Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российские дискурсы о миграции

Об одном на разных языках

Красное словцо журналиста

Ненадежное слово чиновника

Глазами политиков: светлое будущее и темное настоящее

Интеллектуалы «широкого профиля» о миграции

Академический дискурс: pro et contra

Будут ли в России «чайна-тауны»?

Миграция и 11 сентября – мировой контекст

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Питер Брейгель. Вавилонская башня. Bruegel, Pieter. The Tower of Babel (1563) Российские дискурсы о миграции

Над темой номера работал
Владимир МУКОМЕЛЬ

Ненадежное слово чиновника

Было бы удивительно, если бы чиновники не пытались навязать обществу свое, ведомственное видение миграционных проблем, свои оценки вызовов и угроз - в конце концов, это является их основными задачами. Вопрос в том, как это делается.

На фоне официально декларируемой заинтересованности в привлечении иммигрантов (В. Путин: "Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика") представители ведомства, отвечающего за миграционные процессы, вносят немалый вклад в формирование односторонних представлений о миграционных процессах как о чем-то явно негативном. "Миграция оказывает негативное влияние на экономическую, социально-политическую и криминальную обстановку. В приграничных регионах незаконная миграция отрицательно сказывается на межнациональных и межэтнических отношениях. Причем отдельные ее проявления даже угрожают национальной безопасности страны"13 (А. Черненко). Ему же принадлежит парадоксальная точка зрения: "Я полагаю, что появление скинхедов - это результат прошлой невнятной миграционной политики"14.

Обоснованием такой позиции служат данные (весьма противоречивые), вбрасываемые чиновниками же в СМИ. Некоторые из них приведены в табл. 1.

Таблица 1. Некоторые оценки чиновниками миграции в России15

 

В. Иванов

А. Черненко

А. Чекалин

Б. Грызлов

Нелегальные иммигранты

5 млн. (апрель 2002)

3,5 млн. (ноябрь 2002)

10-12 млн. (июль 2002), 2,5 млн. (апрель 2003), 3,8 млн. (февраль 2004), 4 млн. (май 2004)

5 млн. (октябрь 2001)

Незаконные трудовые мигранты

 

6 млн. (апрель 2002); 3-4,5 млн. (август 2002)

5 млн. (апрель 2003), 3,5 млн. (ноябрь 2003)

5 млн. в Москве (апрель 2002)

Трансферты, млрд. долларов

 

7-8 (июль 2002)

13-15 (ноябрь 2003), 2,5-3 (февраль 2004)

1, потери бюджета (октябрь 2001)

Численность китайцев

1-2 млн. на Дальнем Востоке (ноябрь 2003)

 

 

3 млн. иностранцев на Дальнем Востоке (март 2001)

Высокопоставленному чиновнику В. Иванову, возглавлявшему в 2001-2003 годах межведомственную рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации, принадлежат и некорректные оценки возможной численности нелегалов к 2010 году в 19 миллионов человек, и вовсе странная оценка численности иностранцев на территории России: "…у нас осело примерно 35 миллионов человек. Реально предположить, что новых "соотечественников" у нас гораздо больше, поскольку никто не берется даже приблизительно указать число мигрантов, которые незаконно пересекли наши местами абсолютно прозрачные границы"16.

Все оценки, выдаваемые чиновниками, имеют один источник - "экспертные оценки". Некоторое представление о методиках этих оценок дает следующее суждение В. Иванова: "…через посты пограничного контроля только из стран СНГ в Россию в прошлом [2001] году прибыло 14,5 млн.. человек, а выехало из страны - 11,5 млн.., остаток - 3 млн.. Аналогичная картина была в 1999 и 2000 гг."17. Ту же методику использовали и представители российской миграционной службы: "сейчас, по данным миграционной службы, из одного миллиона въехавших на территорию России иностранцев обратно выезжает лишь 700 тысяч. Остальные теряются на бескрайних российских просторах"18. Достаточно однажды пересечь госграницу поездом, чтобы составить представление о точности таких прикидок.

Вставка 2.
Некоторые данные пограничной статистики

Таблица 1. Численность мигрантов-иностранных граждан, тысяч человек
(данные ФПС России)

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

Прибыло

16189

18865

21206

21595

23309

22521

Выбыло

12272

14336

17912

18729

20913

20642

Разница между числами прибывших и выбывших

3916,4

4529,4

3293,5

2866,1

2395,8

1878,8

в т.ч. страны СНГ и Балтии

Прибыло

11192

13496

15592

16178

17057

15997

Выбыло

7320,7

8913,2

12230

13224

14728

14193

Разница между числами прибывших и выбывших

3871

4583

3361,2

2954

2328,7

1804

Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации в 1999 году (Статистический бюллетень). -М., 2000. -с. 105-108; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2000 году (Статистический бюллетень). -М., 2001. -с. 108-111; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 году (Статистический бюллетень). -М., 2003. -с. 88-91; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2003 году (Статистический бюллетень). -М., 2004. -с. 100-103.

Таблица 2. Количество пересечений государственной границы Украины, млн. человек
(по данным Госкомграницы Украины)

 

1996

1997

1998

1999

2000

Всего

36,14

33,21

27,85

26,81

29,55

   на Украину

19,58

18,49

15,42

14,49

15,34

   из Украины

16,56

14,72

12,43

12,32

14,21

разница между числами прибывших и выбывших

3,02

3,77

2,99

2,17

1,13

Источник: Малиновская Е.А. Миграция населения приграничных районов Волыни и Черниговщины в Беларусь//Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина: Сб. науч. трудов /Под общ. ред. С.И. Пирожкова. К.: НИПМБ, 2002. - с.77

И в 1990-х годах ФМС России грешила закрытостью оценок, и тогда непросто складывался диалог с научной общественностью. Однако представители службы активно выступали и в среде специалистов, и в научной печати. Сегодня преобладает не коммуникационная, а информационная функция: общество информируют, доводят до его сведения. Порочная практика "доложил - ушел" получила самое широкое распространение. Нет текстов, которые можно обсуждать - есть лишь интервью.

Главный недостаток чиновничьего подхода - отсутствие понимания того, что социальные процессы вероятностны по своей природе. И самое сложное - адекватная оценка спектра возможных последствий предлагаемых решений. Для нынешних чиновников ФМС России существует только приказ, который либо выполнен, либо нет.

Принадлежность силовому ведомству играет определяющую роль в контексте прорабатываемых решений: в одном из последних интервью А. Черненко среди задач, стоящих перед ведомством, неожиданно называет "вооружение личного состава, проходящего службу в "горячих точках""19.

Специфика чиновничьего дискурса порождает особенности практик. Сегодня руководство ФМС много говорит о борьбе с незаконной занятостью. Необходимость такой борьбы не вызывает сомнений, сомнения вызывают методы. Особенно, когда их применение оправдывается необходимостью защиты прав иммигрантов. Типичный сюжет на ТВ: иммигранты, проработавшие неделю на хозяина, не оформившего их отношения с Законом, депортируются из России. Никто им, разумеется, ничего не заплатит. Поблагодарят ли они службу за такую "защиту" их прав?

Рвение, с которым ФМС намерено защищать права мигрантов, а также интересы российских безработных внушает тревогу при нынешнем кадровом составе МВД. (Более резко сказано Л.И. Графовой: "Все равно, что организовать общество защиты животных во главе с директором живодерни").

Государство, общество, иммигранты, да и большинство работодателей не заинтересованы в конфликте с Законом. Государство, общество кровно заинтересованы в налогах, иммигранты - в цивилизованных условиях труда и его оплаты, честные работодатели, коих множество, - в экономии времени и средств (не идти же в "крышеванные" фирмы, сдирающие сотни долларов за разрешение?).

Отдает ли руководство ФМС России отчет в том, что рост численности незаконных мигрантов - прямое следствие деятельности ведомства? Имеются исследования, согласно которым снижение численности регистрируемых иммигрантов в конце 2000-х стало следствием их недоучета: просто иммигранты стали нелегалами из-за сложности новых процедур и общей неразберихи20.

"Незаконными" являются те мигранты, которые не укладываются в прокрустово ложе Закона. Ложе же у нас таково, что любой, не зарегистрированный в течение трех дней, становится незаконным мигрантом. Понятно, что если срок регистрации свести к нескольким часам, то "незаконными" станут все мигранты, увеличить до пяти дней, как в Киргизии, - их станет меньше в разы.

Из уст российских чиновников, озабоченных проблемами нелегальной миграции, все чаще слышно слово "депортация" и никогда - "амнистия". Но ведь мы ж не одни в мире сталкиваемся с этой проблемой. Всех не депортируешь - никаких средств не хватит. Почему не воспользоваться опытом США, Италии, других стран, время от времени амнистирующих (легализирующих) тех "незаконных" бедолаг, которые ничем не провинились перед Законом (см. вставку 3)?

Вставка 3.

Таблица 1. Сравнение параметров общей законодательной амнистии в шести странах

Показатель

Австралия

Венесуэла

Греция

Италия

США

Франция

Дата вступления программы в силу

Июнь 1980 г.

Август 1980 г.

Январь 1998 г.

Ноябрь 1998 г.

Май 1987 г.

Октябрь 1981 г.

Срок подачи заявления

6 месяцев

4 месяца

14 месяцев

1,5 месяца

1 год

2 месяца

Установленная дата въезда

1 января 1980 г.

20 сентября 1978 г.

28 ноября 1997 г.

27 марта 1998 г.

1 января 1982 г.

1 января 1981 г.

Предоставляемый статус

Постоянное проживание

Статус временного проживания на год, после двух лет — автоматическое постоянное проживание

Временное или постоянное проживание сроком на 1—5 лет, возможность продления

Постоянное проживание

Временное проживание на 18 месяцев, затем в течение года возможность подать на постоянное проживание

Постоянное проживание

Пошлина за подачу заявления

50 долл. США

Н д.

Нет

Нет

185 долл. с совершенно-летнего, 50 долл. с ребенка, но не более 420 долл. с семьи

Нет

Ожидаемое количество заявителей

Н д.

1,2 млн.

450 тыс.

До 1 млн.

От 1,3 до 2,6 млн.

300 тыс.

Количество обратившихся

1 4 тыс.

301, 7 тыс.

373 тыс.

308,2 тыс.

1768 тыс.

149,2 тыс.

Источники: The Cautious Welcome. The Legalization Programs of the Immigration Reform and Control Act / S Gonzalez Baker - [S I] 1990 -P 58-59 MNS, 1998-1999.
Опубликовано в: Чернышова О. Законодательные амнистии для незаконных
иммигрантов: может ли западный опыт быть полезен для России / Иммиграционная
политика западных стран: Альтернативы для России // Под. Ред. Г. Витковской;
МОМ. Моск. исслед. программа по миграции. - М.: Гэндальф, 2002. с. 217

Особенно много вопросов возникают по причине непрозрачности миграционной политики. А. Чекалин заявляет: "Миграционная карта стала эффективным инструментом по отслеживанию миграционных потоков и послужила мощным стимулом для вывода из тени нелегальной рабочей силы"21. Смысл введения понятен только в одном случае - если нет системы регистрации. У нас, увы, она есть, причем разрешительная, а не уведомительная. И мы должны поверить на слово? Кто знаком со статистикой: откуда приезжают, куда, на какой срок, кто? Даже этих элементарных сведений не достать днем с огнем. Да и есть ли такая статистика? - Работники ФМС заявляют о завершении работы над соответствующими базами данных лишь в 2005 году. Все эти годы столь желанные и дорогие для гастербайтеров миграционные карты сваливались в корзины.

Конечно, критиковать чиновничье видение миграционных проблем легко, но оно и не может быть безупречным. Именно чиновники сталкиваются с этими проблемами непосредственно, в том виде, в каком они проявляются в реальной жизни, и этим определяются и достоинства и недостатки их подходов, неизбежная ограниченность их угла зрения, перенесение центра тяжести на решение тактических задач, которые могут вступать в противоречие со стратегическими целями. Чиновникам приходится вырабатывать и реализовывать конкретные меры, о действенности которых можно судить только по прошествии какого-то времени. Оценивая такие меры (особенно с учетом частоты реформирования миграционного ведомства и скорости, с которой меняются его руководители), нельзя не вспомнить притчу о Ходже Насреддине, не слишком задумывавшемся о выполнимости данных им обещаний: "за это время либо шах, либо я, либо осел сдохнет".

Важно понимать - и важно, чтобы это понимали сами чиновники, ибо они облечены властью, - что их видение миграционных проблем и перспектив - не единственно возможное и не единственно правильное.


13 - А.Черненко. Источник: Агентство бизнес новостей (http://www.abnews.ru) , 28.06.2002
14 - Polit.ru, 03/07/2002.
15 - Использованы материалы Центра демографии и экологии человека - Население России 2001. М.: 2002, с.133-134.
16 - http://www.strana.ru/print/108366.html; http://www.voskres.ru/idea/migration.htm
17 - АиФ, 2002, 10 апреля.
18 - "Время новостей", 2002, 4 апреля.
19 - Ириада Семенова. Ваш паспорт, ФМС // "Российская газета", 2004, 9 октября, http://rg.ru/2004/10/09/chernenko.html
20 - Мкртчян Н. Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001 гг. // "Вопросы статистики", 2003, N 5, с.47-50.
21 - http://www.uhr.ru/index/jobmarket/russia/7053,0.html

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)