|
|
Нужно
ли россиянам половое просвещение? |
|
Над темой номера работала Ирина ЖУРАВЛЕВА
|
Какими должны быть программы полового просвещения
В России все еще существуют противники любых программ
полового просвещения, уверенные в том, что всякая информация, касающаяся
половой сферы, развращает подростков, увеличивает количество добрачных
связей, беременностей, инициирует раннее начало половой жизни.
В действительности все эти опасения опровергаются уже
накопленным опытом стран, давно осуществляющих половое просвещение.
Этот опыт свидетельствует о следующем:
- Возраст начала половой жизни у подростков
очень мало зависит от школьного сексуального просвещения. Он зависит
от других причин.
- Школьный курс или отсрочивает начало сексуальной
жизни, или делает ее более грамотной, безопасной.
- Самыми успешными являются программы, которые начинаются
раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые
дают не только знания, но и обеспечивают практические навыки и
социальные нормы безопасного секса15.
Как показывают опросы и подростков, и их родителей в
России, большинство из них высказываются в поддержку введения программ
полового просвещения. Это мнение разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы
высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования,
здравоохранения и т.п.), большинство экспертов считают, что половое
просвещение в школе необходимо. В то же время существует большой
разброс мнений по поводу того, каким оно должно быть. Эксперты расходятся
в том, что именно каждый из них понимает под "половым просвещением",
- одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие - рассматривают
в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что
должна быть школьная программа, предусматривающая образование и
детей, и родителей.
На практике, в той ограниченной мере, в какой половое
просвещение все же существует в России, используются различные подходы
к построению соответствующих программ. Условно их можно разделить
на три типа.
В первой группе программ, непосредственно
посвященных половому просвещению, центральное место занимает программа
"Основы планирования семьи и здорового образа жизни",
созданная коллективом авторов Российской ассоциации "Планирование
семьи" (РАПС)16 на основе "Концепции полового воспитания
подростков"17. В предисловии к программе подчеркивается, что
"половое воспитание следует расценивать как часть процесса
формирования личности, который включает в себя не только проблемы
здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты".
В качестве основной задачи выступает "формирование у молодых
людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни,
включая воздержание, и принятие осознанного решения, умение сказать
"нет" в ситуации, когда подросток не готов к таким отношениям".
При разработке программы было учтено мнение самих подростков
14-18 лет о наиболее важных и трудных для них вопросах, а также
мнение родителей и педагогов. Эти мнения были изучены в ходе социологического
исследования в шести регионах России.
Авторы программы заранее отвели как несостоятельный
основной упрек, который будет многократно звучать в их адрес - "внедрение
программы полового воспитания не стимулирует сексуальную активность
подростков. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах,
проведенный ВОЗ в 1993 году, который показал, что половое просвещение
не ведет к более раннему началу половой жизни, а наоборот, способствует
пониманию необходимости ответственного сексуального поведения и
формированию положительного отношения к семейным ценностям".
Подчеркивалась также важность привлечения к работе при введении
программы родителей подростков.
К сожалению, в 1998 году финансирование программы было
приостановлено. Но созданные на 48 территориях в 160 городах центры
планирования семьи продолжают работу по программе, сами ищут средства,
единомышленников и делают то, что отказалось делать государство.
Анализа эффективности работы региональных центров планирования семьи
по данной образовательной программе не проводилось. В Российской
ассоциации "Планирование семьи" есть только письма с положительными
отзывами и заявки-просьбы из регионов прислать комплекты программы
с методиками. Но последнее осуществить невозможно, так как финансирование
работы приостановлено.
Вторая группа программ включает многочисленные
программы по формированию здорового образа жизни, в которых половое
просвещение является лишь одним из разделов. Наиболее ярким образцом
подобной программы можно считать "Региональную программу пропаганды
здорового образа жизни", осуществляемую Фондом Сороса "Культурная
инициатива". Программа представляет собой 5 книг объемом до
100 страниц каждая, посвященных пропаганде здорового питания, профилактике
курения, алкоголизма и наркомании, СПИДа и основам сексуальности
человека. Вся программа объединена общей концепцией, рассматривающей
здоровье как единое целое, состоящее из физического, эмоционального,
интеллектуального, социального, личностного и духовного компонентов.
Подробно описывается методика обучения, принципы взаимодействия
между учителем и учениками при изучении каждого указанного компонента.
К третьей группе относятся программы,
где вопросы полового просвещения рассматриваются в контексте профилактики
ВИЧ/СПИДа и наркомании. В условиях негативного отношения официального
общественного мнения (фактическое общественное мнение, по-видимому,
имеет все же противоположную точку зрения) к половому просвещению,
сегодня оно фактически ведется в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и
наркомании среди молодежи. Эта работа осуществляется, как правило,
при финансовом и методическом участии зарубежных фондов. Примером
такого подхода может служить "Учебное пособие для подростков
и молодежи "Учимся жить в эпоху СПИДа""18.
Проведенный нами анализ различных программ, полностью
или частично посвященных вопросам полового просвещения, а также
опыта их реализации дает возможность сделать следующие выводы:
- Рассмотренные программы очень разнородны по содержанию
и имеют различное методическое обеспечение. Одни представляют
собой подробные разработки для учителя и рабочие тетради для школьников,
другие - только перечень тем со списком литературы или без такого
списка, третьи - перечень проводимых мероприятий с указанием ответственных
лиц.
- На федеральном уровне отсутствует какое-либо руководство
разработкой и внедрением указанных выше программ. Их появление
и внедрение имеет стихийный характер. Они существуют в регионах
и утверждаются соответствующими органами управления.
- Введение полового просвещения предполагает наличие
подготовленного к подобной работе учителя, обеспеченного соответствующей
методической литературой и обладающего навыками интерактивной
работы с подростками. Пока таких педагогов единицы, что делает
невозможным введение полового просвещения в школе даже при наличии
хороших учебников и программ.
- Оптимальной на сегодня (с учетом российского менталитета
и предыдущего отрицательного опыта полового просвещения) была
бы школьная программа по здоровью, в которой половое просвещение
является одним из разделов.
- Внедрение подобной программы предполагает не только
ее методическое и, финансовое обеспечение на государственном уровне,
написание соответствующих учебников и подготовку педагогов, но
и формирование общественного мнения в пользу безусловной необходимости
полового просвещения детей и подростков.
Только через несколько лет после внедрения образовательных
программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в
состоянии здоровья молодых поколений россиян.
15 - Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге
XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130-131.
16 - Программа "Основы планирования семьи
и здорового образа жизни". М., 1997.
17 - Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л.
Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской
ассоциацией "Планирование семьи" // Выбор. М.: РАПС, 1997.
С. 10-12.
18 - Учимся жить в эпоху СПИДа. Учебное пособие
для подростков и молодежи. Томск, 1997. Областной центр профилактики
и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
|