Жизнь без детей: успехов больше, счастья меньше
Вовк Е.
(Опубликовано в журнале "Социальная реальность", 2008,
№5)
В спорах о движущих мотивах деторождения сломано немало
копий. Да и вряд ли здесь может быть получен окончательный ответ
– уж больно тонкая материя. Между тем, вопрос далеко не умозрительный
и не праздный – он вплотную примыкает к вопросу о причинах “нормативной
малодетности” (а значит, в конечном итоге, и к вопросу о разработке
мер воздействия на демографическую ситуацию). Мы попытаемся подойти
к проблеме с другой стороны – со стороны представлений о бездетности.
Ведь, как правило, мало кто задается вопросом, как сквозь призму
социокультурных ценностей выглядит альтернатива “жизни с детьми”,
и уж тем более – какие “за” и “против” оказываются на чашах весов
в момент принятия репродуктивных решений. Преимущество подобного
захода в том, что разговор о бездетном образе жизни позволяет высветить
соображения и установки, обычно затмеваемые безусловной ценностью
детей: говорить о положительных сторонах бездетности гораздо легче,
чем об ограничениях и потерях, привносимых ребенком в жизнь родителей.
Судя по полученным нами данным1,
вопрос о рождении ребенка влечет за собой серьезное столкновение
ценностей – в этой точке культурная концепция успеха и культурная
концепция полноценной счастливой жизни вступают в трудноразрешимое
противоречие. Речь, повторим, шла о бездетности – а именно, о приобретениях
и потерях, связанных с сознательным отказом от обзаведения детьми;
но, на наш взгляд, эти представления зеркально отображают представления
о приобретениях и потерях, связанных с решением о рождении ребенка
(будь то первенец или очередное чадо).
Приведем сначала ответы на открытый
вопрос, что теряют люди, отказываясь иметь детей, каких положительных
сторон жизни, каких преимуществ они лишаются.
Во-первых, по мнению респондентов,
жизнь бездетных людей лишена важной эмоциональной составляющей,
связанной с общением с детьми и их воспитанием. Добрая половина
ответов так или иначе касаются именно этой темы – различаются только
акценты.
Одни фокусируют внимание на эмоциональном
опыте родительства – говорят, что, отказываясь иметь детей, люди
лишают себя радости материнства и отцовства, возможности заботиться
о детях и воспитывать их, видеть ответную любовь с их стороны.
“Быть названным мамой или папой”, “быть
родителями, счастье – наблюдать, как растут дети”, “видеть, как
растет свой ребенок, как делает успехи в своей жизни, нет ребенка
– не о ком заботиться”; “воспитывать, растить”; “дать жизнь маленькому
человеку”; “забот, побед, значения”; “каждодневное общение с детьми”;
“лишают себя возможности подарить свою любовь”; “радость воспитания
своих детей”; “радость и счастье материнства и отцовства”; “слышать
слова “папа” или “мама””; “чувствовать ребенка на руках, гордость
материнства, отцовства” (15%; ответы на открытый вопрос).
“Детской ласки и любви”; “когда ребенок
тебя любит – это счастье” (8%; ответы на открытый вопрос).
Другие апеллируют к более общим и абстрактным
категориям и одновременно постулируют тождественность между опытом
родительства и доступностью светлых, счастливых переживаний – говорят,
что, отказываясь иметь детей, люди лишают себя “всего самого лучшего”,
вообще лишаются радости и счастья. Впрочем, не исключено, что эти
респонденты говорят в целом о том же, что и респонденты из предыдущей
группы, только несколько иными словами.
“Без детей нет радости”; “без детей
нет счастья”; “всего самого лучшего”; “всего самого хорошего лишаются”;
“всего: всей радости, всей жизни”; “дети – это само по себе счастье”;
“понять настоящее счастье”; “простого человеческого счастья”; “человек
без ребенка не может быть счастлив”; “элементарного счастья в детях”
(17%; ответы на открытый вопрос).
Вторая категория ответов во многом
смыкается с первой – с той оговоркой, что в ней акцентируется экзистенциальная
ценность детей; респонденты говорят, что, отказываясь иметь потомство,
люди лишают себя будущего, теряют цель и смысл жизни и самое ощущение
полноценного существования.
“Лишают себя будущего”; “на своем будущем
крест ставят” (4%; ответы на открытый вопрос).
“А для чего тогда жить?”; “без детей
жизнь неполноценная”; “без детей нет смысла жизни”; “без детей плохая
жизнь”; “все теряют, жизнь полноценную человеческую”; “все теряют,
обязательно надо иметь ребенка”; “всего лишаются”; “дети – смысл
жизни”; “теряют свою жизнь”; “цели в жизни нет у этих людей” (11%;
ответы на открытый вопрос).
Третья категория ответов о негативных
аспектах бездетности связана с социальными последствиями такого
репродуктивного выбора. Здесь часть респондентов упоминают об одиночестве,
подстерегающем бездетных, – дескать, отказываясь стать родителями,
люди лишают себя перспективы получить в будущем поддержку и заботу
со стороны детей и внуков, рискуют остаться без единой родной души.
“В старости не будет рядом родного
человека”; “в старости некому стакана воды подать”; “опоры и поддержки
в старости нет”; “останется один, и помочь некому”; “ухоженную старость”;
“хорошей старости” (14%; ответы на открытый вопрос).
Кто-то говорит, что люди, сознательно
выбирающие бездетность, лишаются возможности оставить наследников,
продлить род, увидеть внуков – в каком-то смысле обеспечить себе
бессмертие.
“Внуков, продолжения рода”; “возможность
иметь наследников, преемников”; “внуки – это все”; “видеть около
себя похожего ребенка”; “дети – это продолжение тебя”; “их род не
продлится”; “лишают себя внуков”; “лишаются своего продолжения”
(14%; ответы на открытый вопрос).
Часть опрошенных считают, что бездетные
люди лишены полноценной семьи, не знают настоящего семейного уюта
и счастья.
“Без детей нет семьи”; “иметь нормальную
семью”; “настоящую полную семью”; “обычных семейных радостей”; “семейного
счастья” (4%; ответы на открытый вопрос).
По существу, пусть мы и разделили представления
о потерях, связанных с выбором бездетного образа жизни, на несколько
категорий, нам кажется, что в большинстве приведенных реплик речь
так или иначе идет именно об экзистенциальной ценности детей и экзистенциальном
смысле родительства. Обратим внимание на то, какими понятиями оперируют
респонденты: радость, счастье, гордость, смысл жизни, продолжение
рода… Пожалуй, из этого ряда выпадают только рассуждения об одинокой
старости бездетных людей – здесь вопрос о наличии или отсутствии
детей рассматривается с более прагматических позиций.
Посмотрим теперь, что за категории
оказываются на другой чаше весов: что, по представлениям респондентов,
приобретают люди, отказываясь иметь детей, какие положительные стороны
жизни открываются перед ними и какие преимущества они имеют?
Во-первых, это свобода и независимость,
возможность тратить больше времени на себя, свои увлечения и интересы.
“Более свободен”; “личную свободу и
независимость”; “молодые, свободные”; “руки у них развязаны” (13%;
ответы на открытый вопрос).
“Баловать самих себя”; “больше времени
на себя, можно путешествовать”; “все для себя имеют, живут для себя”;
“вся прелесть жизни в их руках”; “ездят за границу, отдыхают там”;
“есть возможность посвятить жизнь только себе”; “жить в свое удовольствие”;
“что хотят, то и делают” (11%; ответы на открытый вопрос).
Во-вторых, это больше шансов добиться
профессиональных успехов, построить карьеру, реализовать себя как
творческую личность.
“Могут больше добиться в карьере”;
“могут отдаться работе, творчеству”; “могут строить карьеру”; “отдают
себя работе”; “перспективы карьеры”; “профессиональный рост” (6%;
ответы на открытый вопрос).
В-третьих, это финансовое благополучие,
материальный достаток и возможность тратить деньги только на себя.
“Бюджет выше”; “богатство”; “больше
денег на себя тратят”; “меньше материальных затрат”; “они более
обеспечены”; “они коттеджи строят, дома”; “финансовое благополучие”
(7%; ответы на открытый вопрос).
Наконец, бездетные люди не обременены
ответственностью за детей, у них меньше обязанностей и забот и больше
шансов сохранить здоровые нервы и вообще жить в спокойствии.
“Беззаботная жизнь”; “жить без напряжения”;
“меньше проблем”; “необременённость”; “нет никаких забот”; “нет
ответственности ни перед кем”; “никаких обязанностей”; “никому ничего
не обязаны, не должны”; “ничем не связаны, нет ответственности”
(5%; ответы на открытый вопрос).
“Бессонные ночи отсутствуют”; “душевное
спокойствие”; “они обретают спокойствие, не надо дергаться, вскакивать
по ночам”; “спокойная жизнь”; “спят больше”; “целые нервы” (4%;
ответы на открытый вопрос).
Как видим, обсуждая преимущества бездетного
образа жизни, респонденты, за редким исключением, говорят либо о
составляющих жизненного успеха, либо о возможности наслаждаться
жизнью – именно эти жизненные блага, согласно массовым представлениям,
приобретают бездетные люди и именно всем этим приходится поступаться
тем, кто обзаводится-таки детьми.
Итак, похоже, выбор между наличием
и отсутствием детей оказывается выбором между счастьем – и успехом,
удовольствиями; между экзистенциальными смыслами существования –
и свободой, самореализацией, обеспеченностью. На наш взгляд, ровно
такой же выбор возникает и в момент принятия решения о рождении
или нерождении очередного ребенка.
Обратим внимание: представления о выгодах
бездетности имеют довольно широкое хождение – тот или иной содержательный
ответ на соответствующий открытый вопрос дал каждый третий из участников
опроса (хотя, конечно, они распространены в гораздо меньшей мере,
чем представления о потерях, связанных с бездетностью, – последние
описывали семеро из каждых десяти).
Оценивая баланс положительных и отрицательных
следствий бездетности, большинство, конечно, говорили о преобладании
вторых: мнение, что у бездетного существования больше плохих, нежели
хороших сторон, высказали 78% опрошенных. Из числа остальных 17%
затруднились однозначно принять ту или иную точку зрения, а 4% склонны
думать, что в бездетности больше преимуществ, чем недостатков (интересно,
что суждения по этому поводу не связаны с возрастом респондентов).
В представлениях о том, возможно ли полноценное счастье без детей,
однозначности меньше: с мнением, что если у взрослого, зрелого по
возрасту человека нет детей, то он не может быть по-настоящему счастливым,
согласились две трети опрошенных (64%), тогда как каждый шестой
(16%) посчитал, что и при отсутствии потомства можно быть по-настоящему
счастливым; еще 20% затруднились выбрать ту или иную позицию.
Таким образом, несмотря на безоговорочное
господство мнения о преобладании негативных сторон бездетного образа
жизни над позитивными, довольно многие - примерно треть россиян
- усматривают в последнем определенные преимущества, упоминая их
в ответах на открытый вопрос, и примерно столько же - по крайней
мере не уверены в том, что подобный образ жизни “по определению”
не совместим с полноценным счастьем.
Как мы говорили выше, вопрос о том,
чтобы иметь ребенка, похоже, влечет за собой трудноразрешимое столкновение
культурной концепции успеха и культурной концепции счастливой жизни.
Не исключено, что именно в силу этого столкновения ценностей большинство
людей сегодня останавливаются на рождении одного-двух детей - в
конце концов, для реализации упомянутой выше экзистенциальной программы,
для получения соответствующего эмоционального опыта, привнесения
в жизнь счастья достаточно и одного; после же акцент смещается на
реализацию программ личной успешности.
Но если, как нам представляется, нынешняя
российская “нормативная малодетность”, будучи в значительной мере
следствием столкновения семейных и личностных ценностей, ценностей
родительства и ценностей самореализации, ценности “быть нужным”
и ценности “быть свободным”, представляет собой определенный нормативный
компромисс, то в принципе возможно и альтернативное разрешение данной
коллизии, а именно - примирение, синтез ценностей на уровне социальных
и культурных практик.
Речь идет о практиках, в рамках которых
дети не ограничивали бы (или ограничивали в минимальной степени)
личностную свободу родителей. Где-то для этого потребуется менять
целый пласт представлений (например, о необходимости стерильных
условий для малышей или обязательности родительского самопожертвования).
Где-то - создавать организационные формы (например, зоны для некурящих
и детские комнаты в публичных местах) и развивать институциональные
практики (предоставление молодым родителям надомной работы, стимулирование
частичной занятости или самозанятости и т.д.). Но, конечно, это
долгая история, предполагающая к тому же известную гибкость общества
и изобретательность культуры.
1
Общероссийский опрос населения от 24–25 мая 2008 года (100 населенных
пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов). В дальнейшем по умолчанию
приводятся ссылки на этот опрос
|