыс. человек; в 1995 г. - 5 тысяч семей - сальдо внешней миграции - 8,0 тыс. человек; В 1997 г. - 2,2 тысяч семей - сальдо внешней миграции - минус 0,2 тыс. человек. В начале 2000-х гг. квота иммиграции резко увеличилась, достигнув 15 тысяч семей. В результате значительно увеличилось и сальдо внешней миграции (см. таблицу 2). В ближайшей перспективе квота составит уже 20 тысяч семей.

Итак, каковы же основные движущие факторы иммиграционной политики РК? Анализ высказываний политических лидеров государства, известных общественных деятелей позволяет прийти к следующему выводу: основная цель иммиграционной политики заключается в решении этнодемографических проблем. Во-первых, будут ликвидированы этнодемографические диспропорции, сложившиеся в советский период и восстановлена историческая справедливость (анализ таблицы 1 позволяет убедиться в логике подобного предположения). Во-вторых, иммиграция сумеет восполнить миграционные потери, стабилизировать демографическую ситуацию, наконец, решить задачу, поставленную президентом РК Н.Назарбаевым - к 2015 г. довести численность населения государства до 20 миллионов человек3.

Таким образом, демографическая проблематика занимает далеко не последнее место в стратегии государственного развития РК. Рост численности населения должен осуществляться за счет увеличения рождаемости, сокращения эмиграции и увеличения иммиграции. К 2006 г. присутствовали все три компонента «демографического успеха». Численность населения увеличивалась как за счет естественного прироста, так и положительного сальдо внешней миграции. Исполнительная власть держала процесс под контролем. Н.Назарбаев подчеркивал, что одним из показателей деятельности акимов должен стать рост численности населения на вверенной им территории4.

Из трех компонентов достижения демографического благополучия наиболее управляемой со стороны государственных структур выглядит иммиграция. Регулирование процессами рождаемости весьма затруднительно, во всяком случае, мировая практика знает немного примеров успешного решения проблемы. Тем более что в недалекой перспективе количественный рост новорожденных замедлится, и, вполне возможно, уменьшится, так как положительное воздействие возрастной структуры населения вскоре завершится - в репродуктивный возраст начинает вступать малочисленное поколение 1990-х годов рождения. Что касается эмиграции, то и здесь обозначилась тенденция ее увеличения, связанная, в основном, с укреплением статуса государственного языка.

Таким образом, именно на иммиграцию ложится основная задача успешного осуществления демографических программ. И, видимо, роль ее будет нарастать. Тем более что прибывают иммигранты/оралманы из тех стран, где многодетные семьи до сих пор в почете. Возрастная структура проживающих в стране оралманов (651299 человек) весьма перспективна в демографическом плане: удельный вес детей составляет 41,3%, в трудоспособном возрасте находятся 54,0%, старше трудоспособного - лишь 4,7%5.

Значение иммиграции будет увеличиваться по мере ослабления положительного воздействия естественного прироста и нарастания эмиграции. В то же время, увеличивающаяся роль иммиграции ставит перед руководством РК и новые проблемы. Тем более что численность прибывших в государство за суверенный период оралманов, судя по всему, еще не установлена. Во всяком случае, официальные и неофициальные источники представляют различные сведения6.

Успешное решение демографических вопросов (на 1 января 2008 г. численность населения РК достигла 15565,6 тыс. человек)7 оставило на втором плане иные проблемы, в первую очередь социально-экономического свойства. Постепенно они все более осознавались государственными деятелями. Так, председатель Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты РК Жазбек Абдиев заявил, что в Казахстан прибывают неквалифицированные переселенцы, которые не владеют ни казахским, ни русским языком, поэтому почти 50% из них - безработные. В Казахстан, считает Ж. Абдиев, импортируется нищета8. В 2005 г. зарегистрировано свыше 35 тысяч заявлений от желающих переехать в РК. И все претендуют на включение в квоту иммиграции оралманов, рассчитывая на получение дополнительных льгот. По мнению Ж. Абдиева, «Иногда складывается ощущение, что отдельные граждане стремятся попасть в Казахстан только для того, чтобы получить деньги»9. Часто оралманы, получив пособие, уезжают за пределы Казахстана или получают материальную помощь несколько раз, переезжая из области в область10.

Все это видит и местное население. Так, 50,5% жителей Южно-Казахстанской области, региона наибольшей концентрации репатриантов, отмечают, что у оралманов преобладают иждивенческие настроения, и они не предпринимают попыток самостоятельно решать свои проблемы11.

Резюмируя многочисленные сообщения, опубликованные, в основном, в официальных СМИ, можно отметить, что сюжет «оралманы в Казахстане» развивается по следующему сценарию. На первом этапе преобладали комментарии патриотического толка: возвращение на историческую родину, ликвидация этнодемографических диспропорций советского прошлого, стабилизация демографической ситуации в РК. Внимание также акцентировалось на бытовых проблемах оралманов. Постепенно на этом фоне начали появляться и иные характеристики, частично приведенные выше. Суть их заключается в том, что качественный состав иммигрантов гораздо ниже качественного состава местного населения (уровень образования, профессиональной подготовки). Помимо этого, все более открыто стало говориться об иждивенческих настроениях оралманов. В настоящее время, когда число их достигло значительной величины (651299 человек на 1 января 2008 г., что составляет 4,2% населения РК), все более актуальными становятся вопросы адаптации репатриантов, их интеграции в казахстанское общество. Здесь имеются определенные проблемы: «В данный момент государство не в состоянии их (оралманов. - А.А.) адаптировать, и многие из них не хотят адаптироваться к казахстанской действительности, они проживают анклавами при консервации общинности и имеют контакт с государствами, из которых они приехали. Кроме того, государственные органы на сегодняшний момент полноценно не могут помочь с трудоустройством, обучением и адаптацией»12.

Исследователь А.Б. Есимова отмечает, что «...большая часть оралманов ощущает себя прежде всего казахами. Меньше оказалось ответивших, что в первую очередь они ощущают себя гражданами Казахстана»13. Исполняющая обязанности главы миссии Международной организации по миграции в Казахстане Е. Бадикова уверена в том, что «Наплыв мигрантов из соседних стран поставит РК перед новыми вызовами. Для того, чтобы интегрировать массы людей, требуется хотя бы представить, во что их интегрировать. Отвлеченное понятие «казахстанская идентичность» должно обрести для государства реалистичное содержание»14.

В качестве выводов можно отметить следующее. Основная роль репатриации этнических казахов заключается в том, чтобы восстановить историческую справедливость, ликвидировать диспропорции этнодемографического развития, в целом стабилизировать демографическую ситуацию в Казахстане. Но чем интенсивнее развивалась иммиграция, тем актуальнее становились проблемы «качества» прибывающих, интеграции их в казахстанское общество. Учитывая, что стратегическим курсом Республики Казахстан является ускоренная модернизация, индустриально-инновационное развитие, государство остро нуждается в квалифицированных кадрах. Иммиграция данной проблемы в настоящее время не решает. Имеющая место эмиграция ее усугубляет. Нехватка трудовых ресурсов высокой квалификации становится все более явной. Рынок труда пополняется малоквалифицированной рабочей силой. Проблему обостряют и незаконные трудовые мигранты в РК. По оценкам экспертов число их составляет около 300-400 тысяч человек15.

Таким образом, иммиграция, успешно решив задачи этнодемографического свойства, ставит, по мере развития, новые задачи перед Республикой Казахстан, в первую очередь социально-экономического характера.


1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на семинаре в г. Тояма, Япония 23 февраля 2008 г. в рамках проекта «Central Asian Migration Management and International Cooperation (САММIС)
2 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск
3 Куаныш Айтаханов, депутат Сената Парламента РК: «Для увеличения численности населения Республика обратилась с призывом к соотечественникам за рубежом, разбросанным по всему земному шару, чтобы они возвращались на историческую родину... В целом для Казахстана главной, думается, является демографическая проблема, которая непосредственно влияет на независимость и безопасность республики» / Казахстанская правда, 2007, 19 мая; Ахметов Д.К., заместитель Премьер-министра РК в 2000 г.: «...Правительство прорабатывает вопрос о репатриации 500 ты­сяч этнических казахов в ближайшие годы. Эти меры будут способствовать решению демографических проблем» / Народонасепение Казахстана 2000. Сборник материалов по вопросам народонаселения. Астана, 2000. - с. 21; Аслан Мусин, спикер Мажилиса Парламента РК: «Этническая репатриация представляет интерес для Казахстана по целому ряду причин, основная - это стабилизация демографической ситуации, восполнение миграционных потерь»/Казахстанская правда, 2008, 18 марта и др.
4 Казахстанская правда, 2005, 8 октября.
5 Казахстанская правда, 2008, 14 марта.
6 Джаганова А., председатель Агентства РК по миграции и демографии в 2004 г.: «С 1991 г. по апрель 2004 г. в РК прибыло 83936 семей оралманов или 322432 человека» / Казахстанская правда, 2004, 18 июля; Она же: «С 1991 г. по апрель 2004 г. в РК прибыло 62016 семей оралманов или 259,8 тысяч человек» / Казахстанская правда, 2004, 20 июля; Абдиев Ж.Н., председатель комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения: «Со времени обретения независимости в Республику на постоянное место жительства приехало свыше 374 тысяч оралманов» / Казахстанская правда, 2005, 8 октября и др.
7 Казахстанская правда, 2008, 7 марта.
8 Казахстанская правда, 2005,11 февраля.
9 Казахстанская правда, 2005, 28 июля.
10 Казахстанская правда, 2005, 11 февраля.
11 Есимова А.Б. Проблемы адаптации репатриантов в Казахстане (на примере Южно-Казахстанской области) / Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. VI Межд. науч.-практич. конф. Сб. научных трудов. Часть 1. Усть-Каменогорск, 2005.- с. 172.
12 Линок С.А. Этнический фактор внутриполитической стабильности в Республике Казахстан/ Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Материалы V Межд. науч.-практич. конф. Усть-Каменогорск, 2004. - с. 226.
13 Есимова А.Б. Указ. соч. - с. 77.
14 Аргументы и Факты Казахстан, 2008, №8.
15 Там же.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.