Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли россиянам половое просвещение?

Зачем нужно половое просвещение?

Хватает ли подросткам информации о сексуальном поведении?

Кто должен просвещать молодежь?

От родителей большого проку нет

Если не родители, то кто же?

Какими должны быть программы полового просвещения

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Джиовани Чиприани. Джульетта. Giovanni Cipriani. Juliet. (1800). Нужно ли россиянам половое просвещение?

Ирина Журавлева

Над темой номера работала Ирина ЖУРАВЛЕВА

Если не родители, то кто же?

Если семья не справляется с задачами полового просвещения детей и подростков, то эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России в 1995-1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией "Планирование семьи", сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.

По данным массового опроса общественного мнения ВЦИОМ в 1990 году, наиболее приемлемым и эффективным каналом получения информации по вопросам сексуальной жизни был назван специальный курс в школах, учебных заведениях (45,6%), получивший наибольшую долю ответов опрошенного взрослого населения России10. По более поздним данным ВЦИОМ (1994 год), 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков и только 10% были против, из них "категорически против" - 3% мужчин и 4% женщин11. Вопросы личной гигиены, сексуальности и контрацепции должны быть включены в программу преподавания в школе с 10 лет и даже раньше - таким было мнение большинства подростков, участвовавших в крупном медико-социологическом исследовании Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН12.

Однако готова ли к решению задач сексуального просвещения школа? Сегодня этот канал информации, практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.

Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность сексуального просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не контрацепции, и обязательность подготовки квалифицированных преподавателей нового предмета.

Если судить по данным нашего опроса, то и сами подростки, и их родители даже большую роль, чем школе, отводят врачам специалистам и центрам планирования семьи (табл. 3). В самом деле, сегодня, пока в школе не существует предмета, связанного с сексуальным просвещением, эту функцию в какой-то мере выполняют центры и кабинеты планирования семьи, которых создано достаточное количество для взрослых и крайне мало (около 20) - для подростков.

Многие исследователи проблем репродуктивного здоровья подростков также полагают, что ведущую роль в сексуальном воспитании подростков призваны сыграть медицинские работники, в первую очередь участковые педиатры, наиболее часто контактирующие с детьми. Однако опрос 674 участковых педиатров Санкт-Петербурга показал, что лишь половина из них считают половое воспитание одной из своих важных задач, причем среди врачей со стажем до 11 лет этот показатель значительно ниже: 25% респондентов ответили, что сексуальное просвещение - не их обязанность, а 23% в этом не уверены. Реально же участвуют в половом воспитании детей в форме индивидуальных бесед с ними и их родителями, судя по результатам анкетирования, менее половины опрошенных врачей. Впрочем, сами исследователи считают эти показатели весьма завышенными и отмечают, что ни с детьми, ни с учителями в школах участковые педиатры практически не работают13.

В любом случае, сегодняшняя реальность очень сильно отличается от желаемой. В исследовании "Российской ассоциации общественного здоровья" в 10 городах изучался вопрос о фактических и желаемых источниках информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков и опасности заболеваний, передаваемых половым путем. По мнению школьников, их родителей и учителей, сейчас основными источниками информации такого рода являются средства массовой информации. Для подростков следующий по важности источник информации - друзья (42%). Роль родителей и учителей невелика - 28 и 25% соответственно. Таким образом, сейчас информационные потребности подростков в основном удовлетворяют средства массовой информации и сверстники.

Самый важный вывод этого исследования по поводу основного источника информации и субъекта заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники (87%), и родители (65%), и педагоги (58%) возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями14.


10 - Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130-131.
11 - Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция // Планирование семьи. 1998. № 2. С. 7.
12 - Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи. 1996. № 4. С. 21.
13 - Микиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование семьи. 1999. № 3. С. 11.
14 - Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А.К. Демина, И.А. Деминой. М.: РАОЗ, 1999. С. 180.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.