Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли россиянам половое просвещение?

Зачем нужно половое просвещение?

Хватает ли подросткам информации о сексуальном поведении?

Кто должен просвещать молодежь?

От родителей большого проку нет

Если не родители, то кто же?

Какими должны быть программы полового просвещения

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Джиовани Чиприани. Джульетта. Giovanni Cipriani. Juliet. (1800). Нужно ли россиянам половое просвещение?

Ирина Журавлева

Над темой номера работала Ирина ЖУРАВЛЕВА

Какими должны быть программы полового просвещения

В России все еще существуют противники любых программ полового просвещения, уверенные в том, что всякая информация, касающаяся половой сферы, развращает подростков, увеличивает количество добрачных связей, беременностей, инициирует раннее начало половой жизни.

В действительности все эти опасения опровергаются уже накопленным опытом стран, давно осуществляющих половое просвещение. Этот опыт свидетельствует о следующем:

  1. Возраст начала половой жизни у подростков очень мало зависит от школьного сексуального просвещения. Он зависит от других причин.
  2. Школьный курс или отсрочивает начало сексуальной жизни, или делает ее более грамотной, безопасной.
  3. Самыми успешными являются программы, которые начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые дают не только знания, но и обеспечивают практические навыки и социальные нормы безопасного секса15.

Как показывают опросы и подростков, и их родителей в России, большинство из них высказываются в поддержку введения программ полового просвещения. Это мнение разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования, здравоохранения и т.п.), большинство экспертов считают, что половое просвещение в школе необходимо. В то же время существует большой разброс мнений по поводу того, каким оно должно быть. Эксперты расходятся в том, что именно каждый из них понимает под "половым просвещением", - одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие - рассматривают в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что должна быть школьная программа, предусматривающая образование и детей, и родителей.

На практике, в той ограниченной мере, в какой половое просвещение все же существует в России, используются различные подходы к построению соответствующих программ. Условно их можно разделить на три типа.

В первой группе программ, непосредственно посвященных половому просвещению, центральное место занимает программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни", созданная коллективом авторов Российской ассоциации "Планирование семьи" (РАПС)16 на основе "Концепции полового воспитания подростков"17. В предисловии к программе подчеркивается, что "половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, который включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты". В качестве основной задачи выступает "формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, и принятие осознанного решения, умение сказать "нет" в ситуации, когда подросток не готов к таким отношениям".

При разработке программы было учтено мнение самих подростков 14-18 лет о наиболее важных и трудных для них вопросах, а также мнение родителей и педагогов. Эти мнения были изучены в ходе социологического исследования в шести регионах России.

Авторы программы заранее отвели как несостоятельный основной упрек, который будет многократно звучать в их адрес - "внедрение программы полового воспитания не стимулирует сексуальную активность подростков. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный ВОЗ в 1993 году, который показал, что половое просвещение не ведет к более раннему началу половой жизни, а наоборот, способствует пониманию необходимости ответственного сексуального поведения и формированию положительного отношения к семейным ценностям". Подчеркивалась также важность привлечения к работе при введении программы родителей подростков.

К сожалению, в 1998 году финансирование программы было приостановлено. Но созданные на 48 территориях в 160 городах центры планирования семьи продолжают работу по программе, сами ищут средства, единомышленников и делают то, что отказалось делать государство. Анализа эффективности работы региональных центров планирования семьи по данной образовательной программе не проводилось. В Российской ассоциации "Планирование семьи" есть только письма с положительными отзывами и заявки-просьбы из регионов прислать комплекты программы с методиками. Но последнее осуществить невозможно, так как финансирование работы приостановлено.

Вторая группа программ включает многочисленные программы по формированию здорового образа жизни, в которых половое просвещение является лишь одним из разделов. Наиболее ярким образцом подобной программы можно считать "Региональную программу пропаганды здорового образа жизни", осуществляемую Фондом Сороса "Культурная инициатива". Программа представляет собой 5 книг объемом до 100 страниц каждая, посвященных пропаганде здорового питания, профилактике курения, алкоголизма и наркомании, СПИДа и основам сексуальности человека. Вся программа объединена общей концепцией, рассматривающей здоровье как единое целое, состоящее из физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного компонентов. Подробно описывается методика обучения, принципы взаимодействия между учителем и учениками при изучении каждого указанного компонента.

К третьей группе относятся программы, где вопросы полового просвещения рассматриваются в контексте профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании. В условиях негативного отношения официального общественного мнения (фактическое общественное мнение, по-видимому, имеет все же противоположную точку зрения) к половому просвещению, сегодня оно фактически ведется в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи. Эта работа осуществляется, как правило, при финансовом и методическом участии зарубежных фондов. Примером такого подхода может служить "Учебное пособие для подростков и молодежи "Учимся жить в эпоху СПИДа""18.

Проведенный нами анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, а также опыта их реализации дает возможность сделать следующие выводы:

  1. Рассмотренные программы очень разнородны по содержанию и имеют различное методическое обеспечение. Одни представляют собой подробные разработки для учителя и рабочие тетради для школьников, другие - только перечень тем со списком литературы или без такого списка, третьи - перечень проводимых мероприятий с указанием ответственных лиц.
  2. На федеральном уровне отсутствует какое-либо руководство разработкой и внедрением указанных выше программ. Их появление и внедрение имеет стихийный характер. Они существуют в регионах и утверждаются соответствующими органами управления.
  3. Введение полового просвещения предполагает наличие подготовленного к подобной работе учителя, обеспеченного соответствующей методической литературой и обладающего навыками интерактивной работы с подростками. Пока таких педагогов единицы, что делает невозможным введение полового просвещения в школе даже при наличии хороших учебников и программ.
  4. Оптимальной на сегодня (с учетом российского менталитета и предыдущего отрицательного опыта полового просвещения) была бы школьная программа по здоровью, в которой половое просвещение является одним из разделов.
  5. Внедрение подобной программы предполагает не только ее методическое и, финансовое обеспечение на государственном уровне, написание соответствующих учебников и подготовку педагогов, но и формирование общественного мнения в пользу безусловной необходимости полового просвещения детей и подростков.

Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья молодых поколений россиян.


15 - Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130-131.
16 - Программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни". М., 1997.
17 - Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской ассоциацией "Планирование семьи" // Выбор. М.: РАПС, 1997. С. 10-12.
18 - Учимся жить в эпоху СПИДа. Учебное пособие для подростков и молодежи. Томск, 1997. Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.