… об оральной контрацепции
и репродуктивном здоровье
|
Gedeon Richter занялась секспросветом россиянок
|
Компания расширяет список регионов, в которых будет
работать социальная программа по сохранению репродуктивного здоровья
женщин "Твои дети - твое будущее"
К 2025 году репродуктивный потенциал России может оказаться "в
точке невозврата". Об этом заявили участники состоявшегося
на днях в Совете Федерации круглого стола, посвященного "Государственной
политике в охране репродуктивного здоровья населения". Причем
основной причиной того, что уровень рождаемости достигнет критически
низкой отметки, будет вовсе не отказ многих россиянок рожать детей,
а то, что не позволит им стать мамами - плохое здоровье. Одним из
основных факторов, которые подрывают здоровье российских женщин,
специалисты считают аборты. По их мнению, применяя методы постабортной
реабилитации и современной контрацепции, можно значительного снизить
и число абортов, и их негативные последствия. Как отметили все участники
заседания, сегодня жизненно необходимо создать действенную федеральную
государственную программу, основной целью которой стало бы массовое
просвещение россиянок в вопросах сохранения ими своего репродуктивного
здоровья. Однако пока такой государственной программы нет, просветительскую
нишу активно занимают коммерческие структуры. Компания Gedeon Richter
намерена тиражировать свой опыт по просветительской работе, который
она и представила на заседании в Совете Федерации, с молодыми женщинами
по всей стране.
Несмотря на то, что за последние 10 лет удалось снизить количество
абортов вдвое, оно все еще превышает количество родов. "На
100 родов приходится 115 абортов, - сказала RBC daily руководитель
отделения Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии
РАМН Ольга Фролова. - Причем основная часть женщин, избавляющихся
от своих детей таким образом, находится в возрасте от 19 до 34 лет.
А ведь это самый репродуктивный женский возраст. Именно за счет
этих женщин и реализуется основное воспроизводство населения. Результат
этого - доля нормальных родов стремительно падает (30% сейчас, в
некоторых регионах - 10%), доля больных младенцев растет (60%, в
ряде регионов - 90%)". По словам специалистов, главная причина
сохранения высокой доли абортов в России в том, что многие женщины
считают их основным методом регулирования рождаемости. "По
результатам опросов, проведенных в Подмосковье, 42% студентов вузов
допускает возможность абортов, 32% знает о контрацепции, но только
20% предохраняется от нежелательной беременности, - сказала на заседании
круглого стола координатор социальной программы компании Gedeon
Richter по сохранению репродуктивного женского здоровья "Твои
дети - твое будущее" Елизавета Тхостова. - Причем 30% студенток
предпочитает аборт контрацепции".
В то же время просветительские усилия могли бы, по мнению специалистов,
кардинально сократить число абортов. Однако у государства нет подобной
комплексной программы, пока она находится только на стадии идеи.
Однако похожие просветительские программы в локальном масштабе проводит
ряд коммерческих компаний, в первую очередь фармацевтических, которые
получают от этого немалую финансовую отдачу. Самым крупным проектом
является социальная программа по сохранению репродуктивного здоровья
женщин "Твои дети - твое будущее" компании Gedeon Richter.
Просветительская работа ведется во всех специализированных медицинских
учреждениях, среди молодых девушек, проводятся семинары с врачами.
Свой накопленный опыт компания планирует растиражировать по всей
России. "В течение последних лет мы проводим аналогичные программы
в ряде городов и регионов России, в число которых входят, например,
Новосибирск, Ижевск, Московская область, - сказала RBC daily директор
по маркетингу компании Gedeon Richter Анна Дарваши. - Там, где проводились
эти программы, мы наблюдали заметное изменение ситуации: число абортов
резко снижалось. Так, в Новосибирске за три года просветительской
работы доля абортов среди девушек младше 19 лет (с этой возрастной
категорией мы преимущественно и работали) снизилась с 12% до 9%.
В Московской области результаты были еще более впечатляющие. Только
за год удельный вес абортов у подростков (до 19 лет), снизился на
28%".
Полученные результаты специалисты компании оценили как положительные
и намерены расширять географию своей деятельности. Однако только
своими силами охватить такой работой все регионы одна компания,
естественно, не в силах. Сегодня руководство Gedeon Richter активно
занимается продвижением своих наработок в различных госструктурах,
в частности, на заседании круглого стола в СФ состоялось представление
программы "Твои дети - твое будущее" специалистам. "Нам
бы хотелось, чтобы это положительное начинание распространилось
на общероссийском уровне, - говорит Анна Дарваши. - Но справиться
с такой масштабной задачей, как формирование навыков репродуктивного
поведения и заботы о будущих детях одной компании не по силам. Поэтому
мы готовы поделиться нашим опытом и передать накопленные знания
более широкому кругу и надеемся привлечь большее внимание государства
к данной проблеме". Не исключено, что опыт компании возьмут
за основу для разрабатываемой сегодня аналогичной государственной
программы. Причем если это случится (вероятность весьма высока),
то все фильмы, брошюры, лекционные материалы, безусловно, будут
содержать упоминание о Gedeon Richter в том или ином виде. Так что
масштабная реклама компании будет обеспечена. Хотя руководство фирмы
называет своей основной целью вовсе не рекламу, а именно просвещение,
которое позволит сократить число абортов в России. "Наша компания,
как и все фармацевтические компании, ориентируется на прибыль, -
говорит Анна Дарваши. - Но при реализации социальных программ это
уходит на второй план. Для нас главное - научить женщин тому, что
своевременная забота о здоровье, правильное применение контрацепции
сохранят здоровье не только ей, но и ее будущим детям.
Во всех развитых странах привита культура потребления оральных контрацептивов,
что в свою очередь приводит к снижению числа абортов и сохранения
женского здоровья. В Европе и США 45-65% женщин пользуется оральной
контрацепцией, в России же - пока только 8-9%". Другими словами,
потенциал для роста российского рынка оральной контрацепции огромен,
поэтому сегодня за его завоевание идет нешуточная борьба. "Рынок
противозачаточных препаратов в течение последних 3-6 лет растет
очень активно, активнее всего российского рынка фармпрепаратов,
- сказал RBC daily аналитик компании "Фармэксперт" Николай
Демидов. - Среди лидеров этого рынка Gedeon Richter занимает третье
место, после Компаний Shering AG (47% рынка) и Organon (31%)".
Причем в последние годы ниша Gedeon Richter стала в сравнении с
конкурентами уменьшаться. "В течение короткого срока компания
потеряла около 2% рынка гинекологических препаратов, хотя в ассортименте
Gedeon Richter эти лекарства всегда занимали весомую долю (по словам
Анны Дарваши, 30% - RBC daily)". Поэтому активная политика,
проводимая сегодня компанией в регионах, направлена в первую очередь
на улучшение своих позиций на рынке. Тем более что эффект от усилий
очевиден. "В Подмосковье, где проводилась наша программа, потребление
оральных контрацептивов возросло на 40%", - подчеркнула Анна
Дарваши. Правда, уточнять, сколько из этой цифры пришлось исключительно
на долю препаратов компании, директор по маркетингу Gedeon Richter
не стала.
Лада ФЕДОРОВА. "RBC daily", 25 марта
2005 года
|