Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли россиянам половое просвещение?

Зачем нужно половое просвещение?

Хватает ли подросткам информации о сексуальном поведении?

Кто должен просвещать молодежь?

От родителей большого проку нет

Если не родители, то кто же?

Какими должны быть программы полового просвещения

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Джиовани Чиприани. Джульетта. Giovanni Cipriani. Juliet. (1800). Нужно ли россиянам половое просвещение?

Ирина Журавлева

Над темой номера работала Ирина ЖУРАВЛЕВА

Зачем нужно половое просвещение?

Во второй половине ХХ столетия в России, как и во всем мире, была зафиксирована тенденция к акселерации физического и полового развития детей и подростков, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Между тем, отношение общества к подросткам, представление о дозволенном и недозволенном, о том, что им нужно и чего не нужно знать, изменилось намного меньше. "В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствующих по физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах, остается, в лучшем случае, неизменным"1.

Появление в разных странах программ полового просвещения отразило стремление общества как-то заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали. Половое воспитание как процесс гендерной социализации, помогающий ребенку стать мужчиной или женщиной, воспринять общепринятую систему норм и правил взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни, существовало всегда. Но теперь потребовались новые формы такой социализации, менее спонтанные, более организованные и упорядоченные. Одной из таких форм и становится половое просвещение, предоставление информации и знаний, необходимых для подготовки подростка к сексуальной жизни и осуществлению репродуктивной функции в изменившихся социальных условиях.

Если подростки не получают такой подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье.

Нечто подобное, видимо, происходит в России, где, с исчезновением государственной цензуры информационных потоков, неконтролируемая пропаганда таких символов "нездорового" образа жизни, как табачные изделия, алкоголь и продукция сексуального характера в различных средствах массовой информации способствовала определенной деформации социального портрета современного подростка, для которого стала характерной большая распространенность курения, употребления алкоголя, наркотиков, ранняя сексуальная активность. Естественным ответом на новую ситуацию должно было стать создание эффективных школьных программ, которые предлагали бы свои ответы на встающие перед каждым подростком вопросы и предупреждали о грозящих ему опасностях. Но государственная система просвещения, так же, как и государственная система здравоохранения продемонстрировали свою неспособность дать такой ответ.

Можно смело сказать, что в настоящее время сколько-нибудь продуманная система полового воспитания детей и подростков в нашей стране отсутствует. Попытки внедрения полового просвещения в середине 90-х годов с помощью сырых, не обсужденных в среде специалистов, не одобренных соответствующими инстанциями программ закончились полным провалом с политической и клерикальной подоплекой. На выборах 1999 года КПРФ провозгласила остановку проекта сексуального просвещения российских школьников своим главным социально-политическим достижением. Церковь объявила, что единственное и лучшее средство от СПИДа, беременностей и венерических болезней - православная мораль.

Страна была отброшена в этом вопросе на 20 лет назад. Программа "Планирование семьи" была лишена бюджетного финансирования из-за ошибок на стадии ее внедрения. "Карательные" меры в связи с этим надолго отбили желание у министерских чиновников что-либо предпринимать в сфере полового просвещения. Правда, несмотря на официальный запрет и бездействие государственных структур, различные общественные, некоммерческие организации в регионах продолжают вести половое просвещение подростков, используя в качестве методик то, что удается найти, или то, что создают сами. Но размах этой работы, да и ее качество не отвечают тем требованиям, которые выдвигает жизнь. В реальности половым просвещением занимаются - кто как может - и родители, и школа, и медицинские учреждения, и средства массовой информации, и ровесники, - стихийно дополняя друг друга.

Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков, то есть тех, кому предстоит дать жизнь следующему поколению россиян. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5-7 раз, а венерическими, например сифилисом, - в 34 раза2. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.

На ухудшение репродуктивного здоровья молодежи указывают многие исследования. Так, опрос 1500 девушек, обучавшихся в ПТУ, обнаружил существование тенденции нарастания негативных показателей их здоровья. Исследование, проведенное на 1-м и 3-м годах обучения, показало, что за период обучения почти в 2 раза возросло число девушек с сильными менструальными болями (с 12 до 20%), стало больше принимающих в этот период лекарства (с 28 до 39%), обращавшихся к врачу с разными жалобами в связи с характером менструации. В целом число этих случаев возросло в 4 раза (с 3% до 12%). Выборочный осмотр подростковым гинекологом девушек в начале обучения выявил нарушения различного характера репродуктивной сферы у 19% осмотренных. Повторный осмотр через год обнаружил подобные нарушения уже у 32% респонденток. В этом исследовании было достоверно доказано отрицательное влияние курения, употребления алкоголя на общее самочувствие девушек, в том числе на симптомы, связанные с репродуктивной сферой3.

К сожалению, особенностью исследований репродуктивного здоровья в настоящее время является то, что они ведутся преимущественно в связи с детьми и подростками женского пола при отсутствии аналогичных исследовании в отношении подрастающего поколения мужчин. Между тем, судя по выборочным данным, 40-60% бесплодных браков имеют своей причиной заболевания репродуктивного аппарата у мужчин. Корни этой проблемы находятся в детском и подростковом возрасте, 58% заболеваний этого возрастного периода могут привести в будущем к бесплодию. Тем не менее, система детской андрологии в государственных медицинских учреждениях сегодня почти отсутствует4.

Учитывая, что обострение проблем репродуктивного здоровья во многом связано с особенностями поведения современной молодежи, очень важно понять взаимосвязь между объемом и достоверностью знаний подростков, уровнем их информированности по вопросам пола и поведенческими реакциями. Только при наличии соответствующих исследований возможна разработка эффективных профилактических программ, определяющих формы и методы наиболее приемлемого воздействия на подростков в целях сохранения их репродуктивного здоровья5. Стремление понять и оценить нынешнюю ситуацию с репродуктивным здоровьем и половым просвещением подростков обусловило проведение Институтом социологии РАН исследования "Репродуктивное здоровье подростков"6.


1 - Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.
Подробнее о ностальгических и компенсаторных конструкциях в общественном сознании см.: 2 - Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31, 35-36, 39.
3 - Шубочкина Е.И. Социально-гигиенические факторы риска и репродуктивное здоровье девушек, обучающихся в ПТУ // Планирование семьи. 2000. № 2. С. 22.
4 - Материалы из информационного письма "Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков" // Планирование семьи. 2000. № 2. С. 10.
5 - Камалдинов Д.О. Программы предупреждения раннего начала половой жизни. Новосибирск, 1997. С. 37-38.
6 - Руководитель - И.В. Журавлева, Тверь, 2001 год. В рамках исследования состоялся опрос школьников (316 человек), их родителей (132 человека) и экспертов-управленцев (30 человек) высшего ранга, связанных по роду своей деятельности с проблемами подростков (депутатов Госдумы, работников министерств образования и здравоохранения РФ, медицинских работников и педагогов). Кроме того, было проанализировано 20 образовательных программ, которые в большей или меньшей степени посвящены половому просвещению подростков.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.