|
|
Нужно
ли россиянам половое просвещение? |
|
Над темой номера работала Ирина ЖУРАВЛЕВА
|
Если не родители, то кто же?
Если семья не справляется с задачами полового просвещения
детей и подростков, то эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство
родителей, опрошенных в 4 регионах России в 1995-1996 годах в связи
с разработкой и внедрением программы сексуального образования в
школе Российской ассоциацией "Планирование семьи", сказали,
что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса
и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.
По данным массового опроса общественного мнения ВЦИОМ
в 1990 году, наиболее приемлемым и эффективным каналом получения
информации по вопросам сексуальной жизни был назван специальный
курс в школах, учебных заведениях (45,6%), получивший наибольшую
долю ответов опрошенного взрослого населения России10.
По более поздним данным ВЦИОМ (1994 год), 81% взрослых высказались
за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков
и только 10% были против, из них "категорически против"
- 3% мужчин и 4% женщин11. Вопросы
личной гигиены, сексуальности и контрацепции должны быть включены
в программу преподавания в школе с 10 лет и даже раньше - таким
было мнение большинства подростков, участвовавших в крупном медико-социологическом
исследовании Научного центра охраны здоровья детей и подростков
РАМН12.
Однако готова ли к решению задач сексуального просвещения
школа? Сегодня этот канал информации, практически отсутствует, как
отсутствовал и в начале 90-х годов.
Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность
сексуального просвещения, так же, как и родители, не готовы взять
на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики.
В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в
программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности,
а не контрацепции, и обязательность подготовки квалифицированных
преподавателей нового предмета.
Если судить по данным нашего опроса, то и сами подростки,
и их родители даже большую роль, чем школе, отводят врачам специалистам
и центрам планирования семьи (табл. 3). В самом деле, сегодня, пока
в школе не существует предмета, связанного с сексуальным просвещением,
эту функцию в какой-то мере выполняют центры и кабинеты планирования
семьи, которых создано достаточное количество для взрослых и крайне
мало (около 20) - для подростков.
Многие исследователи проблем репродуктивного здоровья
подростков также полагают, что ведущую роль в сексуальном воспитании
подростков призваны сыграть медицинские работники, в первую очередь
участковые педиатры, наиболее часто контактирующие с детьми. Однако
опрос 674 участковых педиатров Санкт-Петербурга показал, что лишь
половина из них считают половое воспитание одной из своих важных
задач, причем среди врачей со стажем до 11 лет этот показатель значительно
ниже: 25% респондентов ответили, что сексуальное просвещение - не
их обязанность, а 23% в этом не уверены. Реально же участвуют в
половом воспитании детей в форме индивидуальных бесед с ними и их
родителями, судя по результатам анкетирования, менее половины опрошенных
врачей. Впрочем, сами исследователи считают эти показатели весьма
завышенными и отмечают, что ни с детьми, ни с учителями в школах
участковые педиатры практически не работают13.
В любом случае, сегодняшняя реальность очень сильно
отличается от желаемой. В исследовании "Российской ассоциации
общественного здоровья" в 10 городах изучался вопрос о фактических
и желаемых источниках информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков
и опасности заболеваний, передаваемых половым путем. По мнению школьников,
их родителей и учителей, сейчас основными источниками информации
такого рода являются средства массовой информации. Для подростков
следующий по важности источник информации - друзья (42%). Роль родителей
и учителей невелика - 28 и 25% соответственно. Таким образом, сейчас
информационные потребности подростков в основном удовлетворяют средства
массовой информации и сверстники.
Самый важный вывод этого исследования по поводу основного
источника информации и субъекта заботы о здоровье подростка состоит
в том, что и школьники (87%), и родители (65%), и педагоги (58%)
возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая
ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить
его необходимыми для этого знаниями14.
10 - Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге
XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130-131.
11 - Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция
// Планирование семьи. 1998. № 2. С. 7.
12 - Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития
специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в
России // Планирование семьи. 1996. № 4. С. 21.
13 - Микиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых
педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование
семьи. 1999. № 3. С. 11.
14 - Образование в области здоровья и укрепление
здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред.
А.К. Демина, И.А. Деминой. М.: РАОЗ, 1999. С. 180.
|