Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российские дискурсы о миграции

Об одном на разных языках

Красное словцо журналиста

Ненадежное слово чиновника

Глазами политиков: светлое будущее и темное настоящее

Интеллектуалы «широкого профиля» о миграции

Академический дискурс: pro et contra

Будут ли в России «чайна-тауны»?

Миграция и 11 сентября – мировой контекст

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Питер Брейгель. Вавилонская башня. Bruegel, Pieter. The Tower of Babel (1563) Российские дискурсы о миграции

Над темой номера работал
Владимир МУКОМЕЛЬ

Об одном на разных языках

"Слова могут изменять смысл
в зависимости от взглядов тех, кто их
употребляет"1

Миграция и мигранты, связанные с ними проблемы все больше привлекают внимание россиян. О них пишут и говорят журналисты и чиновники, публичные политики и академические исследователи. Но слышат ли они друг друга? В какой мере обсуждение проблем миграции и миграционной политики включено в один и том же контекст, одинаково ли понимают этот контекст участники обсуждения, говорят ли они на одном и том же языке? Как чиновника меня раздражало, когда академический работник готов был часами рассуждать о возможных дефинициях, толкованиях, подходах к проблеме - совершенно не заботясь о поисках конструктивных решений. Как научного работника меня озадачивают попытки журналистов упрощать проблему, публичных политиков и чиновников - предлагать простые решения, игнорируя возможные их последствия.

Пересекаются ли их аргументация, их "дискурсы", представляющие собой более или менее целостные системы доводов? Осуществляются ли коммуникации между разными дискурсами, сближаются ли они или отдаляются друг от друга?

Функции журналиста - сбор, обработка и распространение информации с помощью СМИ, конструктив - не его компетенция. Академическому работнику, специалисту в области миграции интересен не только анализ проблемы, но и обсуждение путей ее решения. Для чиновника (в идеале, конечно) - превыше всего поиск наиболее эффективного решения проблемы и оценка возможных последствий). А публичного политика интересует, в первую очередь, значимость данной проблемы в глазах общества. Если она признается обществом первоочередной - задача политика предлагать свое видение проблемы, свои оценки и решения; если есть другие приоритеты, проблема обречена оставаться вне поля его зрения.

Различие функций предопределяет различие взглядов на проблему, подходов, аргументов, да и предполагаемых адресатов. Соответственно ход рассуждений, стоящая за ними идеология, стилистика аргументации формируют особенности масс-медийного, чиновничьего, политического и академического дискурсов о миграции. И здесь уже закладываются основы взаимного непонимания, прекрасно иллюстрируемого библейским преданием о вавилонской башне. В одни и те же термины вкладывается различное толкование, неоднозначность толкования влечет за собой завышение/занижение статистических данных, преувеличение/недооценку остроты проблемы и возможных путей ее решения.

Очевидна, например, потребность в однозначном употреблении понятия "незаконный мигрант". Кто это: иностранцы или также и российские граждане, не имеющие регистрации? (Зачастую к ним относят, вопреки мировой практике, и российских граждан; в ряде регионов это закреплено законодательно, например, в Ставропольском крае). На чем основываются оценки их численности: это лица, незаконно находящиеся на территории России постоянно, или те, кто в течение какого-то срока - дней, месяцев - нарушал правила? Согласитесь, есть разница, живут ли у вас в гостях в течение года, или нескольких дней.

Очень многие исследователи, политики, журналисты признают, что Россия заинтересована в притоке мигрантов, да и практика последнего времени достаточно убедительно это подтверждает. Однако при этом в обществе нарастают антииммигрантские настроения, и широко распространяется критическое отношение ко всему, что связано с более или менее массовым притоком людей в Россию.

Известные антимигрантские аргументы сводятся к следующим:

  • Неконтролируемый приток мигрантов резко осложняет социальную обстановку, дестабилизируя рынки труда, жилья, способствуя повышению нагрузки на социальную и инженерную инфраструктуру.
  • Миграция ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку.
  • Миграция способствует криминализации обстановки и росту преступности.
  • Иммигранты не платят налоги, а все заработанные деньги отправляют на родину.
  • Иноэтнические мигранты захватывают ключевые позиции в социально-экономической жизни; резко возрастает роль таких факторов межэтнической напряженности, как этнический инфаворитизм и клиентизм.
  • Замкнутый образ жизни отдельных этнических общин и их нежелание, воспринять образ жизни местного населения, способствуют возрастанию социокультурной дистанции между ними и "коренным населением". Эта дистанция столь велика, что исключена возможность их совместного проживания.Изменение этнического состава территорий вследствие миграций приобретает угрожающий характер и угрожает национальной безопасности.
  • Миграция служит неизбежной предпосылкой конфликта: имеется объективный порог численности мигрантов после которого конфликты предопределены. Миграцию уже можно рассматривать как особый вид оружия, позволяющего существенно ослаблять и дестабилизировать ситуацию в регионе, государстве; вытеснение славянских народов с исконно русских территорий, из органов государственной власти, силовых структур и бизнеса влечет за собой превращение территорий, особенно приграничных, в лоскутное одеяло.
  • Расселение отдельных этнических групп вблизи стратегических объектов и в приграничной полосе носит целенаправленный характер, формируется "пятая колонна". Прослеживается связь между обострением соперничества за обладание контролем над транспортировкой нефти и газа и активностью мигрантов по защите своих прав.
  • Распространение исламского экстремизма канализируется некоторыми этническими группами, присутствие которых потенциально опасно.
  • В местах компактного проживания некоторых этнических групп через 7-10 лет возможен легитимный приход к власти национальной элиты и далее, через референдум, - создание национально-территориальных образований, а также возможное их смыкание с этническим сепаратизмом на региональном уровне (например, Северном Кавказе).

Вообще отношение к этнической компоненте миграционных процессов становится своеобразным водоразделом между дискурсами. Несмотря на то, что сейчас, как правило, весьма незначительная часть мигрантов отлична по своему этническому составу от населения территорий, на которые они прибывают, в общественном мнении распространен стереотип: иноэтничность мигрантов - это данность. Все аргументы в пользу ужесточения миграционной политики имеют ярко выраженную этническую окраску и базируются на страхах "вторжения другого": утраты ресурсов, идентичности, конфликтов. Страхи служат вербальным объяснением эмоционального восприятия мигрантов как чужеродных, незваных гостей. (Образ гостя, нарушившего привычный образ жизни и диктующего свои нравы хозяевам, весьма популярен и среди обывателей, и среди журналистов).

В свою очередь, отношение к иноэтничности мигрантов и порождаемым страхам является важным фактором различий в используемых системах доводов. Выпячивание этничности мигрантов, преувеличенное ее значение подчеркивается в масс-медийном, проговаривается в публично-политическом, подразумевается в чиновничьем и учитывается в академическом дискурсах.


1 - Гийому Ж., Мальдидье Д. О новых приёмах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла. М.: 1999, с.142.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)