Rambler's Top100

№ 353 - 354
17 - 30 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Глобальные детерминанты низкой рождаемости

Новые тенденции рождаемости в России

Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели

Социальная поддержка семей с детьми в США

Социально-гигиеническая грамотность как фактор репродуктивного поведения женщин

Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей

Жизнь без детей: успехов больше, счастья меньше

1000 москвичек - о разводе и алиментах на детей

Пословицы о расходах на детей как предмет социально-демографического исследования

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели

Оливье Тевенон1
(Опубликовано в: Population et sociétés, numéro 448, Septembre 2008
http://www.ined.fr/en/resources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1368/
http://www.ined.fr/fr/ressources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1368/)

Различия между развитым странами в уровне рождаемости – среднем числе рождений на одну женщину – иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща. Что представляет собой такая семейная политика в развитых странах и на что она направлена? Оливье Тевенон сопоставляет существующие направления политики, используя базу данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Демографическая эволюция последних десятилетий привела большую часть развитых стран к необходимости введения в действие или усиления мер помощи семьям. Снижение рождаемости, начиная с 1970-х годов, повлекло за собой значительное снижение числа рождений, которое оценивается как опасное в долговременном плане. Так как число детей в семье часто оказывалось меньше того, которое указывалось при опросах населения как желаемое, помощь нацелена на реализацию этих пожеланий и направлена на устранение препятствий рождению ребенка. Увеличение числа разводов, повторных браков, так же, как и увеличение числа внебрачных рождений и числа одиноких родителей, побудили страны усиливать социальную помощь семьям, в частности, тем, которые находятся в трудном положении. Параллельно, страны пытались поощрять женскую занятость, облегчая родителям совмещение профессиональной деятельности и семейной жизни. В общей сложности, инвестиции государств в пособия и финансирование услуг семьям, увеличились в значительной степени, достигнув в среднем 2,4% ВВП в 2003 году в странах ОЭСР по сравнению с 1,6 % ВВП в 1980 году.

Противоречат ли друг другу занятость женщин и рождаемость?

В то же время, семейная политика в разных странах различна. В некоторых странах она существует с давних пор и изменялась со времени ее введения, чтобы лучше приспособиться к новым рискам, которым подвергаются семьи. В других, она появилась не так давно и пока еще включает довольно разнородные социальные меры.

Задачи ее различны, и приоритеты формулируются по-разному: повышение рождаемости, лучшее совмещение работы и семейной жизни, борьба с экономическим неравенством и бедностью семей, помощь в уходе за детьми и их воспитании или более равномерное разделение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами.

Две цели – повышение уровня женской занятости и увеличение рождаемости – могут показаться на первый взгляд противоречивыми. Но это – привычное клише; на деле, напротив, сегодня рождаемость выше именно в тех странах, где высок уровень занятости женщин (график 1).

График 1. Коэффициент рождаемости и уровень занятости женщин в странах ОЭСР в 2005 году

Северные страны: существенная поддержка семей с маленькими детьми

Сравним семейную политику различных стран, используя базу данных о «положении семей и семейной политике», разработанную ОЭСР2, и располагая страны на двух осях. Две группы стран выделяются с первого взгляда: северные страны, расположенные справа на графике, и страны Юга Европы и англо-саксонские страны, расположенные слева. Это противопоставление основано, главным образом, на различии в поддержке семей с детьми до трех лет, предоставляемой либо в форме отпусков, либо в форме услуг по уходу за детьми работающих родителей. Отпуск в северных странах продолжительнее, чем в остальных: 53 рабочих недели, приведенных к полному рабочему дню и средней заработной плате, в Швеции и 47 недель в Дании против всего лишь 27 недель, в среднем, по всем странах ОЭСР3.

Для отцов также продолжительность отпуска, который им полагается, здесь больше, чем в других странах: 13 недель в Исландии, 11 – в Швеции, тогда как  средняя продолжительность отпуска в странах ОЭСР в целом составляет лишь одну неделю. Тем не менее и здесь отпуск, предназначенный для отцов, - лишь малая часть общей длительности родительского отпуска, обычно используемого в основном женщинами. В общей сложности, расходы, связанные с предоставлением отпусков, в северных странах явно наиболее значительны, достигая в среднем на каждого ребенка 57% ВВП на душу населения по сравнению с 25% ВВП в других странах и только 5% в англо-саксонских странах.

Сверх того, в северных странах4 уровень пользования государственными услугами по уходу за детьми намного выше, здесь чуть более половины детей до трех лет посещают ясли, в то время как для остальных стран эта пропорция составляет меньше одной пятой. Сумма, выделяемая на одного ребенка, также выше: 5758 долларов по паритету покупательной способности, в среднем, в северных странах, против 2520 долларов, в среднем, для всех стран. Объем денежных пособий, предоставляемых семьям, напротив, ниже среднего. И они в первую очередь идут семьям с низким доходом.

В общей сложности, инвестиции, реализуемые в виде услуг по уходу и воспитанию детей до 6 лет, более высоки в северных странах и, в среднем, составляют 1,6% ВВП против 0,7% в других странах (всего 0,6% в англо-саксонских и азиатских странах и 0,7% в странах южной Европы).

График 2. Страны ОЭСР согласно их семейной политике

Замечание о методе анализа: Сходства и различия между странами ОЭСР были получены в результате расположения каждой страны на двух осях благодаря анализу двух главных составляющих. Горизонтальная ось выражает наиболее сильное противопоставление, которое заключается в помощи в форме отпусков и сервисной поддержке при наличии ребенка младше трех лет в семье. Вертикальная ось противопоставляет страны исходя из продолжительности родительского отпуска и степени направленности финансовой помощи семьям с низкими доходами.
Источник: ОЭСР

Дания: значительное вмешательство государства

Дания и Исландия отличаются от других европейских стран (график 2) отчасти по одной и той же причине: доступность детских учреждений для детей до трех лет в этих двух странах очень высока (62% в Дании и 59% в Исландии). В Дании, кроме того, высок уровень расходов на обеспечение детских учреждений (2,3% ВВП). К тому же в Дании, как и в остальных северных странах, часть дохода, исключаемого из налогообложения в случае выхода на работу, намного выше, чем в других стран. Это можно рассматривать как противовес таким мерам как относительно значительная помощь в форме оплачиваемого отпуска и услуг по уходу за ребенком, который позволяет сочетать работу с наличием маленького ребенка.

Дания представляет собой, без сомнения, образец наиболее удачной модели, основанной на сильном общественном вмешательстве, предлагающем непрерывную и значительную поддержку, позволяющую родителям сочетать работу и семейную жизнь. Система обеспечивает довольно существенную финансовую поддержку в течение всего периода отпуска. Хотя отпуск относительно невелик по времени, это возмещается легкой доступностью учреждений для маленьких детей, затем учреждений дошкольного и школьного образования. В этих условиях, уровень рождаемости оказывается одним из самых высоких среди стран ОЭСР, что сочетается с очень высоким уровнем занятости женщин, работающих полный рабочий день. Довольно высокая занятость женщин сопровождается, тем не менее, значительным профессиональным неравенством между мужчинами и женщинами.

Англо-саксонские страны: помощь детям дошкольного возраста и детям из бедных семей

В отличие от северных стран, англосаксонские страны, Японию, Корею и страны Южной Европы сближает то, что меры помощи, способствующие сочетанию работы и ухода за ребенком до трех лет, в них менее существенны. Прежде всего, послеродовой отпуск здесь плохо оплачивается, а иногда и вовсе не оплачивается. Услуги по уходу за ребенком и его воспитанию в целом также менее развиты, хотя между странами существуют большие различия. Кроме того, публичные расходы в основном направлены на дошкольное образование. Расходы на одного ребенка в возрасте до трех лет и посещаемость учреждений по уходу за ними гораздо ниже, чем в возрасте от 3 до 6 лет.

Англосаксонские страны, так же как Япония и Корея, отличаются, тем не менее, от стран Южной Европы по многим аспектам. Во-первых, поддержка семей с помощью пособий и налоговых льгот в них более значимы. Это основной способ вмешательства в этих странах, где социальные выплаты составляют 1,9% ВВП в отличие от 1,6% в среднем по странам (США является исключением: там затраты составляют 0,8%). Эта помощь вполне определенно адресована семьям с низкими доходами с целью противодействия их обеднению. Немногим более чем один ребенок из четырех (28%) все же имеет доступ к услугам по уходу, нередко частным, тогда как в среднем по всем странам – несколько меньше одного из четырех (23%).

Иначе говоря, англосаксонские страны характеризуются ограниченной общественной помощью родителям с детьми до 3-х лет, облегчающей сочетание работы и семейной жизни. Более значительные государственные инвестиции направляются на развитие дошкольных учреждений для детей, достигших 3-х лет, и рассчитанных чаще всего на пребывание в них неполный день. Главная цель - предоставить дошкольникам образование, обеспечивающее детям равенство шансов. В таких условиях, сочетание работы и семейной жизни обеспечивается благодаря гибкости рынка труда, которая позволяет сменить работу, не будучи вовлеченным в слишком долгий период безработицы, и, главным образом, дает возможность частичной занятости для женщин, имеющих маленького ребенка. Это сочетание опирается, таким образом, на сильную асимметрию в положении мужчин и женщин на рынке труда и предполагает отказ в случае рождения ребенка от некоторой части дохода, не компенсирующейся пособиями. В результате, доходы семей часто оказывается низкими, а уровень бедности в этих странах - один из самых высоких. Зато маневрирование, возможное благодаря особенностям рынка труда, позволяет этим странам поддерживать один из самых высоких уровней рождаемости.

Южная Европа: ограниченная помощь.

В других странах коэффициенты рождаемости и уровень женской занятости в целом значительно ниже. Они особенно низкие в странах Южной Европы с высоким уровнем бедности. Для этих стран характерна неразвитость семейной политики, о каких бы ее сторонах ни шла речь. Прежде всего, крайне невелик объем денежных выплат семьям. Родительский отпуск там тоже очень продолжительный, но он плохо оплачивается или не оплачивается вовсе. Португалия слегка выделяется в этой группе стран более короткими отпусками для родителей, большей ориентированностью денежных выплат на семьи с низкими доходами и большей доступностью учреждений по уходу за детьми до 3-х лет: в Португалии их посещают 23% детей, тогда как в Италии и Греции менее 7%. Такой же уровень доступности учреждений по уходу за маленькими детьми характерен и для Испании, но родительский отпуск там намного продолжительнее и он не оплачивается.

Другие страны – Центральной и Восточной Европы – занимают промежуточное положение. Только Франция и Венгрия выделяются показателями намного выше средних для всех видов помощи семьям. Прежде всего, длительность отпуска, приведенного к занятости при средней заработной плате, здесь выше, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. К тому же финансовая помощь семьям с ребенком (детьми), гораздо в меньшей степени, чем в других странах, ориентирована на семьи с низкими доходами. Затраты на все виды ухода за детьми здесь также более высоки, чем в среднем, но масштаб охвата такими услугами детей до трех лет во Франции (29%)5 намного больше, чем в Венгрии (7%).

Французская модель: значительная помощь…

Итак, Франция занимает особое положение по сравнению с ее европейскими соседями6. С одной стороны, общие расходы на поддержку семей сравнительно высоки, так как, с учетом налоговых льгот, они достигают 3,8% ВВП, что ставит Францию на 3-е место среди стран ОЭСР, средняя для которых равна 2,4%. Охват учреждениями по уходу за детьми до трех лет здесь существенно более высок, чем в большинстве континентальных стран. Этому способствует практически всеобщая доступность детских садов для детей, начиная с 2-х–3-х летнего возраста. С другой стороны, если учитывать налоговые льготы, финансовая помощь семьям с детьми здесь значительнее, чем в северных странах. Эти трансферты весьма выгодны и обеспеченным семьям. В общем, помощь в денежной форме, доступность с раннего возраста детских учреждений и большая гибкость расписания в школе позволяют непрерывно сочетать работу и семейную жизнь на всех этапах жизни ребенка. Помощь предоставляется также и тем родителям, которые решают прервать свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься ребенком до 3-х лет.

Такое разнообразие помощи объясняется тем, что во Франции семейная политика имеет давние корни и преследует множественные цели7. Помощь семьям, лишенным средств, и защита доходов всех семей образуют стержень этой политики со времени ее появления в начале XX века. Поддержка рождаемости – также давняя цель, которая оправдывает большие выплаты многодетным семьям, каким бы ни был их первоначальный доход. 70-е годы XX века отмечены социализацией семейной политики, ориентированной на помощь семьям с одним родителем и на решение жилищного вопроса с учетом семейного положения. Стремление облегчить сочетании работы и семейной жизни становится также доминирующей темой с 1980-х; оно способствует расширению детских учреждений и финансовой помощи семьям, выбравшим индивидуальный уход за ребенком.

…которая, в зависимости от обстоятельств, то увеличивает, то сокращает уровень занятости

В любом случае, помощь семьям развивается очень амбивалентном контексте из-за бюджетных трудностей, роста массовой безработицы и «фамилиалистского» движения – все это благоприятствует помощи матерям которые сами занимаются своими маленькими детьми. Родительское пособие на воспитание было создано таким образом, чтобы помогать родителям троих детей (после 1985 года) и двоих детей (с 1994 года), которые прерывают свою профессиональную деятельность, для того чтобы заниматься маленьким ребенком до трех лет. Недавняя (2004 год) реформа пособия на новорожденного или усыновленного ребенка расширяет эту помощь, вводя для родителей возможность прерывания работы на 6 месяцев с момента рождения первого ребенка. Это, как и в других странах, таких как Финляндия, Норвегия, Австрия, система двойственной помощи, которая оказывается в случае, если родители прибегают к услугам по уходу за ребенком, чтобы продолжать свою профессиональную деятельность, и матерям, которые, наоборот, решают приостановить ее, чтобы самим заниматься маленьким ребенком. Однако специфика Франции заключается в том, что все виды помощи благоприятствуют, скорее, сохранению занятости на полный рабочий день после рождения первого ребенка и, скорее, прерыванию или сокращению работы после рождения последующих детей.

Эта особенность частично объясняет, почему во Франции уровень занятости на полный рабочий день женщин, имеющих одного маленького ребенка относительно выше по сравнению с другими континентальными странами, в то время как он сильно снижается с рождением последующих детей. Около 50% матерей, имеющих одного ребенка, работают полный рабочий день, тогда как менее 20% не работают. В то же время, менее 25% матерей троих или более детей работают полный рабочий день, тогда как 40% относятся к неработающим8. Это, вероятно, один из факторов, способствующих относительно высокому и устойчивому уровню рождаемости, наблюдаемому во Франции9. Этот успех подталкивает к общему пересмотру государственной семейной политики, с тем, чтобы, в первую очередь, увеличить ее вклад в борьбу против бедности; он также нацелен на повышение уровня занятости женщин, ставя под сомнение меры, побуждающие их уходить с рынка труда, и развивая систему услуг по уходу за детьми, которые стоят дешевле, чем место в яслях.

Резюме

Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Инвестиции стран ОЭСР в эту сферу выросли с 1,65% ВВП в среднем в 1980 году до 2,4% в 2003 году. Одна из целей семейной политики – увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи, которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуя много средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.


1 Национальный институту демографических исследований Франции и ОЭСР
2 OCDE: www.oecd.org/els/social/family/database
3 Длительность совокупного отпуска по беременности и отпуска родителям бралась с учетом, что эти отпуска были оплачены средней заработной платой
4 Финляндия, однако, являет собой исключение, так как государственными услугами по уходу за детьми до трех лет здесь пользуются только 35% семей, в то время как в Швеции – 40%, в Норвегии – 44%, в Исландии – 59%, в Дании 62%
5 Этот уровень не включает такие виды помощи матерям, как наём няни, бэби-ситтинг и т.п., Хотя не существует оценок полного охвата детей с учетом этих видов ухода, считается, что теоретически охват может достигать примерно 44% семей, имеющих детей до трех лет
6 Willem Adema et Olivier Thévenon – 2008, “Les politiques en faveur de la conciliation entre travail et vie familiale en France au regard des autres pays de l’OCDE”, Recherches et Prévisions (93), septembre
7 Julien Damon – 2006, Les politiques familiales, Que sais-je?, Presses Universitaires de France
8 Ariane Pailhé et Anne Solaz – 2006, “Vie professionnelle et naissance: la charge de la conciliation repose essentiellement sur les femmes”, Population&Sociétés, 440
9 Laurent Toulemon, Ariane Pailhé et Clémentine Rossier – 2008, “France: High and Stable Fertility”, Demographic research 19(16), p. 503-556.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.